Псковские звонницы.Буланова С. ДАС-32


 
Трудно сказать, какие приспособления для звона существовали в Пскове при их первых храмах. Но колокола не только в то отдаленное время, но и значительно позже были настолько невелики, что не нуждались в слишком сложных приспособлениях для своей развески. Когда отливали колокол в 250 пудов, то это казалось тогда неслыханной диковинкой. Если такой колокол казался чуть ли ни царь-колоколом, то можно себе представить размеры первых колоколов, появившихся в Пскове. Надо думать, что они просто вешались на деревянных перекладинах где-нибудь возле церкви. Позже, вероятно, колокола вешали между "першами" или зубцами крепостных стен, а еще позже стали на одной из стен храма ставить особые каменные столбы, соединенные перекладиной, и на последней вешались колокола.
Простой однопролетной звонницы, состоящей из двух каменных столбиков с перекладиной на них или позже арочной перемычкой, какими были, видимо, первые настенные колокольницы, - не сохранилось ни одной. Например в новгородской церкви – Ивана Милостивого на Мячине – мы видим три столбика, поставленных на входной западной стене и образующих два пролета, перекрытые арочками. Сама церковь была первоначально построена в 1421 году, но, судя по тому, что в ней нет столбов и свод утвержден на стенах, ее современный вид должен быть отнесен к эпохе гораздо более поздней, когда этот тип покрытий появился в Новгороде. Есть сведение, что она была возобновлена в 1672 году, и весьма возможно, что за недостатком средств тогда не могли поставить бывшей в ходу колокольни и ограничились этой архаической звонничкой. Звонниц этого типа было, вероятно, немало в Пскове в XIII веке, хотя до наших дней не сохранилась ни одна из них. Образец такой звонницы мы видели в церкви Иоанновского монастыря. Она двухпролетная, но столбики ее уже не четырехгранные, какими были столбы древних звонниц, а скругленные в своей средней части. Та самая эволюция, которую пережили внутренние столбы церкви, отразились и на столбах звонниц, как сказалась и на столбах крылец. На стене Предтеченской церкви она могла быть надстроена в конце XIV или начале XV века, хотя вообще надо оговориться, что все такие предположения очень приблизительны, ибо нам известны случаи необыкновенного архаизма и в очень позднюю пору.
Самый изящный тип настенной звонницы мы уже видели на северной стене церкви Сергия Чудотворца с Залужья. Она также двухпролетная, но сохранила свое двускатное покрытие, которого нет у Предтеченской. Падающие линии ее скатов чрезвычайно гармонируют с наклонными линиями дуг, которыми завершаются деления фасада.
Настенные звонницы были в ходу там, где не было больших колоколов, тяжесть которых требовала особых сооружений, ибо обыкновенные стены рисковали ее не вынести. В таких случаях первоначально приставляли, вероятно, к одной из стен особую звонницу, вся масса которой служила как бы продолжением церковной стены. Такую именно звонницу имеет Спасо-Мирожский монастырь. Приставленная к его северной стене, она продолжает ее к западу и в общей композиции очень скрашивает однобокость церковного фасада, придавая ему в высшей степени живописный вид. Как было упомянуто выше, она несовременна храму, и, если верить иконе, на которой изображен древний Псков, - ее еще не было в 1581 году. Это один из самых неожиданных случаев такого позднего архаизма, ибо примитивность ее форм заставляет предполагать ее по крайней мере на два, если не на три столетия старше.
С конца XV века звонницы с особенной любовью ставятся над западною, входною стеной притворов и крылец. Очаровательная двухпролетная звонничка стоит над фронтоном паперти церкви Иоакима и Анны и такая же трехпролетная, состоящая из четырех столбов типа Сергиевской, возвышается над папертью Воскресенской церкви на Запсковье [на Званице]. Год постройки церкви неизвестен, но, судя по формам, почти тождественным с Варлаамовской, построенной в 1495 году, она также должна быть отнесена к этому приблизительно времени, хотя звонница ее едва ли существовала раньше XVI века. Нельзя обойти молчанием прелестного куполочка на ее южном приделе, оригинальной шапкообразной формы1.
Следующая стадия в развитии звонницы состояла в том, что она получила совершенно самостоятельное значение. Такова чудесная маленькая звонница церкви Николая Чудотворца [на Городище] в Изборске, стоящей в тени деревьев, разросшихся у стен древнего городища. В этом же роде была некогда и малая звонница Печерского монастыря, позже испорченная деревянным тамбуром, закрывшим одну ее сторону и образовавшим с ней четырехугольную башенку, покрытую четырехскатной крышей и увенчанную смешной главкой2.
Счастливый случай сохранил нам в рисунке облик Пскова. Известно, что в 1581 году Стефан Баторий, взявший уже Полоцк и Великие Луки, осадил Псков. Псковичи оказали ему такой могучий отпор, что надолго задержали его у своих стен. В грозные дни осады было проявлено поистине легендарное мужество среди осажденных, и создалось немало прекрасных легенд и чудесных сказаний. В эти дни было видение некоему старцу, запечатленное тотчас же после снятия осады в целом ряде икон "Сретения Богородицы", на которых изображен весь Псков. "Лета 1581 августа в 26 день бысть посещение Божие Пречистыя Девы Богородице града Пскова сущим в монастыре Покрова Пресвятыя Богородицы Сидящу же мужеви Дорофию в стенех келии плачущуся о надлежащия беды сея и виде нужными своими очима, яве виде как яко столп до небеси от печерския обители чрез великую реку несеся от Мирожскаго монастыря в город и над столпом на воздухи Богородицу с препод. Антонием и Феодосием и со игуменом Корнилием и ста на стене града". Так начинается длинное повествование, написанное на иконе "Владычнего креста"3 и рассказывающее далее о том, что Богородица велела старцу немедленно идти к воеводам и печерскому игумену и сообщить им, чтобы в город была перенесена из Печерского монастыря старая икона Богоматери и на месте видения на самой стене поставлена была хоругвь из Печер же.
Икон, изображающих это видение, существует несколько4, и все они довольно значительно отличаются одна от другой. Наиболее убедителен тот вид Пскова, который изображен на иконе "Владычнего креста"5. В собственном смысле видом Пскова это схематичное изображение названо быть не может, ибо здесь изображены одни только церкви и стены города, но все же именно благодаря этой схематичности оно имеет характер скорее примитивного архитектурного чертежа, нежели тех более живописных, но зато и несравненно более приблизительных видов разных городов, которые нам оставили европейские путешественники по тогдашней Руси. Мы можем по иконе "Владычнего креста" представить воскресить древний облик, если не всего Пскова, то, по крайней мере, его церковного зодчества. Разумеется, и это изображение надо принимать с оговорками, ибо едва ли иконописец задавался слишком ему чуждою задачей раболепно копировать знакомые ему церкви, достаточно и того, что он передал известные типы, существовавшие в его время. Типам этим верить мы вправе, тем более что сплошь и рядом различные архитектурные особенности изображенных церквей подтверждаются и иными путями. Конечно, незачем искать в них только верных пропорций.
При взгляде на изображение, прежде всего, бросается в глаза присутствие почти у каждой, даже самой маленькой церкви, - звонницы. В среднем городе у самой стены мы видим темное пятно деревянной церкви, у которой стоит высокая деревянная же звонница, устроенная, вероятно, на балках, перекинутых с церковной стены на каменную стену города. Такие приспособления мы видим и у Олеария, и надо думать, что они были довольно обычными, особенно в более древнюю эпоху. У церкви Иоанновского монастыря показана уже ее звонница и именно с той ее стороны, на которой она и надстроена. Как эта, так и большинство других звонниц здесь покрыты фронтончиками, поднимающимися над арочной перемычкой каждого пролета. Есть однопролетные звонницы, как в церкви Сошествия св. духа в среднем городе и в таком случае они – двускатны. Чем больше у нее пролетов, тем зубчатее становится ее вышка. Самой зубчатой была вышка у церкви Пароменья на Завеличье, у которой показано пять пролетов и над ними пять двускатных фронтонов. Звонница эта сохранилась и до нашего времени, и все шесть ее столбов целы, только срезаны все фронтончики, верх выровнен и покрыт кровелькой, под которой обшита досками в виде уродливого широкого карниза и значительная часть стены и закрыты верхушки арок. В том месте, где кончается стена, и начинаются звоны, протянут такой же нелепый деревянный карниз, чем уничтожено то приятное впечатление, которое производило это отсутствие всякого перехода от великолепной глади стены к столбам и пролетам. Надо надеяться, что когда-нибудь займутся этими незаслуженно заброшенными памятниками поистине стихийного псковского искусства и приведут их в такой вид, в какой приведена недавно и звонница Мирожского монастыря, до того имевшая тот же срезанный верх. Звонница Успенско-Пароменской церкви была построена, вероятно, вместе с церковью в 1444 году. Она возведена на погребах и кладовых со сводами и строена, видимо, вся одновременно снизу до верху.
Менее могучее впечатление производит звонница церкви Богоявления на Запсковье. Самый храм сооружен в 1397 году, но перестроен заново в 1495 году6, когда, по всему вероятию, построена и звонница. Стена звонницы здесь не падает прямо до земли, а образует ступень в виде особой грузной пристройки, прилепившейся к ее основанию. На изображении Пскова она имеет еще только три пролета, но нижний ее выступ уже существует. Пролеты в настоящее время не одинаковы, и оба левых почти вдвое уже правого, что наводит на мысль, что из прежнего левого сделали позже два, потеснив и средний несколько вправо. Каждый из трех ее фронтончиков был, как видно, увенчан шатром, что придавало всей композиции особое очарование.
Но самая прекрасная из звонниц стоит у церкви Вознесения, слывущей под названием "Старого Вознесения". В числе немногих других она изображена во "Владычнем кресте" двускатной, хотя оба ее пролета ясно видны. Построенная, вне всякого сомнения, вместе с церковью в 1467 году, она изумительно стройна по своим пропорциям, в которых ничего нельзя изменить к лучшему. Здесь нет ничего лишнего и все логично до последней возможности. Звон должен быть высоко, чтобы его далеко было слышно, - и его поднимают на возможную высоту. Низ его использован для складов и имеет только такие оконца, какие вызываются безусловной необходимостью. При этом звонница совершенно не испорчена и в этом отношении представляет чрезвычайно редкое исключение.
Иногда звонницы делались в два яруса, и прелестный образец этого типа мы имеем при единоверческой церкви Николы Явленного [Николы от Торга]. На древнем виде Пскова ее нет, так как она сооружена только в 1676 году.
Несмотря на свое очень позднее происхождение, звонница единоверческой церкви сохраняет всецело красоту и дух древних звонниц и производит такое же чарующее живописное впечатление7.
Чрезвычайно живописна и Большая звонница Псково-Печерского монастыря. Она, несомненно, построена не сразу в том виде, в каком существует в настоящее время, и едва ли имела все свои пролеты для звонов. Очевидно, что и верхний звон был поставлен уже значительно позже. Благодаря такой системе последовательных наслоений, создавших ее современный вид, трудно установить какое-либо, хотя бы даже самое приблизительное время, к которому можно было бы приурочить ее постройку. Она могла быть начата в XV веке и завершена в XVII-м или даже в XVIII-м.
Если в Пскове, как видно на иконе "Владычнего креста", почти каждая церковь имела свою звонницу, и колокольни совсем были не в ходу, то в Новгороде, как раз наоборот, звонницы являлись, видимо, редкими исключениями и предпочтение явно отдавалось колокольням.
У Успенской церкви в Гдове есть колокольня, стены которой несколько напоминают часовню. Они также просты и в несколько меньшем виде повторяют красоту прекрасной глади часозвони. Исследовавший колокольню П.П.Покрышкин относит ее постройку к половине XVI века8.
Чисто псковской простотой отличается надвратная колокольня церкви Михаила Архангела [в Городце] 9 в Пскове. Она как будто сохранила еще отдаленную преемственность со звонницами и, во всяком случае, не имеет ничего общего с колокольнями Новгорода. Год ее постройки неизвестен, но если полагаться на изображение "Владычного креста", то в 1581 году ее еще не было, и в таком случае следовало бы предположить, что она сооружена в 1694 году, когда перестраивалась вся церковь. Только в Пскове в эту позднюю пору еще возводились постройки, на которых мало или совсем не отражались ходовые приемы всесильного тогда московского искусства. Новгород их не избежал, и все его поздние колокольни уже явно московского пошиба, с самыми незначительными отступлениями. Все они имеют обычные в Москве слуховые окна не шатре, и на стенах попадаются типичные московские квадратные впадинки и наличники. Их грани обыкновенно не одинаковой ширины, и те из них, которые являются продолжением квадратного основания, делались шире четырех других, представлявших как бы стесанные углы четырехгранника. Соответственно этому четыре пролета в их звоне оказываются широкими и четыре узкими, что было логично при различной величине колоколов. Такова колокольня Знаменского собора, построенная в 1682 году10, Николо-Дворищенская, надвратная Благовещенская на Витковой улице ["на Виткове переулке"]11, относящиеся также к концу XVII века, колокольня при церкви Дмитрия Солунского (1691 года) и несколько других.



Примечания:
1. Крыльцо, притвор, звонница и южный придел пристроены к церкви Воскресения на Званице в конце XVII века; левый пролет звонницы добавлен в XIX веке. 2. Н.Н.Воронин датирует надвратную Никольскую церковь, к которой принадлежит так называемая "малая" звонница Псково-Печерского монастыря, 1565 годом ("История русского искусства", т.II, стр. 130, 131, 133). Г.Рабинович считает, что звонница была построена на стене острога, некогда связывавшей Никольскую и Тюремную башни Псково-Печерского монастыря и примыкавшей к Никольской церкви. Она была, по его мнению, построена несколько позднее церкви, после октября 1581 года, когда в нее были доставлены колокола, украденные мародерами неприятеля из "Кобылинской, что на погосте Напольном волости от церкви Николая Чудотворца", и отбитые войсками Стефана Батория (Г.Рабинович. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря. – В сб. "Архитектурное наследство", вып. 6. М. 1956, стр. 75). Г.Рабинович относит данную звонницу "к типу псковских звонниц, которые ставились боком к одной из стен церкви". Грабарь, говоривший о ней как о самостоятельном сооружении, тоже был по-своему прав, так как звонница, благодаря использованию в качестве ее основания древней стены острога – момента случайного, помещена не сбоку главного фасада церкви, а перпендикулярно к нему. 3. "Владычный крест" - название небольшой часовни, находящейся в трех верстах от Пскова по Изборской дороге. Название это, по-видимому, испорчено, и, как видно из бумаг Печерского монастыря, часовня называлась когда-то "Владычицын крест", ибо до сооружения ее здесь стоял один крест, у которого всегда останавливался крестный ход с иконою Богородицы, совершающийся со времени осады до сих пор из Печер в город. 4. Нам известны еще варианты той же иконы в Печерах, в церкви Покрова Богородицы "от Пролома" в Пскове, в Московском Успенском соборе и в псковских Железных рядах. Определить, какая из икон написана раньше, можно было бы только после тщательной  на научных началах произведенной их реставрации. Все они неоднократно поновлялись, и огромная икона "Владычнего креста", имеющая 5 ? аршин в длину и 3 в вышину, как видно из второй надписи на ней, возобновлена, т.е., вернее, переписана заново, в 1784 году. Тогдашний живописец, быть может уже обучавшийся в Академии художеств, тщательно исправлял живопись своего предшественника, казавшуюся ему слишком неумелой. Возможно, что он внес в нее и некоторые топографические поправки, а также подрисовал по-своему кое-какие детали в церквах, бывшие для него непонятными. Надо надеяться, что эта икона, имеющая огромное значение не для одного Пскова, но и вообще для истории русской культуры, обратит на себя заслуженное внимание Петербургской Археологической комиссии или Московского Археологического общества, и если бы оказалось, что под живописью XVIII века действительно скрыт подлинник XVI-го, то труды по очистке слоев будут вознаграждены сторицею. 5. Все наши попытки добиться хорошего фотографического снимка с иконы, висящей в темном помещении, были безрезультатны. Она настолько потемнела, что местами трудно что-либо разобрать. Мы решились, поэтому воспользоваться большой акварелью военного инженера полковника И. Годовикова, сделанной им  с необыкновенной щепетильностью и добросовестностью в 1866 году, когда икона, по-видимому, находилась еще в несравненно лучшем виде. Годовиков отбросил бесчисленные фигуры духовных лиц, воинов и граждан, которыми заполнено все пространство, свободное от церквей, и ограничился воспроизведением только последних. 6. Дата "1495 год" – описка. Грабаря ввело в заблуждение то обстоятельство, что в Псковской первой летописи абзац, в котором упоминается церковь Богоявления в Запсковье, начинается со слов: "В лето 7004, сентября". В современной литературе церковь датируется 1489 годом (И.Ларионов), 1496 годом (Ю.П.Спегальский) и началом XVI века ("История русского искусства"). 7. Небольшая двухъярусная звонничка есть и в Новгороде у церкви Покрова Богородицы в кремле. Она возведена на примыкающей к церкви стене и представляет, вероятно, уже последний отголосок когда-то излюбленного типа построек. Судя по чистой кирпичной кладке и, особенно по характеру арок, она построена никак не раньше XVIII века и не обнаруживает уже ни одного из свойств, чарующих в прежних звонницах. 8. "Церкви псковского типа XV – XVIстол. По восточному побережью Чудского озера и на р.Нарове", стр. 18.  9. Колокольня церкви Михаила Архангела в Городце реставрировалась в 1946 – 1949 годах. 10. В настоящее время колокольня сверху донизу обшита вся железными листами, придающими ей какой-то неприятный вид пустого жестяного футляра. 11. М.К.Каргер предполагает, что колокольня Благовещенской церкви на Витковом переулке была возведена в XVI веке во время перестройки церкви.

Архитектура Пскова. Псковские звонницы.

Чтобы не строить дорогостоящих колоколен, экономные псковичи придумали открытую звонницу - нечто вроде аркады, в просветах которой подвешивались колокола.
Сквозные псковские звонницы, разные по величине и пропорциям - в зависимости от веса и размера колоколов, - устраивались по-разному: одни вырастали из стен как бы их продолжением, другие поднимались на паперти, третьи стояли отдельно. Эти звонницы стали со временем естественной частью псковского пейзажа, его непременной принадлежностью. В их открытых проемах синеет небо, плывут облака, виднеется зелень деревьев, и от этого псковские строения обретают еще большую слитность с природой.
С течением столетий - от пожаров ли, от обветшания, перестроек, - словом, по причинам вполне понятным и естественным, исчезли с лица земли бревенчатые строения, древнее жилье новгородцев. Исчезло то живое окружение, среди которого возвышались, белели каменные церкви, монастыри, княжеские и митрополичьи палаты.
Но сохранившиеся на Севере деревянные постройки - пусть более поздние - дают и сегодня наглядно понять, откуда выросло новгородское каменное зодчество, какими соками оно питалось. И дело тут не только в прямом восприятии форм, хоть и видно, что иные каменные церкви произошли прямиком от деревянного сруба, от клети с поставленным поверх куполом-главкой. Гораздо важнее другое - дух разумной простоты, дух ясной искренности, внесенный в зодчество псковчами, которых на Киевской Руси снисходительно называли плотниками.



Саратовский государственный технический университет




Доклад по истории русской архитектуры на тему:

Псковские звонницы






Работу выполнила
студентка гр. ДАС-32
Буланова Светлана





Саратов, 2011
Список использованной литературы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

церковь Ивана Милостивого на Мячине. Новгород.

Иоанновский монастырь

церковь Сергия Чудотворца с Залужья

Спасо-Мирожский монастырь.

звонница церкви Иоакима и Анны

звонницы Воскресенской церкви на Запсковье

звонница церкви Николая Чудотворца в Изборске


звонница Печерского монастыря

церкви Пароменья на Завеличье

церкви Богоявления на Запсковье

церковь "Старого Вознесения".

церкви Николы Явленного [Николы от Торга]

церковь Михаила Архангела [в Городце]

звонница церкви Иоакима и Анны



 

Приложенные файлы

  • doc 11385369
    Размер файла: 2 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий