Незваный гость


«Незваный гость» - это значит гость нежеланный, пришедший по своей воле без
приглашения хозяев. В этой главе такой «незваный гость» – Пугачев. Его самого и его армию в
крепость никто не приглашал. Эти люди, «обреченные виселице», пришли
сами, чтобы пьянствовать, грабить и убивать. Они хуже монголо-татар,
потому что те были чужаками, а эти, в основной своей массе, да и сам
Пугачев, такие же православные русские люди, как и те, кого они убивали и
грабили.
Глава IX
вопр.1
Офицер Швабрин - полная противоположность офицеру Гриневу. Он человек далеко не глупый, но бездушный и циничный.
Чувства долга, совести и чести у Швабрина нет, его основное чувство –
это собственная выгода, поэтому он легко становится предателем и
переходит на сторону Пугачева. Этот человек быстро приспособился к
ситуации, подстригся, как казак, надел новую форму. Автор намеренно
противопоставляет по​ведение Швабрина и Гринева. « Взоры наши встретились; в моем он мог прочесть презрение, и он отворотился с
выражением искренней злобы и притворной насмешливости» - вспоминает
Гринев. Швабрин прекрасно осознает, что совершил предательство, что
поверженный, но сохранивший честь, Гринев морально намного выше него и
за это Швабрин еще больше ненавидит Гринева.
В эпизоде с подачей «реестра» Пугачеву Савельич вновь предстает перед
нами, как преданный Гриневу человек. Рискуя жизнью, он предъявляет
список, по которому Пугачев дол​жен вернуть утраченное « барское добро»,
«раскраденное злодеями».
Интересно то, что холоп Савельич знает грамоту. Этот эпизод раскрывает нам не только
самозванство Пугачева: он не​грамотный, а выдает себя за царя, а так же
его находчивость и хитрость. Пугачев долго рассматривает бумагу «с видом
значительным», потом отдает ее секретарю со словами: «Что ты так
мудрено пишешь?...Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать.»
Савельич честно выполняет свой долг, что достой​но уважения. Даже Пугачев
удивлен и ошарашен таким поведением: « Глупый старик! … Да ты должен,
старый хрыч, вечно Бога молить за меня да за моих ребят за то, что ты и с
барином-то своим не висите здесь вместе с моими ослушниками…» А
Савельич, только что совершивший героический поступок, рисковавший
жизнью, искренне сожалеет лишь о том, что не добился возвращения барских
вещей. И позже, когда весь народ пошел провожать Пугачева, остался один
со своим барином. А ведь мог бы и не оставаться, а пойти с теми, кто
решил восстать против унижения, против господ и власти. Но мятежники для
честного Савельича «злодеи», а Пугачев – « разбойник» и «мошенник», с
которого он, как «с лихой собаки хоть шерсти клок» да вытребовал,
получил-таки для барина тулуп и лошадь.
Услышав, что Швабрин назначен «начальником крепости», Гринев впал в отчаяние, ведь
теперь Марья Ивановна «оставалась в его власти». «Облеченный властью от
самозванца», Швабрин «мог решиться на все». К тому же у девушки
«открылась сильная горячка», «она лежала без памяти и в бреду». В этой
ситуации Гринев принимает единственно правильное, хотя и очень тяжелое
для него, решение: воспользоваться возможностью, которую дал ему Пугачев
и «тот же час отправиться в Оренбург, дабы торопить освобождение
Белогорской крепости и по возможности тому содействовать». Этот эпизод
показывает, что страшные события превратили Гринева из наивного
восторженного юноши в совершенно взрослого человека, способного трезво
оценивать ситуацию, не поддаваться панике и принимать на себя
ответственность за свою судьбу и судьбу любимой девушки.
Глава X вопр.2(у)
Что происходило при осаде города?
Осада города, по словам самого Гринева: « …по неосторожности местного
начальства была гибельна для жителей, которые терпели голод и
всевозможные бедствия». Да и чего было ждать от «военного совета», в
котором «кроме самого генерала, не было ни одного военного человека»?
Что могут решить чиновники, ничего не понимающие в военном деле? Только
Гринев, который понимал всю опасность, грозящую городу, выступал за
активные действия, но был осмеян и «чуть не плакал от досады». В городе
царили такие дороговизна и уныние, что люди уже не обращали внимания на
«залетавшие в их дворы ядра» и «приступы Пугачева». А тот и не торопился
начинать штурм, предпочитая отдельные вылазки. Против «сытых, пьяных и
доброконных» «злодеев», голодные защитники были бессильны, а «артиллерия
тщетно гремела с высоты вала».
Гринев так же выезжал за город « перестреливаться с пугачевскими наездниками». В
один из таких выездов, он получает письмо от Марьи Ивановны. В нем она
описывала свое бедственное положение, угрозы Швабрина и обращалась к
нему за помощью, сообщая, что вымолила у Швабрина только три дня, потом
решится ее судьба. Прочитав это письмо, Гринев «чуть с ума не сошел».
Он помчался к генералу, просить солдат и казаков, чтобы «очистить
Белогорскую крепость». Но генерал счел такую «экспедицию»
«неблагоразумной» и не захотел брать ее «на свою ответственность». Сначала Гринев впал в отчаяние, но потом принял другое решение.
Глава XI
3. Какое значение имеет сказка Пугачева об орле и как отреагировал на нее Гринев? В чем смысл этого диалога?
Пугачев не просто так рассказывает Гриневу калмыцкую сказку о вороне и орле. В
ней поначалу орел завидует ворону и удивляется, что тот живет триста
лет, а сам орел только тридцать три года. На что ворон отвечает, что он
“питается мертвечиной, а орел пьет живую кровь”. Орел соглашается, ради
долголетия, перейти на падаль, но потом “орел клюнул раз, клюнул другой,
махнул крылом и сказал ворону: “Нет, брат ворон; чем триста лет
питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом, что Бог
даст!” В этой сказке весь смысл жизни Пугачева.
Он видит гибельность своего пути, понимает, что его «ребята» в любой момент могут предать,
«выкупить свою шею» его головою. И все же, Пугачев считает, что лучше
прожить жизнь короткую, но яркую. Он ассоциирует себя с орлом, который
живет “всего-навсего только тридцать три года”, но зато пьет “живую
кровь”. Тот, кто жил свободным, никогда не вернется в рабство.
Гринев отреагировал на эту сказку по-другому. Хотя он и считает восстание
бессмысленным, но в душе он сочувствует Пугачеву, ведь в конце концов
того ожидает виселица за этот бунт. Гринев видит, к чему привели военные
действия, что люди в Оренбурге голодают, что незаслуженно погублено
много жизней. Поэтому для него нет разницы между орлом, который убивает,
и вороном, который питается падалью. «Но жить убийством и разбоем
значит по мне клевать мертвечину» - отвечает он Пугачеву.
Этот ответ Гринева, сразу же заставляет изменить взгляд на существо сказки. В
этом весь смысл диалога. Оказывается, то, что хотел воспеть Пугачев,
может вос​приниматься как унылое и унизительное потребление мертвечины.
Эти слова звучат, как отклик на слова самого Пушкина о бунте,
«бессмысленном и беспо​щадном».
Глава XII
2. Почему Пугачев решил помиловать Марью Ивановну?
Пугачев - личность сильная и неоднозначная. Его «обычай» был, как он сам
говорил: "Казнить так казнить, жаловать так жаловать». Пугачеву
симпатичен честный молодой офицер, между ними даже складываются почти
дружеские отношения. С Гриневым он может говорить по душам, не
притворяясь « великим государем». В окружении Пугачева таких людей
больше нет, рядом с ним больше таких, как Швабрин. К тому же Пугачев
оценил смелость поступка Гринева, ведь тот рисковал жизнью своей и
добрым именем ради любимой. Да и обман Гринева он прощает, потому что
сам понимает, что его «пьяницы», если бы узнали, кто родители Маши, то
«…не пощадили бы бедную девушку». Ни Гринев, ни Маша не представляли
опасности для Пугачева. А последними словами Гринева, «казалось, суровая
душа Пугачева была тронута». К тому же, Пугачев казнил родителей Маши и
сделал ее сиротой. А раз в его воле «казнить», то в его воле и
«миловать». Поэтому, растрогавшись, он как «милостивый государь», дарует
свободу Гриневу и Маше.
Глава XIV
3. Подумайте, как происходило взросление героя: от недоросля к человеку
достойному и честному. Вспоминаются ли при этом «благие потрясения»?
Характер Петруши Гринева в повести раскрывается постепенно. Как всякий
«недоросль» вступающий в самостоятельную жизнь, он поначалу делает
ошибки и испытывает потрясения, когда рушатся его иллюзии. Но,
постепенно, из легкомысленного молодого человека, Петруша, на наших
глазах, превращается в человека честного, доброго, отважного, способного
на большое чувство и верного долгу. В его любви к Маше раскрываются
лучшие качества характера: искренность и прямота, верность, мужество и
сострадание. Страшные потрясения выпали на его долю: Гринев пережил
захват крепости пугачевцами; стал свидетелем гибели множества людей, в
том числе родителей Маши; сам едва избежал казни; глядя на Швабрина,
узнал, что такое предательство и трусость; жертвовал собой, ради любимой
девушки, общаясь с Пугачевым; был несправедливо обвинен в измене. К
тому же, не будем забывать, что все эти события произошли за достаточно
короткий срок, а Петруша Гринев вырос в любящей семье, где не было
жестокости. Но все эти потрясения он называет «благими», потому что они
закалили его характер, сделали мудрее, научили разбираться в людях и
делать правильный выбор в жизни.
4. Как относится автор к героям? Подтвердите свое мнение цитатами из
текста произведения. Что можно сказать о пушкинском отношении к
восстанию, восставшим. Гриневу, Пугачеву, Маше Мироновой?
«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», -
говорит Пушкин в повести «Капитанская дочка». Действительно, нельзя без
содрогания читать о том, как восставший народ, руководимый Пугачевым,
ведет себя как обезумевшая толпа. Пугачевское войско грабит и убивает
людей.
Народный бунт для Пушкина- процесс неизбежный, но бесперспективный. Поэтому, с первого взгляда кажется, что всё в повести с официальной
точки зрения политически благонадёжно: симпатии Пушкина якобы на стороне
дворянства, Пушкин жалеет казнённых Пугачёвым защитников Белогорской
крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой. На
самом же деле всё это далеко не так.
Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два
враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и
дворянский, возглавляемый Екатериной II. Однако в этом романе Пушкин
пытается найти пути сближения дворян и крестьян. Но, показывая, как
воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет, что дворяне еще не
способны понять крестьян, так как путем сближения для Пушкина было
одинаковое понимание общечеловеческих нравственных ценностей, а о какой
нравственности можно говорить, когда сам автор признает, что «пытка в
старину была укорена в обычаях судопроизводства», а простые люди воспринимались, как рабы. Это означает, что сближение крестьянских масс и
дворянства еще невозможно. О восставших же говорится только, как о
«лукавых мятежниках», которые злобствовали втайне», о «страшных
товарищах» Пугачёва и «злодеях». По-разному понимают Гринев и Пугачев
калмыцкую сказку. Если Пугачев, рассказывая ее, сравнивает себя с орлом,
который предпочитает « …раз напиться живой крови, а там что Бог даст!»,
то для Гринева « жить убийством и разбоем» все равно, что «клевать
мертвечину». Поэтому Гринев и не может объяснить себе странную,
непонятную тягу свою к Пугачеву, был даже момент, когда он «пламенно
желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время». Но, как дворянский офицер, он слепо повинуется долгу и присяге.
Отношение автора к героям повести зависит от их личных качеств (положительных или отрицательных), взглядов на жизнь, ценностей и от того, как ведут они
себя в той исторической ситуации, в которую забросила их судьба.
Пётр Гринёв – дворянин, связанный обетами чести и долга со своим
знатным сословием, однако он не смотрит на мир и людей сквозь сословные
«очки». Он, прежде всего, честный и искренний человек, готовый прийти на
помощь. Пушкин явно симпатизирует молодому человеку. Гринев занимает
особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и
«автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещаются два образа:
образ молодого человека, который «рос недорослем, гоняя голубей и играя в
чехарду с дворовыми мальчишками», смотревшего на мир с «блестящими
надеждами» и под влиянием «благих потрясений» повзрослевшего.
И образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудренного житейским
опытом, теперь на досуге вспоминающего и рассказывающего историю своей
молодости. Который, вспоминая все пережитое, пишет своему потомку:
«…если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и
прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов,
без всяких насильственных потрясений.» Образ Маши Мироновой, дочери коменданта крепости, так же играет большую роль в
повести. Недаром произведение названо «Капитанская дочка». Судьбы
Гринева и Маши тесно связаны. Вначале повествования Маша - скромная,
молчаливая и застенчивая девушка, «трусиха», которая от выстрела пушки
«чуть со страху на тот свет не отправилась». Так же как и ее родители,
Маша Миронова не понимает и не старается понять настоящего значения
больших событий, которые совершаются вокруг нее. Восставшие крестьяне ей
также кажутся «злодеями» и «мятежниками».
Но, пройдя через страшные испытания: смерть родителей, плен и угрозы
Швабрина, она становится сильнее. Верно хранит она свою любовь к Гиневу
и, когда понимает, что он в опасности и никто, кроме нее, не сможет
помочь ему, Маша превращается в смелую и решительную девушку. Ее поездка
в Петербург и встреча с царицей спасает Гриневу жизнь. Автор
сочувствует Маше, восхищается ее поступком. Ведь это, поистине, подвиг
со стороны девушки, достойный внимания и уважения. Автор, словами
Екатерины в письме, высказывает «похвалы уму и сердцу дочери капитана
Миронова».
Пугачев, еще один главный герой повести, - фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как в детском
заячьем тулупчике, подаренном Гринёвым. «Улица моя тесна; воли мне мало»
- признается он. Власть его кажется безграничной, но он осознаёт
трагизм собственной судьбы – это подчёркнуто и в любимой песне Пугачёва
«Не шуми, мати зелёная дубровушка…», и в рассказанной им калмыцкой
сказке.
Как и всякий трагический герой, Пугачёв предстаёт в героическом ореоле. Милуя своих противников, он
гордо отвергает совет Гринёва – «прибегнуть к милосердию государыни». Он
уверен, что для него «не будет помилования». Пугачевым движет не
чувство непомерной вины, а уверенность в несокрушимой правоте и удаче. « Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над
Москвою» - говорит он Гриневу.
Пушкин не может принять бунт, «бессмысленный и беспощадный» и оправдать жестокость
Пугачева и восставших. Но словами Гринева повествует нам не только о
кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости,
но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой
смекалке, своеобразном благородстве. Гринев, понимает, что все считают
Пугачева «ужасным человеком, извергом, злодеем», но в тоже время,
испытывает к нему «сильное сочувствие», искренне желает ему добра и
Пугачев это чувствует и ценит. Так дворянин и враг дворян находят общий
язык, между ними на короткий срок устанавливается взаимопонимание. И
Пушкину оно особенно дорого.

Приложенные файлы

  • docx 11365647
    Размер файла: 27 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий