Дилеммы


1. Культура как сфера искусства или культура как образ жизни
Для создания культурной политики обязательно нужно определить границы, которые охватывает понятие «культура». В некоторых странах это слово является почти полным синонимом слова «искусство», и потому культурная политика направлена в основном на развитие изобразительного и театрального искусства, литературы, на организацию фестивалей, дней искусств и т. п. В этих странах министерства культуры уделяют особое внимание объектам инфраструктуры, таким, как театры, картинные галереи, музеи, архитектурные и исторические памятники, а также признанным мастерам культуры и художественным коллективам. Их отношение к более современным видам искусства, таким, как кино, рок музыка, компьютерное искусство или книги-комиксы, может быть весьма неоднозначным.
На другом конце шкалы располагается точка зрения на культуру как на занятие человека в часы досуга, то есть национальный образ жизни. Именно разница культур, своеобразный уклад жизни будут отличать немецкий город от французского, шведский сельский округ от испанского. Согласно этой концепции, искусство — лишь одно из проявлений уникальной культурной атмосферы данного места и данного народа. Политика в области культуры в стране, где придерживаются такой концепции, может касаться буквально всего: от фольклорных танцев до особенностей местной кухни, от уличных фестивалей до высокой моды. Конечно, страны с более узким пониманием культуры также могут очень высоко оценивать свой образ жизни, хотя и рассматривать его как нечто вне сферы культуры и потому вне культурной политики. Многие стороны этой дилеммы, как в зеркале, отражаются в национальном подходе к теле- и радиовещанию. Эта область, безусловно, является ярким проявлением культуры как сама по себе, так и в качестве средства доступа к другим видам искусства, таким, как классическая музыка или балет. И по содержанию, и по своему месту в повседневной жизни общества теле- и радиовещание претендует на одно из первых мест в отражении культуры и уклада жизни нации
На практике министерства культуры занимаются некоторыми или всеми сферами культурной деятельности: изобразительным и театральным искусством, архитектурой, музеями, библиотеками, спортом, фестивалями, кино, теле- и радиовещанием, прессой, средствами массовой информации, книгами и книгоизданием, образованием взрослых, местными культурными инициативами, садами и парками, традиционной культурой и культурой национальных меньшинств, электронными средствами информации, модой, промышленным и художественным дизайном, историческими памятниками, ландшафтами и многим другим. Там, где под культурой понимается большой «кусок жизни», неизбежно разграничение политических усилий и приоритетов, поскольку различные области культуры требуют разного к себе отношения. Таким образом, ответ на вопрос о том, является ли понятие «культура» всеобъемлющим или ограниченным, будет определять основные свойства национальной культурной политики.
Традиции, обычаи, нормы поведения, нравы и ценности составляют основу как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие культура выражает возвышенную, духовную сторону, а образ жизни — повседневную, материально-практическую сторону. Культурная политика включает в себя не только искусство и литературу, а также и национальный образ жизни. Т.к именно разница культур и особый уклад жизни отличают одну культуру народа от другой ( язык, верования, установки, ценности, форма одежды , этикет и другие элементы культуры).
7. Государственная поддержка или развитие рыночной экономики Эпоха тотального государственного регулирования почти повсеместно завершилась, и на всем европейском континенте функционируют сейчас экономики смешанного типа со специфическими национальными особенностями. Здесь дилемма для тех, кто формирует политику в области культуры, заключается в следующем: в соответствии с принципами экономики смешанного типа, государственную поддержку приходится направлять в те области, где потребление почти полностью, а производство по большей части находится в частных руках. В некоторых странах решением этой коллизии стало активное государственное субсидирование и регулирование в первую очередь тех областей, которые были объявлены «экономически нерентабельными». Исследования показали, что действительно существует оптимальный для общества уровень культурной деятельности, обеспечивающий надлежащее качество жизни или служащий социальному прогрессу, который рыночная экономика в некоторых случаях не может полностью поддержать в каждой области культуры. Так, государство должно поддерживать «культуру меньшинства», хотя сам по себе данный термин является крайне неудачным: если считать оперу, несмотря на коммерческий и художественный успех Глиндебурнского оперного театра, искусством меньшинства в Великобритании, вряд ли ее можно назвать этим словом в Италии. «Экономически нерентабельным» может быть и доступ к искусству тех людей, которые в силу бедности, физических недостатков, места жительства или иных обстоятельств, не поддающихся изменению, лишены многих благ рыночной экономики. То есть, театр в сельской местности может потребовать больших ассигнований, чем городской театр, просто из-за того, что местный сегмент рыночной экономики не способен его прокормить. Если роль государства заключается в создании таких условий, в которых рыночная экономика действует справедливо и эффективно, целью политики в области культуры становятся анализ ситуации для выявления областей, где рынок не справляется со своей функцией, и создание плана действий для этого случая. Например, книжный рынок в Болгарии недостаточно развит, поэтому издатели вынуждены публиковать в основном бестселлеры, а не произведения серьезной литературы. Однако государство не должно постоянно дотировать издание серьезной литературы: его вмешательство в течение какого-то ограниченного времени вполне может способствовать становлению рентабельного рынка товаров и услуг для меньшинства. В других областях культурной жизни доля государственного и частного сектора определяется скорее традицией и системой общественных ценностей, чем политикой. Например, библиотеки и музеи рассматриваются как естественный объект государственной поддержки, а индустрии моды или популярной музыки полностью принадлежат частному капиталу. Отсутствие государственной поддержки совсем не означает, что такая область культуры находится на задворках общественных интересов: вряд ли кто-то будет серьезно утверждать, что библиотечное дело занимает большее место во французской культуре, чем высокая мода. Также очевидно, что между сферами, получающими и не получающими государственную поддержку, не должно возводиться искусственных барьеров: киноиндустрия захлебнется без артистов, прошедших школу актерского мастерства в театрах, существующих на государственные дотации, а многие активные читатели библиотек покупают гораздо больше книг по сравнению с остальным населением. Взаимопроникновение государственной и рыночной экономики так же ярко проявляется и в других областях культуры. Сейчас, например, многие европейские творческие союзы и ассоциации активно ищут спонсоров в сфере большого бизнеса для привлечения инвестиций, иногда в дополнение к государственным ассигнованиям. Взаимоотношение с бизнес спонсором зачастую не слишком отличается от взаимоотношения со спонсором в лице государства: и тот, и другой ожидают отдачи от своих инвестиций, и различаться могут лишь формы такой отдачи. На практике государственные организации, занимающиеся распространением общественных средств в сфере культуры, могут поучиться у бизнес-спонсоров, как ясно и четко формулировать свои ожидания от инвестиций и как правильно вести переговоры. Существуют различные формы, в которых государство может поддерживать культуру, помимо прямой финансовой помощи. Самая распространенная — льготное налогообложение, которое применяется в ряде стран, чтобы облегчить бремя рыночной экономики для некоторых отраслей культуры, занятых производством и распространением товаров и услуг. Другие формы включают в себя консультирование и информационную поддержку, которую государство оказывает бизнесменам от культуры, а также субсидии на образование и профессиональную подготовку кадров. Обучение и образование представляются особенно перспективными, поскольку таким образом общество готовит себе активных, инициативных и компетентных граждан, без которых не может действовать рыночная экономика. 
Я считаю , что участие государства в жизни культуры является объективной необходимостью. В особенности это касается современной, действующей, живой культуры и искусства. Без финансовой и другой поддержки государства культура и искусство просто не смогут выжить. Согласна с тем ,что государство должно поддерживать Экономические нерентабельные проекты в сфере культуры, тем самым обеспечивая доступ к искусству тех людей, которые в силу обстоятельств или места жительства лишены возможности приобщения к культуре. Государство не должно вторгается в само творчество, а должно создавать материальные и другие условия, без которых творчество не может состояться.
19. Поддержка искусства в целом или помощь артисту
Существует мнение, весьма популярное в художественной среде, что творческие работники и деятели искусства — люди особенные, и роль, которую они играют в обществе, особая, а потому отношение к ним должно быть совершенно иным, чем к большинству населения. Государство часто предоставляет людям творческих профессий привилегии: налоговые льготы в Ирландии, специальные пособия по безработице во Франции, ежегодные гранты в Финляндии или членство в творческих союзах, также гарантировавшее особые блага, во многих бывших коммунистических странах. Такая политика порождает извечный вопрос о равенстве: неужели кто то достоин привилегий только вследствие выбранной им профессии, и если да, то почему только творческие работники, а, например, не врачи, учителя или инженеры? Если на рынке труда предложение превышает спрос, люди переучиваются и переквалифицируются, почему этого не делают творческие работники? И, наконец, самый главный вопрос: является ли поддержка деятеля искусства по настоящему действенным средством поддержки самого искусства?
Если культурная политика будет заниматься только улучшением условий жизни творческих работников, это не пойдет на пользу всей культуре, потому что в этом случае приоритет отдается не достижениям художника, а его статусу. История искусства свидетельствует, что члены различных академий, существовавших в XIX и XX веках, т. е. официально признанные государством живописцы, писатели, композиторы или актеры, отнюдь не внесли наибольший вклад в развитие культуры.
Альтернативный подход заключается в оказании поддержки искусству как сфере деятельности, т. е. инфраструктуре, художественному образованию, доступу к культурным ценностям, стимулированию участия в творческом процессе, росту роли искусства в повседневной жизни. Конечно, на практике это гораздо сложнее: задачи менее конкретны и касаются миллионов людей, а не нескольких тысяч избранных. Такая политика, несомненно, косвенно поддержит творческих работников и деятелей культуры — но на основе их достижений и профессиональной деятельности, а не статуса.
Для развития искусства и культуры, необходимо поддерживать искусство в целом . Т.к. особые блага должны выделяться не вследствие выбранной профессии , а в зависимости от достижений человека в данной области. Однозначно назвать самую лучшую профессию невозможно, поскольку такого понятия попросту не существует. Не стоит наделять людей творческих профессий особыми привилегиями , но на ряду с этим необходимо развивать фонды поддержки деятелей искусства.

Приложенные файлы

  • docx 11423423
    Размер файла: 26 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий