Здания к семинару по Былине

Здания к семинару по Былине
Семинар будет протекать так: открываем Хрестоматию (с текстами) и комментируем по всем позициям все подряд былинные тексты, начиная с первого по порядку.
I. История обнаружения и собирания былины (по любому учебнику); сборник Кирши Данилова и его значение.
II. Иторическая жизнь и живое бытование былины:
( По ст.: П.Н. Рыбников. Заметка собирателя [М.–П.]:
a) Ситуации, в которых былины исполнялись.
b) Отношение северно-русских крестьян к былинам и сказителям.
c) От кого сказители усваивали искусство сказывать / петь былины (просто выписать примеры, приводимые ПНР).
d) От чего зависит содержание былины, пропетой сказителем, вплоть до черт его характера и настроения в момент сказывания / пропевания былины.
( По ст.: А.Ф. Гильфердинг. Олонецкая губерния и ее народные рапсоды. [М.–П.]; [З.–К.]:
a) Охарактеризовать природные и социально-экономические условия, благодаря которым, по Гильфердингу, на Русском Севере и сохранилась эпическая поэзия; здесь же – род занятий, способствующий усвоению былины.
b) Нравственный облик сказителей.
c) Возражение Гильфердинга Рыбникову о состоянии былинной традиции, если сравнивать Прионежье с Выгозером, Водлозером, Кенозером.
d) Значение для сохранения былины «громадной силы памяти» и приверженности традиции. О соотношении в былине «завещанного преданием» и «местных, личных стихий».
e) Соотношение в былине мест типических и переходных.
( По ст. : В.Ф. Миллер. Русская былина, ее слагатели и исполнители [Ю.Г.К ]
Обоснование концепции о профессиональных корпорациях исполнителей былин. как ее храниелях. Здесь же – об общих местах и сюжетном соствае былинны.
III. История былины и ее историзм
( По работам В.Ф. Миллера: «Очерки русской народной словесности» [М.–П.]; «К былинам о Садке» [М.–П.]:
a) Задачи, которые исследователь перед собой ставил, методы, которыми он пользовался, и трудности, которые ему пришлось преодолевать.
b) Подтвердить результаты его «разбора былины о Садке» (ссылаясь на него самого).
Внимательно прочесть ст.: В.Ф. Миллер. Очерки истории русского былинного эпоса [М.–П.]; [З.–К.].
( По ст.: В. Я. Пропп Фольклор и действительность. [М.–П.]
a) Соотношение, по В.Я. Проппу, сказка – эпос.
b) Критика «исторической школы» в исследовании былин.
NB!: Эти позиции см. на стр. 269 – 270 в Хрестоматии, но статью законспектировать полностью!
( По работе: В.Я. Пропп. Русский героической эпос. Введение [Ю.Г.К.]
Законспектировать так, чтобы понять и смочь внятно и осмысленно воспроизвести все.
( Все то же и критика по ст.: А.М. Астахова. Происхождение северной эпической традиции [Ю.Г.К.]
IV. Поэтика былины
( По учебнику: все кратко законспектировать. Особенно что касается идейного содержания всех (!) былинных сюжетов, которые есть в природе.
( По работам: А.П. Скафтымов. Поэтика и генезис былин. [М.–П.] или Он же: Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах [Ю.Г.К.]
Законспектировать так, чтобы суметь подтвердить его выводы; см. также задания к анализу непосредственно былинных текстов
( По ст.: П.Д. Ухов. Типические места (loci communes) как средство паспортизации былин [М.–П.]:
a) Проблема, на решение которой направлена эта работа П.Д. Ухова.
b) Способ решения этой проблемы, предложенный исследователем.
c) Выписать все былинные общие места, цитируемые исследователем; см. также задания к анализу непосредственно былинных текстов.
IV. По былинным текстам (и по текстам, помещенным в раздел исторической песни – «Гнев Ивана Грозного на сына», «Скопин») из Хрестоматии РНПТ, сост. Ю.Г. Кругловым, третье (!) издание 1993 г.
1. Выписать и сопоставить общие места пира (с похвальбой или без, с поручением или без), седлания коня, богатырской поездочки,входа в помещение, въезда во двор, поднесения чары, царей не казнят.
2. Сопоставить общие места, рассматриваемые П.Д. Уховым (см. выше), и те же общие места из текстов (какие найдутся).
3. Выписать из каждого былинного текста примеры реализации следующих качеств былинной поэтики (если они, разумеется, в данном тексте присутствуют):
a) Идеализация предметного мира, героя и вообще всего, с чем только герой ни соприкасается;
b) Ретардации и троекратные повторения;
c) Гиперболизация;
d) Детализация повествования (внимание к мельчайшим деталям и разного рода относительно второстепенным обстоятельствам происходящего);
e) Единочатия;
f) Эстетические эффекты, по А.П. Скафтымову (см. выше), предварительного умаления героя, неожиданности, выделения героя-богатыря, резонации (со стороны персонажей) и проч. и проч.
4. Определить основную идею данной былины, соотносясь, во-первых, с тем, что написано в учебниках, и, главное, непосредственно с былинным текстом, о котором идет речь.
5. И, наконец, попытаться выделить в каждой былине мифологическую, просто архаическую или, напротив, историческую основу ее фабулы (=сюжета), образности, предметного мира.

Сокращения
1. [З.–К.] – Русский фольклор. Хрестоматия исследований. Сост.: Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., "Флинта – Наука", 1998.
2. [М.–П.] – Русская фольклористика. Хрестоматия. Сост.: С.И. Минц, Э.В. Помернацева. – "Высшая школа", 1965.
3. [Ю.Г.К.] – Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике. Сост.: Ю.Г. Круглов. – М., "Высшая школа", 1986.












13PAGE 15



13PAGE 14215





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915

Приложенные файлы

  • doc 12172147
    Размер файла: 37 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий