СЕМИНАР БЕЛЕЦКОГО_ПРОГРАММА

ПРОГРАММА СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА «МИР МУЗЫКИ ДЛЯ ВСЕХ»
(Основы музыкального творчества в системе «Хроморяд Белецкого»)
Ведущий автор технологии, Заслуженный работник культуры РФ
Сергей Владимирович Белецкий 

день первый
9.00 - 10.00 Сущность и результаты апробации инновационной системы «Хроморяд Белецкого» (ХБ) в обучении музыке детей и взрослых, в том числе и без музыкального слуха и голоса (презентация авторской технологии).
"Ритмишки Белецкого" как инструмент эври-чувственного пути познания основ музыкальной речи и комплексного формирования музыкальных способностей (чувство музыкального времени, навыки интонирования и игры на музыкальном инструменте, эмоционально-образное восприятие сущности музыки. Информационное сообщение).
«Голос по Белецкому» (пособия «Ода Голосу» и «Природа Певческого Тона») -естественный путь формирования речевых и певческих навыков. Презентация технологии.

10.00 - 13.00 Раздел I. Имя Звука (клавиши), запись музыкальной речи
1. «Две ступеньки-лесенки сочинили песенку» (азы музыкального творчества. Практический тренинг).
2. «Живет Эхо в лесу» (азы знакомства с клавишами (звуками) музыкального инструмента. Практический тренинг).
3. «Кто и с кем в Октаве дружит?» (инструментально-речевой путь знакомства с 12-ю звуками клавиатуры фортепиано. Практический тренинг).
4. «То Устой, то Неустой – звук в ладу - он непростой» (инструментально-речевой путь формирования навыка интонирования. Практический тренинг).
5. «Слогопись Белецкого» - общедоступная донотная система записи музыки (технология формирования навыка письма и чтения слогописи музыки. Практический тренинг).
13.00 - 13.30 - перерыв
13.30 - 16.00 Раздел II. Звукоряды Хроморяда.
6. «Строил, строил Полутон звуки в ряд» (инструментально-речевой путь освоения пространства звуков-клавиш фортепиано. Практический тренинг).
7. «По Тонам идет подряд Целотонный звукоряд» (инструментально-речевой путь освоения пространства звуков-клавиш фортепиано. Практический тренинг).
8. «Полтора, полтора - счёт ведет Хроморяд» (инструментально-речевой путь освоения уменьшенного звукоряда. Практический тренинг).
9. «До тянет к Фа – доФа, доФа» (инструментально-речевой путь освоения «ключевой» интонации тональностей квинтового круга. Практический тренинг).
10. «Солнце встаёт – птичка поёт» (инструментально-интонационный путь освоения 12-ти мажорных гамм. Практический тренинг).
11. "Домашнее задание по Белецкому" (алгоритм формирования навыка транспонирования пьес в 12 тональностей. Практический тренинг).
12. «Сам себе я концертмейстер!» (песня: «Крутится, вертится шар голубой») - технология освоения основ аккомпанемента. Практический тренинг.
с 16.00 - 20.00 самоподготовка (выполнение письменных работ и освоение пройденного материала на муз. инструменте).


день второй
9.00 – 10.00 Сдача "домашних" работ. Тренинг «Голос мой поёт трубой!»

10.00 - 13.00 Раздел III. Ключи музыкального творчества
(Рифма лада-звукоряда. Структура музыкальной речи. Импровизация и сочинение).
1. «Солнца луч скользнул в окно», «Ночь пришла – в окне луна» (инструментально-певческое введение в пространство лада. Практический тренинг).
2. «Песня дня и песня ночи» («песню петушок поёт - когда солнышко встаёт») - инструментально-певческий путь формирования навыка распознавания мажора и минора. Практический тренинг.
3. Имитация. «Слова музыки (слова музыки) повторяются (повторяются)» (инструментально-интонационный путь освоения основ музыкального речи. Практический тренинг).
4. Остинато. «Лес проснулся – хор пернатых», «В поле вьюга завывает» (инструментально-интонационный путь освоения основ музыкального речи. Практический тренинг).
5. Секвенция. «До мажорный взяли звукоряд», «Сладко пел нам соловейко» (инструментально-интонационный путь освоения законов формирования музыкального речи. Практический тренинг).
6. «Диатонический есть звукоряд, в нём семь ступеней двух Тоник наряд» (инструментально-интонационный путь освоения «параллельных миров» языка музыки. Практический тренинг).
7. Ракоход. «Море бескрайнее, ты необъятное» (инструментально-игровой путь освоения ракохода. Практический тренинг).
8. Задержание. («Ветер холодный, ветки качает») - инструментально-слуховой путь к формированию навыка восприятия сложной гармонии. Практический тренинг.

13.00 – 13.30 Перерыв на обед

13.30 – 16.00
9. «Разговор» («на реке песок говорил с волной») - инструментально-певческий путь формирования игровых навыков и навыка подбора-транспонирования мелодии по слуху в объёме 12-ти тональностей квинтового круга. Практический тренинг.
10. Варьирование ритма. «Греет солнышко, греет тёплое» (инструментально-певческий путь формирования творческих навыков создания собственных мелодий. Практический тренинг).
11. Инверсия. «Разговор» («на реке песок говорил с волной») - инструментально-певческий путь формирования творческих навыков создания собственных мелодий. Практический тренинг.
12. «Зазеркалье», «В Хроморяде жил да был Тритон» (инструментально-игровой путь формирования навыка слухового восприятия тритона и его разрешения в ладу. Практический тренинг).
13. «Сам себе я концертмейстер!» (песня: «Ты у меня одна») - основы аккомпанемента. Практический тренинг.

с 16.00 - 20.00 самоподготовка (выполнение письменных работ и освоение пройденного материала на муз. инструменте).

день третий
9.00 – 10.00 Сдача "домашних" работ. Тренинг «Голос мой поёт трубой!».

10.00 - 13.00 Раздел IV. Основы развития музыкального слуха и голоса
1. «В руке Квинта - чистый тон, обертон, обертон» (технология формирования навыка подбора по слуху чистой квинты. Практический тренинг).
2. «С Квинты вниз, с Квинты вниз - вот мажор, вот минор» (технология формирования навыка подбора по слуху мажорного и минорного трезвучий. Практический тренинг).
3. «Тик, тик-так - стучат часы» (инструментально-речевой путь формирования навыка подбора, игры и транспонирования аккомпанемента в 12 мажорных тональностей квинтового круга. Практический тренинг).
4. «Ночь пришла – в окне луна» (инструментально-речевой путь формирования навыка подбора по слуху, игры и транспонирования аккомпанемента в 12 минорных тональностей квинтового круга. Практический тренинг).
5. «Ночь, тишь, ты спишь» (инструментально-певческий путь формирования навыка пения под свой аккомпанемент в 12 минорных тональностей квинтового круга. Практический тренинг).
13.00 - 13.30 - перерыв
13.30 - 16.00 Раздел V. Основы гармонии (трезвучия)
6. «Утро печальное, песня прощальная» (инструментально-речевой путь погружения в краски минорного и уменьшённого трезвучий. Практический тренинг).
7. «Солнышко ласково греет весеннее» (инструментально-речевой путь погружения в краски мажорного и увеличенного трезвучий. Практический тренинг).
8. «Утро морозное, солнце огромное» (инструментально-речевой путь освоения обращений увеличенного трезвучия. Практический тренинг).
9. «Солнышко теплое, зоренька ясная» (инструментально-речевой путь освоения обращений мажорного трезвучия. Практический тренинг).
10. «Зимнею сказкою всё заворожено» (инструментально-речевой путь освоения обращений минорного трезвучия. Практический тренинг).
11. «Ноченька темная холодом скована» (инструментально-речевой путь освоения обращений уменьшённого трезвучия. Практический тренинг).
12. «Крутится, крутится ручка шарманщика» (инструментально-речевой путь к формированию навыка подбора по слуху. Практический тренинг).

Раздел VI. Модуляция
13. «Солнышко теплое спряталось, спряталось» (технология формирования навыка игры модулирующих построений посредством уменьшённого трезвучия. Практический тренинг).
14. «Зимнее, ранее солнышко красное» (технология формирования навыка игры модулирующих построений посредством увеличенного трезвучия. Практический тренинг).
15. «Сам себе я концертмейстер!» (песни: «Мой костер в тумане светит», «В лунном сиянье», «Тонкая рябина») – варьирование аккомпанемента. Практический тренинг.

с 16.00 - 20.00 самоподготовка (выполнение письменных работ и освоение пройденного материала на муз. инструменте).


день четвёртый
9.00 – 10.00 Сдача "домашних" работ. Тренинг «Голос мой поёт трубой!».

- 13.00 Раздел VII. «Золотое кольцо» гармонии лада

«Светит солнце к нам в оконце» (инструментально-речевой путь освоения основы «золотого кольца» гармонии мажорного лада. Практический тренинг).
«Темно стало - ночь настала» (инструментально-речевой путь освоения основы «золотого кольца» гармонии минорного лада. Практический тренинг).
«Медленно, медленно солнышко прячется» (инструментально-речевой путь освоения основы «золотого кольца» гармонии минорного лада. Практический тренинг).
«Оборот фригийский – в нём волна морская» (инструментально-речевой путь освоения основы «золотого кольца» гармонии минорного лада. Практический тренинг).
«Колыбельная» («засыпай малышка, засыпай малышка») - инструментально-речевой путь освоения «золотого кольца» гармонии мажорного лада. Практический тренинг.
«Музыка дивная – песня старинная» (инструментально-речевой путь освоения «золотого кольца» гармонии минорного лада. Практический тренинг).
«Цифровка по Белецкому» - универсальный принцип графической записи трезвучий ступеней лада. (Представление технологии. Практический тренинг).

13.00 - 13.30 – перерыв

- 16.00 Раздел VIII. Мастерская творчества

«Десять клавиш нажимаешь – звуков ряд перебираешь» (инструментально-слуховой путь к формированию навыка импровизации. Практический тренинг).
«Я слова перебирая рифму к слову подбираю» (технология формирования навыка сочинения собственных стихов. Практический тренинг).
«Ритм стиха рождает песню» (технология формирования навыка сочинения собственных песен на стихотворные тексты. Практический тренинг)
«В слове – ритм, и в нём – основа - музыкальной речи слова» (инструментально-речевой путь к формированию навыка сочинения мелодий. Практический тренинг).
«Сам себе я концертмейстер!» (романс: «Утро туманное») - основы аккомпанемента (продолжение). Практический тренинг.

Раздел IХ. Элементарное Варьирование Музыки (ЭВМ)

«Цыганочка от Белецкого» («Шла цыганочка по кругу напевала песню другу») - основы варьирования. Практический тренинг.

с 16.00 - 20.00 самоподготовка (выполнение письменных работ и освоение пройденного материала на муз. инструменте).



день пятый
9.00 – 9.30 Сдача "домашних" работ. Тренинг «Голос мой поёт трубой!»
10.00 - 18.00
Раздел Х. «Путь к нотному письму»
(алгоритмы пошагового формирования навыка чтения традиционной нотации)
1. «Звуки-Клавиши и Ноты» (алгоритм установления взаимосвязи 12 именной системы ХБ с традиционной 7-мислоговой нотацией. Практический тренинг).
2. «Имя Звука в Ноте вижу » (практический путь формирования навыка чтения звуковысотности нот скрипичного и басового ключей. Практический тренинг).
3. «Ритмишки Нотации» как интонационно-письменный путь комплексного освоения нот, формирования навыка создания мелодий, развития голоса и слуха (технология формирования навыка письма и пения нот в басовом и скрипичном ключах. Практический тренинг).
4. «Длительности». («С чем длительность звука сравнение сделаем? С шагом слона – это длительность целая») – естественный путь восприятия временных соотношений длительностей нот. Практический тренинг.
5. «Хронограф Белецкого» и «Матрица музыкального времени» (доли, длительности, ритмы) - технология формирования навыка ориентации в пространстве музыкального времени и во временных соотношениях длительностей. Практический тренинг.

Заключение

Повторение материала (экскурс по пройденным темам)
Подведение итогов (обмен впечатлениями, вопросы и ответы...).
Показ собственного творчества (сочинения и импровизации участников семинара)
Закрытие семинара-практикума (вручение Свидетельств его участникам)


















ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ПОСОБИЙ С. БЕЛЕЦКОГО*
Используемый дидактический материал
(наименование, содержание)
Достигаемый результат - приобретаемые знания и навыки

Лото "АЗБУКА МУЗЫКИ"
в 3-х выпусках - игра в рисунках и стишках.
Освоение 112 музыкальных терминов и понятий по соответствующим разделам:

1.Выразительные средства музыки;
регистры, темпы, штрихи, динамика, голоса, инструменты

2.Элементы музыкальной речи;
ступени, интервалы, аккорды;

3.Строение и запись музыкальной речи.
форма, длительности, метроритм, нотация

Песенки-попевки (приложение к лото).
Установление взаимосвязи между музыкальными терминами и понятиями, и живой музыкой

«Музыкальный язык в картинках» - 40 опорных сигналов познания основ Восприятия музыки; Теории музыки; Ритмики; Творческого музицирования.
Систематизация знаний по элементарной теории музыки, основам чтения в нотации музыкального времени, структурному строению музыкальной формы и способам создания и развития музыкального материала

«Ритмишки» - дидактический материал в виде рабочей тетради для решения практических задач на освоения звукорядов, ступеней, интервалов, аккордов.
Навык письма и чтения музыки в системе слогописи в системе «Хроморяд Белецкого» (ХБ)*.
Свободу ориентации в звукорядах, интервалах, аккордах.
Навык транспонирования и подбора по слуху мелодий во всех тональностях.

«Попевки Хроморяда» – сборник 12-ти жанро-мелодических песенок-формул с аудиоприложением
Понимание стилистических особенностей музыкальных жанров; развитие музыкальной памяти на высоту звука - абсолютного слуха.

«Учим классику без нот» - сборник 2х-голосных пьес старинных композиторов в слогописи ХБ с аудиоприложением
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, певческих навыков и двухголосного пения по слогописи, Знакомство с мировым классическим программным репертуаром ДМШ.

«Наизусть без инструмента» - 2х-голосные пьесы старинных композиторов в 3-х выпусках (И.С.Бах, Леопольд Моцарт, Георг Фридрих Гендель, Кригер, Тюрк и др.)
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, певческих навыков и двухголосного пения в традиционной нотации. Знакомство с мировым классическим программным репертуаром ДМШ.

«Природа певческого тона» и «Ода голосу» (ламинированный формат А4) – два пособия в рисунках и стихах для тренингов и работы над голосом специалистам речевых профессий (учителя, лекторы, ораторы), певцам и музыкантам.
Формирование представлений о психофизиологических процессах возникновения природного певческого тона, развитие энерго-психо-эмоциональной составляющей воспроизводимого тона (речевого, певческого, инструментального).

«Звуки клавиш Хроморяда» и «Ноторяд «Хроморяда Белецкого»» (два в одном) – вспомогательное практическое пособие.
Формирование навыка чтения и записи звуков ХБ в системе нот традиционной нотации скрипичного и басового ключей; Основы теории и гармонии музыки.

«МАТРИЦЫ МУЗЫКИ»
(практическое пособие по гармонии)
Навык исполнения 2-мя руками от любой клавиши фортепиано гармонических последовательностей от простейшего песенного аккомпанемента до функциональных основ крупной формы и модуляции

«ПУТЬ К НОТНОМУ ПИСЬМУ»
((практическое пособие)
Пошаговое освоение системы слогового и нотного письма, формирование и развитие голоса и музыкального слуха

«ПИШЕМ ЗНАКИ – ПОЁМ ЗВУКИ»
((практическое пособие)
Рабочая тетрадь пошагового освоения системы слогового и нотного письма, формирования и развития голоса и музыкального слуха

«ПЕСНИ РАДУГИ-ДУГИ или ИСТОКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»
((хрестоматия– электронный вариант)
Сборник песен-пьес способствующих освоению интонационных ключей музыкальной речи, формированию и развитию голоса и музыкального слуха. Пьесы даны в системе слогового и нотного письма

ОСНОВЫ ЧТЕНИЯ НОТНОГО ПИСЬМА (учебная программа)
Поурочно-пошаговый путь формирования навыка чтения традиционной нотации.


* см. в Интернете book.chromoryad.com



Гђ Заголовок 315

Приложенные файлы

  • doc 11399743
    Размер файла: 119 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий