Вариант № 6 по Грибову. Был октябрь… Настоящее искусство (2)


Вариант № 6 по Грибову. Был октябрь…
Настоящее искусство
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2)Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём. (4)Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов. (5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.
(6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна. (7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек...
(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. (16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.
(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:
Куда бежишь, тропинка милая,
Куда зовёшь, куда ведёшь...
(20)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:
Кого ждала, кого любила я,
Уж не воротишь, не вернёшь...
(21)Они некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.
(22)А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. (23)И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. (24)Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг они как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. (25)Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись.
(По Ю.Т. Грибову)*
* Грибов Юрий Тарасович – современный писатель, член редколлегии серии книг «Живая память», автор книг «Сороковой бор», «Ржаной хлеб», «Перелом лета» и др.
Какой вариант ответа является продолжением предложения: «И женщины,  и мужчины пели песню вместе, несколько раз повторяя одни и те же строчки, потому что…»?
1) так веселее было плыть по скучной реке.
2) природа заставила их сблизиться и почувствовать вечную красоту.
3) в этих местах останавливался и отдыхал Некрасов.
4) мужчины хотели поддержать женщин.
Ответ: ___________________________.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.
1) Сама по себе природа вечна и почти неизменна.
2) Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист.
3) Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.
4) И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.
Ответ: ___________________________.
4. Из предложений 4–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Ответ: ___________________________.
5. Из предложений 10–14 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
Ответ: ___________________________.
6. Замените книжное слово «слагал» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Ответ: ___________________________.
7. Замените словосочетание «картофельных полей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 17.
Ответ: ___________________________.
9. Среди предложений 13–18 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Ещё подумал я и о том,(1) что красота,(2) видно,(3) живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её,(4) не дать ей умереть,(5) не проснувшись.
Ответ: ___________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
А мужчины,(1) сдвинув брови и поджав губы,(2) тоже уставились на хуторок,(3) и кое-кто из них невольно подтягивал,(4) не зная слов или стесняясь петь в голос. И целый час все вместе пели они эту песню,(5) по нескольку раз повторяя одни и те же строчки,(6) а баржа катила себе вниз по Ветлуге,(7) по лесной дикой реке.
Ответ: ___________________________.
13. Среди предложений 21–25 найдите сложные предложения с однородным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ___________________________.
14. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.Ответ: ___________________________.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного известного лингвиста В.В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
15.3. Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
2. 2
3. 3
4. воспел
5. деревянный
6. сочинял
7. полей картофеля
8. стояла тишина
9. 15
10. 2,3
11. 4
12. 3,6
13. 25
14. 1

Приложенные файлы

  • docx 12281796
    Размер файла: 25 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий