Формирование чувства ритма в онтогенезе


Последовательное формирование чувства ритма в онтогенезе
Чувство ритма (ритмическая способность) является "новообразованием", "функциональным органом" универсального типа и развивается в процессе жизнедеятельности человека на базе генетически обусловленной элементарной ритмичности, проявляющейся уже на первом году жизни ребенка. В период дошкольного детства формирующееся чувство ритма обеспечивает развитие двигательной сферы и различных видов деятельности ребенка (игровая, речевая, изобразительная, конструктивная). Для детей с отклонениями в умственном развитии чувство ритма изначально не становится средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения ребенка вследствие имеющегося биологического дефекта. Необходима система коррекционно-развивающей работы, прямо направленная на онтогенетически последовательное синкретичное формирование ритмической способности в различных видах детской деятельности.
Формирование способностей происходит в процессе индивидуального развития ребенка, выявляет и видоизменяет в нем то, что заложено наследственностью. Л.С.Рубинштейн связывал вопрос о способностях с вопросом о развитии и считал, что развитие способностей человека это и есть то, что представляет собой развитие как таковое в отличие от приобретения знаний, умений и навыков, представляющее лишь накопление фрагментарного "опыта" человеком. Универсальный характер способностей проявляется в том, что они являются особенными "новообразованиями" психики и в процессе развития влекут за собой качественное преобразование различных видов деятельности, поведения, сознания ребенка в целом.
Чувство ритма, ритмическая способность, также является способностью универсального типа, "новообразованием" психики человека. Универсальный характер ритмической способности обусловлен единством Вселенной и человека как существа, наделенного способностью чувственного отражения. Какие бы психические явления мы не рассматривали — они неизбежно обнаруживают свой чувственный источник. Этот чувственный источник представлен окружающим нас миром, включающим все многообразие его проявлений. Внешний мир и человек, как часть природы, взаимосвязаны. Внешний мир не выступает как хаос, он является гармоничным, т.е. стройным, согласованным, соразмерным, а значит, ритмичным. Гармония и ритм вездесущи и всепроникающи. Если гармония — это созвучие, согласие, соразмерность, т.е. скорее свойство определенного состояния, то ритм — это способ достижения этого состояния, основанный на движении и действии. Ритм в переводе с греческого означает "течение", по выражению Ж.Далькроза, "ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и в пространстве". В ритме всегда присутствуют две стороны: временная и пространственная. Объединяясь в бесконечном количестве вариантов, пространство и время выступают в ритмических структурах как неразрывное единство, как основа существования любого явления, протекания любого процесса, как средство гармонизации.
Ритм является основой жизни, законом организации Космоса. В переводе с греческого "космос" означает "порядок, упорядоченная система". Проявления ритма мы находим во всем, что нас окружает и в нас самих. Согласно общефилософскому положению, пространственно-временной континуум движения материи является абсолютным законом мира, который действовал задолго до появления жизни на Земле. Ритм выступает как специфический способ организации пространственно-временного континуума материи, по-разному обнаруживающий себя в том, или ином ее проявлении, как некая универсальная космическая категория.
Предрасположенность человека к восприятию и воспроизведению пространственно-временных структур заложена в том, что он сам является частью Вселенной. Упорядоченность (пространственная и временная) Вселенной, Земли, их устройства и явлений, флоры и фауны, т.е. живой и неживой природы, биологического строения и процессов самого человеческого организма говорит о том, что все вокруг нас и в нас самих устроено и живет по законам ритма. Человеку также свойственно и все создаваемое им, будь то строения, произведения искусства, явления социальной жизни, организовывать по законам повторности, чередования и симметрии. В процессе исторического развития человека ритмы деятельности человека эволюционируют, все более сложные ритмические структуры обогащают его жизнь и деятельность.
Стремление к ритму мы можем проследить у человека с древнейших времен и до наших дней. Народное искусство любой страны сохранило в себе традицию синкретичного объединения двигательной, музыкальной, речевой и изобразительной ритмичности. В разные времена в разных странах различные педагогические системы уделяли и уделяют важное значение ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, системы ритмического воспитания Жака Далькроза и Карла Орфа, эвритмия в вальдорфской педагогике, лечебная, логопедическая, фонетическая ритмика, верботональный метод в сурдопедагогике и др.). Такое широкое распространение ритмического воспитания обусловлено влиянием ритмических движений на активизацию различных анализаторных систем, становление межанализаторных связей и развитие интегративной деятельности мозга человека.
Ритм рассматривается как особая форма организации движения или деятельности во времени и пространстве, а формирующаяся ритмическая способность выступает средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения ребенка. Человек во всех своих составляющих является пространственно-временным существом, структурно и функционально упорядоченным и ритмичным, а кроме того, стремящимся в любом виде своей жизнедеятельности к преобразованиям типа "беспорядок — порядок", к упорядочению всего хаотичного, к приведению его к базовым пространственно-временным построениям: повтору, чередованию, симметрии. Если средством такого упорядочивания, преобразования выступает деятельность человека, то ритм является цементирующим началом пространственно-временной организации любого вида человеческой активности, важнейшим условием как усвоения, так и выполнения процессов, совершаемых человеком в любой его деятельности.
Развитие психомоторных свойств у детей раннего возраста является важным показателем физического и умственного развития. Под термином психомоторные свойства понимается комплекс специфических способностей человека, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий, способствующих с большей точностью различать свои движения во времени, пространстве и по затраченным усилиям.
Одним из важных психомоторных свойств, формирующихся в раннем возрасте, выступает чувство ритма. Особое значение ритма для жизнедеятельности человека подчеркивала Н.Т.Александрова. Отсутствие ритмичности она считала дефектом, который сказывается на всей деятельности человека, в том числе и ребенка. И наоборот, развивая чувство ритма через движения в единстве с музыкой он совершает целесообразное, упорядоченное во времени и пространстве движение, т.е. некий биомеханический акт - это, во - первых, во - вторых, человек решает поставленную ему задачу с большей экономией сил, т.е. совершает интеллектуальный акт; и, в - третьих, он испытывает эстетические чувства, заключающиеся в особом удовлетворении от факта полного слияния с музыкальной динамикой. Совершенствуясь во всех этих направлениях, ребенок становится более ловким, более способным к расчету, анализу, контролю разума над своими действиями и, наконец, более восприимчивым к искусству, способным к большей эмоциональной подвижности. Ритм является важным условием усвоения и выполнения действий, совеpшаемых человеком в любой его деятельности. Онтогенетический аспект ритмической способности (чувства ритма) рассматривался в исследованиях, проведенных Л.А.Венгером и под его руководством, где были изучены особенности становления чувства ритма у нормально развивающихся дошкольников в музыкальной и изобразительной деятельности. О.П.Гаврилушкиной было высказано предположение о том, что генетические корни чувства ритма уходят в младенчество и связаны с возникновением цепного двигательно - сочетательного рефлекса.
При освоении ребенком ритмического повтора в движении, игре, речи, конструировании, рисовании первоначально преобладающим является временной компонент ритма (ритмичные похлопывания рукой, постукивания предметом о предмет, повторные ритмичные прыжки, повторные манипуляции с предметами, повторные слоги в лепете, черкание и т.п.). Освоение ребенком двигательного повтора обеспечивает такое важное качество движений как серийность. Фундамент серийных двигательных и речевых реакций закладывается практически с первых недель жизни ребенка.
В возрасте двух месяцев ребенок уже производит ритмические движения пальцами - сжимание и разжимание (часто во время сосания), а в три месяца эти движения становятся очень энергичными. В первые месяцы жизни ребенка происходит последовательное формирование зрительно - слухо - двигательной координации: зрительное и слуховое сосредоточение обогащается зрительным слежением за предметом и локализацией звука в пространстве, несколько позднее появляется фиксация взора на своей руке.
На четвертом месяце появляется новая двигательная реакция - направление рук к объекту, то есть у ребенка развивается сочетательный зрительно - двигательный рефлекс. Занятия с игрушкой становятся доминирующей формой деятельности и свидетельствуют о развитии у ребенка зрительно – тактильно - кинестетических связей.
В восемь месяцев появляются ритмические прыжки в течение одной – двух минут, а в возрасте девяти - десяти месяцев такие ритмические прыжки становятся достаточно энергичными и продолжаются в течение 10 - 20 минут.
Таким образом, характерным для первого года жизни является то, что движения ребенка постепенно приобретают новое и важное качество - серийность. Причем, к повторным ритмичным движениям присоединяются голосовые реакции, своеобразие которых проявляется в том, что сначала в лепете малыша появляются повторно произносимые слоги (баба, дадада и т.п.), а затем на этапе модулированного лепета слоги произносятся с разнообразными интонациями, в чем определяется прообраз будущей синтагматики.
По мнению М.М.Кольцовой, существует тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмически взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой и при этом он выкрикивает или произносит слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает. Формирующееся сенсомоторное поведение отражает интегративные возможности мозга, которые и обеспечивают у ребенка серии движений и организацию двигательного акта к концу первого года жизни.
В дальнейшем повтор обогащается чередующимися действиями. Появление чередования в различных видах деятельности свидетельствует о нарастании пространственного компонента ритма. Проявляется это в овладении ребенком перекрестной схемой ползанья, а затем ходьбы, появлении чередующихся игровых действий, первых двусоставных слов, построенных по принципу хорея, первичной предметности в рисунке и постройке. Овладение чередованием в движении позволяет ребенку приступить к более активному освоению пространства. Отражается это в нарастании пространственного компонента в игре и усложнении игровых действий. Впоследствии, чем более выраженным оказывается в том или ином виде деятельности дошкольника пространственный компонент ритма, тем более сложной по своей структуре и уровню развития становится игровая, речевая, изобразительная и конструктивная деятельность. Кроме того, обращает на себя внимание синкретичность проявлений ритмичности в различных видах деятельности ребенка - дошкольника.
Появление чередования в различных видах деятельности свидетельствует о нарастании пространственного компонента. Проявляется это в овладении ребенком перекрестной схемой ползания, а затем ходьбы, появлении чередующихся игровых действий, первых двусоставных слов, построенных по принципу хорея, первичной предметности в рисунке и постройке.
Овладение чередованием в движении позволяет ребенку приступить к более активному освоению пространства. Отражается это в нарастании пространственного компонента в игре и усложнении игровых действий. Впоследствии, чем более выраженным оказывается в том или ином виде деятельности дошкольника пространственный компонент ритма, тем более сложной по своей структуре и уровню развития становится игровая, речевая, изобразительная и конструктивная деятельности. Кроме того, обращает на себя внимание синкретичность проявлений ритмичности в различных видах деятельности ребенка-дошкольника.
Особое качество придает любому виду детской деятельности появление акцента, пульсации. Появление акцента обогащает ритмическую организацию деятельности свойством знаковости, кроме того, придает ей не только значение, но и смысл. Появление акцента в движении придает ему свойство знака, свидетельствующего о произвольности движения, акцентированный слог делает слово подлинным словом, подлинным знаком. Выделение смыслового центра фразы посредством акцентированного слова, а также центра изображения, постройки посредством акцентированных элементов обогащают значение сказанного, изображенного, созданного личностным смыслом.
Можно предположить, что элементарная временная ритмичность ребенка обусловлена и обеспечивается врожденной функциональной системой. Пространственная же составляющая ритма появляется и нарастает по мере социализации мотива деятельности ребенка, ее можно считать продуктом "очеловечивания", социализации ребенка.
При этом, как нам кажется, вполне допустимо и целесообразно говорить об эталонах пространственно-временной организации деятельности, точно так же как мы говорим об эталонах формы, цвета, величины. Такими эталонами пространственно-временной организации любого вида человеческой активности выступают базовые ритмические структуры: повтор, чередование и симметрия.
Проблема психологического содержания деятельности с точки зрения ее временной и пространственной организации привлекала внимание многих исследований. Отмечается, что формирование пространственно-временной организации деятельности ребенка базируется и теснейшим образом связано с движением, функциональной организацией двигательной активности. При этом любой вид человеческой деятельности, а также ее результат имеют пространственно-временные параметры, и требуют умения правильно отражать изменения, происходящие в пространстве и времени. Условием успешности протекания деятельности и адекватности ее результата будет являться соблюдение необходимых, заданных сначала "извне", а затем "изнутри" пространственно-временных параметров. Способность дифференцировать пространственно-временные параметры среды связана также с уровнем развития восприятия. Формирующееся чувство ритма способствует, на наш взгляд, интери-оризации пространственно-временных параметров окружающего, построению наиболее экономных и эффективных двигательных программ, позволяющих более успешно "вписываться" в эти параметры и выдерживать их или изменять в процессе того или иного вида деятельности. Своевременное и онтогенетически последовательное развитие ритмической способности имеет еще большую значимость в связи с тем, что различение пространственно-временных отношений между объектами предшествует образованию знаний о функциональных, структурных и причинно-следственных отношениях между вещами, составляющих сущность логического мышления [3].
В исследованиях последних лет делается также вывод о том, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежат в основе не только познавательной, но и эмоциональной жизни ребенка. Формирование многоуровневой системы аффективной (эмоциональной) регуляции на самых ранних этапах онтогенеза, лежащей в основе всей психики ребенка, теснейшим образом связано с развитием пространственно-временной организации деятельности на базе двигательной активности ребенка [24]. Первый уровень аффективной организации, ответственный за наиболее примитивные, пассивные формы психической адаптации, проявляется в том, что заданные средой пространственно-временные параметры вызывают положительную или отрицательную эмоциональную реакцию в зависимости от того, воспринимаются они как комфортные, гармоничные, безопасные, красивые, или, наоборот, вызывают неприятие, угрожающее безопасности и комфорту индивида характером своих пространственно-временных построений.
С постепенным развитием последующих уровней эмоциональной регуляции наблюдается переход от стереотипных эмоциональных реакций, обусловленных стереотипными повторяющимися пространственно-временными построениями и появлением положительной эмоциональной реакции, вызванной их ритмизацией, повтором, к углублению и активизации взаимодействия с окружающим миром, когда аффективная регуляция приобретает все большую произвольность, и, тем самым, обеспечивает возможность более сложных самопроизвольных, социально значимых пространственно-временных построений, вызывающих не только аффективное удовольствие, но и рациональное удовлетворение, а затем и духовное умиротворение от их реализации.
Таким образом, анализ психологического содержания ритмической способности, ее генезиса и условий, обеспечивающих развитие чувства ритма в дошкольном детстве, показывает, что процесс его становления теснейшим образом связан с развитием эмоционально-волевой сферы, восприятия, моторики, зрительно-двигательной координации, речи. Развитие ритмической способности обеспечивает восприятие единого пространства-времени, формирование целостного образа мира у ребенка, гармонизацию психического развития детей, становление всех компонентов сознания.
В ходе постепенного освоения пространственно-временных параметров действительности деятельность и поведение ребенка приобретают социальную окрашенность, становятся осмысленными, произвольными и целенаправленными. В основе такого освоения лежит совершенствование пространственно-временного различения, на основе все более адекватного и дифференцированного восприятия пространственно-временных характеристик окружающего, ведущего затем к более полному воссозданию, воспроизведению этих характеристик в поведении, деятельности и продуктах деятельности ребенка. Являясь средством гармонизации личности ребенка, развития его сознания, формирующееся чувство ритма обусловливает качественное улучшение любого вида деятельности дошкольника, усвоение им человеческих видов поведения, становится фактором его социального становления.
Развитие чувства ритма в онтогенезе по Л.С. Медниковой:
Стр-ра ритма
Вид деят-сти Повтор Чередование, ритм «качания» Более сложные варианты чередования, симметрия
Движение
Повторное ритмичное похлопывание рукой по предмету, похлопывание ножкой, покачивание головой, раскачивание сидя, постукивание предметом о предмет, повторные ритмичные прыжки
Перекрестная схема ползания, ходьбы
Произвольное движение
Игра Повторные манипуляции с предметами, «ладушки», др. игровые действия Чередующиеся игровые действия (с предметами, с куклой, другими игрушками)
Сюжетная игра
Речь Повторные слоги («самоподражание», а затем подражание взрослому) Первые слова, построенные по хореическому типу (с первым ударным слогом) Фразовая речь
Изобразительная деятельность Повторное черкание как двигательная игра с карандашом Чередующаяся форма каракулей, появление первичной предметности Сюжетное рисование
Конструктивная деятельность Повторные действия с конструктивным материалом (накладывание кубика на кубик, надевание кольца на стержень и т.п.)
Первичная предметность в постройке (чередование конструктивных элементов по форме, величине и т.п.) Сюжетное конструирование
Лит-ра:
Статья «Формирование чувства ритма у ребенка на ранних этапах онтогенеза» О.К. Сечкиной;
«К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Автор: Л.С. МЕДНИКОВА. Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск | | Печать | "Дефектология" 2001 год - журнал "Дефектология" 2001 год №6.

Приложенные файлы

  • docx 11408987
    Размер файла: 30 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий