Традиционные религиозные объединения Российской Федерации. Взаимодействие российской армии и флота с традиционными религиозны..


«УТВЕРЖДАЮ»
КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 96876
подполковник
М.Самсонов
« ____ » _________ 20____ г.

ПЛАН – КОНСПЕКТ
проведения занятия по ОГП
Тема 9 «Традиционные религиозные объединения Российской Федерации. Взаимодействие российской армии и флота с традиционными религиозными объединениями: история и современность».
Дата проведения: _________________
Время: ___ минут
Место проведения: ________________
Материально-техническое обеспечение: план-конспект
Вопросы:
Основные религиозные конфессии на территории России.
История взаимоотношений армии и религии.
Вступительная часть: ___ минут
- проверяю наличие личного состава, готовность к проведению занятия.
- объявляю тему и вопросы занятия
- говорю об актуальности данной темы
Основная часть: ____ минут
Вопрос 1
Введение
На территории Российской федерации сегодня проживают последователи трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма, а также иудаизма.
Также широко распространены в последние годы новые религиозные движения и культы. Их появление в нашей стране во многом соответствует тому явлению в странах Запада, которое несколько десятилетий назад получило название религиозно-мистической волны.
Как известно, основными структурными элементами религии являются: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация (приложение 1). Каждый из них в свою очередь обладает своей внутренней структурой.
Религиозное сознание, например, включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная деятельность в виде религиозного культа подразумевает наличие средств культа и культовую деятельность и т.д. Исторический опыт и практика современной общественной жизни показывают, что в качестве религиозного фактора может выступать как религия в целом, так и отдельные ее компоненты и даже их элементы. По своей структуре религиозный фактор состоит из объективных и субъективных составляющих.
Объективная составляющая - это религиозная действительность, которую застает данное поколение верующих, выражающаяся в определенном содержании религиозного сознания; в сложившейся системе религиозных отношений; в сформированном религиозном культе; в существующей на этот момент времени форме религиозной организации.
К субъективной составляющей относятся: определенное видение тем или иным религиозным сообществом своих задач в этом земном мире; наличие у данного сообщества верующих определенных чувств и воли, настроенных на выполнение этих задач.
Религиозная сфера жизни нашего общества в настоящее время переживает довольно сложный период.
С одной стороны, религиозные организации получили действующую свободу, и все они активно ею пользуются для подъема своего авторитета и популярности среди различных слоев населения. С другой стороны, эта свобода принесла много проблем. Обострилась конкурентная борьба между традиционными в России деноминациями; возникла и все более нарастала конкурентная религиозно-идеологическая борьба между традиционными для России деноминациями и миссионерскими церквями с востока и запада; возникли и все более обостряются дезинтеграционные процессы в основных религиозных направлениях России: православии, протестантизме, исламе, спровоцированные дезинтеграционными процессами в политической системе общества; многие проблемы принесли с собой новые религии, каких не было ни у нас в России, ни за ее границами.
Общей тенденцией развития религиозной ситуации в России при всем этом остается значительный рост числа религиозных организаций самых разных направлений. Среди них: Русская Православная Церковь, Российская Православная Церковь, Российская Православная Свободная Церковь, Старообрядческие церкви, Истинно-православная Церковь, Римско-католическая Церковь, Ислам, Евангельские христиане-баптисты, Совет Церквей евангельских христиан-баптистов, Адвентисты седьмого дня, Христиане веры евангельской-пятидесятники, Свидетели Иеговы, Последователи веры Бахай, Сознание Кришны, языческие объединения, Духоборцы. (Приложение 2)
Новая религиозная ситуация складывается и Вооруженных Силах Российской Федерации. Верующие военнослужащие перестают скрывать свои религиозные убеждения и все более активно заявляют о своих правах.
Этот процесс находит свое выражение, в частности, в образовании на местах по инициативе верующих военнослужащих их общественных движений.
Заметный интерес познавательного плана проявляют к религии и неверующие военнослужащие, по новому осмысливая роль религии в истории становления общества и совместной жизни.
Внимание военнослужащих к религиозным вопросам заметно выросло в связи с подписанием министром обороны России и Патриархом Московским и Всея Руси 2 марта 1994 года совместного заявления о сотрудничестве между Вооруженными Силами России и Русской Православной Церковью. Именно поэтому знать содержание вероучения и особенности культуры хотя бы важнейших религиозных направлений, соответствующим образом учитывать их в общении с последователями той или иной религии важно как для руководителя воинского коллектива, так и для каждого духовного, чуткого человека.
Основные религиозные конфессии на территории России.
Православие
Среди христианских религиозных объединений на большей части России по прежнему удерживает ведущие позиции и пользуется авторитетом Русская православная церковь (среди 17,5 тысяч официально зарегистрированных религиозных объединений на территории страны более 9,3 тысячи входят в состав Московского Патриархата).
Русская православная церковь является самой крупной конфессией в Российской Федерации и авторитетной православной церковью в мире.
Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от других религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов - неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из таких догматов следующие:
- догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения, догмат искупления. Суть тринитарного догмата такова: Бог не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех лицах (ипостасях)- Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую святую троицу, неразделимую в своей сущности, равную в божественном достоинстве.
Православное вероучение содержит также догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой, о божьей благодати. Все эти догматы церковь объявляет, безусловно, истинными, авторитетными, непререкаемыми и неизменными. Они не могут развиваться или совершенствоваться и воспринимаются не столько разумом, сколько верой, сердцем. Но разум способствует, по мнению церкви, раскрытию и пониманию этих истин.
На Руси православие было принято в 988 году при князе Владимире Святославовиче. За всю уже более чем тысячелетнюю историю наше православие пережило немало событий, которые оставили свой след как в истории нашего государства, так и в организационной структуре самой православной церкви.
Так, например, с середины XVII в. берут свою родословную несколько направлений Русской Православной Церкви (старообрядческой).
С 20-х годов нашего столетия отсчитывают свою собственную историю Российская Православная Свободная Церковь (Русская Православная Церковь за рубежом) и Истинно-православная церковь (катакомбная церковь). Взаимоотношения между ними - одна из сложных проблем российского православия.
Ислам
Второе место по количеству религиозных объединений занимает мусульманская община России (более 3 тысяч религиозных объединений).
Основными регионами, где распространен ислам в России, являются Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ, Москва и Санкт-Петербург.
Мусульманские общины России не имеют единого конфессионального центра и объединены духовными управлениями (всего более 40).
Ислам (в переводе с арабского «покорность», «предание себя Богу») является одной из распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства.
Ислам возник в начале VII века нашей эры на Аравийском полуострове. Возникновение этой религии связано с деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570-632 г.г.), одного из мекканских халифов.
Основные положения вероучений ислама изложены в главной священной книге - Коране. Мусульмане считают Коран (ар. «куран» - чтение) высшим и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусульманское духовенство учит, что Аллах передал Коран Мухаммеду через ангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Коран и Сунна являются источником Шариата (ар. «шариа» - путь) - свода законов, регулирующих всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные и культурные предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман.
Районы традиционного распространения ислама в России - Татарстан, Башкортостан, Среднее Поволжье, Сибирь, Северный Кавказ.
Организационная структура исламского мира России к настоящему времени очень сложна в силу мощных дезинтеграционных процессов, действующих в нем.
К настоящему времени достаточно большой организационной структурой в исламском мире России остается Центральное духовенство - управление мусульман России (центр г. Уфа).
8 апреля 1994 года был образован Высший координационный центр духовных управлений мусульман России. На конференции этого ВКЦ был учрежден пост Верховного муфтия России, что должно способствовать созданию единого духовного центра мусульман России.
В условиях обострения экономической, общественно-политической и социальной обстановки в последние годы в одной из конфессий ислама быстрыми темпами начало развиваться такое экстремистское течение суннитского толка, как ваххабизм.
Ваххабизм - религиозно-политическое течение в ханбалитском направлении суннитского ислама, возникшее на территории современной Саудовской Аравии (Басре) в середине ХIII века на основе учения Мухаммеда ибн Абдаль-Ваххаби, по имени которого и получило свое название (сторонники этого течения его так не называют, а именуют себя последователями «пророка Мухаммеда»). Основой учения являются тезисы: о строжайшем соблюдении принципа единобожия (таухид); об отказе от поклонения святым местам и святым, от стяжательства и роскоши; об очищении ислама, от наслоений и нововведений (бидат), от доисламских обычаев (адат), возврат его к первоначальной чистоте, к его истокам.
Стержневым положением ваххабизма является идея о джихаде («священной войне») против иноверцев мусульман, отступивших от принципов первоначального чистого «ислама». Ряд идеологов ваххабизма рассматривает джихад в качестве шестого столпа (постулата) ислама в дополнение к пяти общепризнанным: исповедание веры (шахада), молитва (салат), пост (саум), налог в пользу неимущих мусульман (закят) и паломничество в Мекку (хадж).
В целом для ваххабизма характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы с политическими противниками. В общественно-политической сфере ваххабизм проповедует учреждения своей власти над обществом и государством.
В настоящее время ваххабитское учение является государственной идеологией Саудовской Аравии, большое количество его приверженцев проживает в Омане, Кувейте, ОАЭ, Пакистане, Афганистане и некоторых других исламских государствах.
Особую активность ваххабиты стали проявлять на Северном Кавказе в начале 90-х годов. Рост приверженцев ваххабизма в регионе, в особенности в Чечне и Дагестане, их стремление подчинить своему влиянию официальные культовые учреждения, а также противопоставить верующих органам власти, создание ими религиозно-политических структур и вооруженных формирований, укрепление контактов с руководителями некоторых националистических движений свидетельствуют о возникновении новой серьезной проблемы, которая может представлять непосредственную угрозу безопасности и территориальной целостности Российской Федерации.
Конечной же их целью является установление исламского государства на территории мусульманских регионов России (прежде всего в Чечне, затем в Дагестане).
Таким образом, ваххабизм провоцирует и нацелен на разжигание фанатизма, развязывание внутриисламской борьбы, противостояние в отношениях между различными группами населения и конфессиями, противопоставление органов государственной власти и мусульманских организаций.
Старообрядцы
Специфика старообрядчества во многом определялась тем, что оно являлось религиозной формой социального протеста, религиозным его выражением. Характеристика старообрядчества, как религиозного направления не может быть однозначной, подобно тому как не была токовой его социальная сущность.
Характерной чертой старообрядчества является то, что в его организациях в отличие от православной церкви огромную роль играли миряне.
Старообрядчество в целом представляет собой религиозное направление, которое, с одной стороны, смыкается с православием, а с другой – в лице некоторых течений беспоповщины – имеет точки соприкосновения с сектантством. Все многочисленные старообрядческие течения признают единственно правильными старопечатные книги, иконы «старого» письма, написание «Исус», а не «Иисус», восьмиконечный крест (в православной церкви признаётся наряду с ним шестиконечный и четырёхконечный), двоепёрстное крёстное знамение, вместо троепёрстного и т.д. Подобно православию, но в отличие от сектантства старообрядцы признают не только священное писание, но и освещенное предание (т.е. решение первых семи вселенских соборов и учение так называемых отцов церкви) .
Иудаизм
Иудаизм – это религия еврейского народа, для которого вера в долг обязательны. Взаимоотношения между Богом и народом Израиля – основа иудаизма.
Термин «иудаизм» получил широкое распространение в 80 - х годах девятнадцатого века, когда процессы социальной и политической жизни в обществе вынудили евреев работать на не евреев и, соответственно, в меньшей степени на самих себя. В этих условиях именно «иудаизм» как понятие отделил их от последователей других религий. Определение иудаизма как религии со своими специфическими верованиями и обрядами служило для евреев в первую очередь противовесом хрестьянизации всего общества. В известной степени эта ситуация актуальна и в настоящее время .
Протестантизм
Он возник в результате реформации - движения среди верующих ряда европейских стран, направленного на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от евангельских идеалов.
Реформаторы настаивали на необходимости установления прямых отношений человека с Богом. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а церковное придание либо отвергает, либо использует в той мере, в какой признается соответствующим Писанию.
Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантизма, в силу крещения получает и посвящение. Благодать дается равно всем крещеным. Из этого следует, что все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах.
Баптизм
Первые баптистские общины возникли в Англии в начале XVII века. Основателем баптизма считается Дж.Смит (1554-1612 г.г.). Название конфессии происходит от греческого «баптизо» - погружать в воду, крестить.
Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины.
В вероучении баптизма особое значение придается личной вере. Крещение рассматривается в баптизме как акт сознательного обращения к вере духовного возрождения, а не как защита.
В России баптизм появился во второй половине XIX века. В 70-х годах прошлого века в Петербурге появилось близкое к баптизму учение евангельских христиан.
Адвентисты
Организация адвентистов (от лат. «адвентус» - приход, происшествие) возникла в 30-х годах XIX века в США. Ее основатель В.Миллер летом 1831 года объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа - 21 марта 1843 года. Преемники Миллера интерпретировали его предсказание в том смысле, что в 1844 году Христос вступил в святая святых небесного храма и поэтому следует верить в близость его второго пришествия. Вера в близкое пришествие Христа является основой вероучения. Адвентисты заявляют, что отрицают бессмертие души. Они считают, что после смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в судный день либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Вечное блаженство будет даровано лишь тем избранным, которые обрели истинную веру, т.е. адвентистам.
История взаимоотношений армии и религии.
Известно, что в дореволюционной России важную роль в формировании морального облика воина играла Русская Православная Церковь и военное духовенство. Ими был накоплен значительный опыт формирования у личного состава патриотического сознания, верности воинскому долгу, готовности сражаться за свой народ, за свою Родину. В этом опыте есть немало интересного и полезного, что может быть творчески применено в наше сложное и напряженное время, когда остро встали вопросы духовного сплочения воинских коллективов, воспитания мужественных защитников Отечества.
К сожалению, многие годы воспитательный опыт русской армии не исследовался, предавался забвению и, как следствие, не использовался в практической работе.
Связь между церковью и армией в России сложилась издавна и просуществовала вплоть до революции 1917 года. Российская церковь всегда первая благословляла войска и напутствовала их во всех войнах. История убедительно свидетельствует, что уровень религиозности народа оказывает огромное воздействие на его духовную силу, имеющую необыкновенное значение для судеб государств.
Дореволюционная русская военная мысль всегда исходила из необходимости учета религиозного фактора, из того, что преступно забывать во время военных действий присущую Российской армии религиозность. С древнейших времен религия освящала самопожертвование, примиряла человека со смертью, давая ему надежду на получение небесного венца в случае его смерти не только за семью, род, племя, отечество, но и за свою веру. Ничто так не успокаивало верующего воина, как сознание того, что на лишение жизни его благословляет сам Бог и что своею геройскую смертью он может искупить все прегрешения жизни. Поэтому в армии делалось все, чтобы соответствующим образом настроить религиозного бойца непосредственно перед боем и даже в самом бою.
Наша отечественная история богата примерами, когда в критические минуты появление на поле боя священника с крестом в руках поднимало дух солдат, преображало полки и способствовало победе. Сила религиозного влияния в русской армии увеличивалась еще и тем, что чувство христианской веры было глубоко укоренено в нашем народе, наших воинах, а также тем психологическим обстоятельством, что религиозный эффект был тем сильнее, чем ближе человек к смерти. По мнению Ф.М. Достоевского, необыкновенная ценность влияния православной веры на сознание русского человека в значительной степени объяснялась широко распространенным убеждением, что именно православная Россия несет в себе драгоценность, которой нет нигде больше, и является хранительницей христианской истины, настоящего Христого образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах. «Эта драгоценность, эта вечная, присущая России и доставшаяся ей на хранение, истина, - писал он, - по взгляду лучших тогдашних русских людей как бы избавляла их совесть от обязанности всякого иного просвещения».
Для воодушевления войск Московский князь Дмитрий Донской взывал именно к религиозному чувству русских воинов. Перед походом он поехал к Сергию Радонежскому просить благословения на предстоящее сражение. Духовный наставник и великий патриот земли русской не только благословил князя на священный бой, но и отправил с ним двух иноков, один из которых, Пересвет, вступил в поединок с татарским богатырем. Оба, как известно, погибли. Перед самым боем Дмитрий собрал воевод и сказал им: «Час суда Божия наступает». Бой был суровым, отступать было некуда - перед боем Дмитрий распорядился разобрать переправы. Необыкновенное мужество русских полков в бою и завоеванная победа в значительной степени определились их глубокой религиозной верой.
Большое влияние религия оказывала и в другие времена. Когда Польша и Литва стремились подчинить себе Россию, независимость последней была спасена не только неистребимым национальным единодушием русского народа, но и его преданностью православной вере. Именно покровительством католикам погубил себя Лжедмитрий, именно призывом к спасению святой веры поднимал Богдан Хмельницкий Запорожскую Сечу и Малороссию против поляков, именно религиозной основой были сильны грамоты патриарха Гермогена, зовущие к всенародному восстанию против захватчиков.
Патриотизм, возбуждаемый в народе религией, нередко был выше простого стремления к национальной независимости. Так мавры не смогли покорить христианскую Испанию. Несмотря на крупные первоначальные успехи, в конечном счете, они потерпели поражение. Борьба под религиозными замыслами велась в течение восьми столетий и окончилась полной победой испанцев, изгнавших захватчиков со своей территории.
Религиозный фактор во многом способствовал окончательному изгнанию татаро-монгольских захватчиков. Татары, завоевавшие Россию, вначале требовали только политического подчинения и дани, но затем татарское иго усилилось, и к политическому гнету добавился гнет религиозный. Захватчики уничтожали православные церкви и заставляли христиан поклоняться Магомету. Это резко повысило ненависть к татарам. Русские князья, вызываемые в орду для уплаты дани и поклонения ханам, тяготились как личным и политическим унижением, так и необходимостью выполнения требуемых от них нехристианских обрядов. Первым отказался выполнять эти обряды Черниговский князь Михаил, сказав хану: «Хочу за Христа пострадать и за веру православную кровь пролить». Никакими мучениями не смогли татары заставить князя поклониться их богам. Так же поступил и боярин Федор. Оба русских патриота были казнены татарами.
Сила воздействия религии на сознание и поведение воинов в значительной степени объяснялась удивительной способностью армейских служителей культа не только доносить до них слово Божие при помощи различных церковных обрядов и ритуалов, но и умело использовать разнообразные формы и методы как массовой, так и индивидуальной воспитательной работы, в том числе и готовности личным примером вдохновлять солдат на боевые подвиги.
И все же объективный, непредвзятый анализ исторического опыта свидетельствует: нельзя идеализированно относиться к оценке роли религии в русской армии и к деятельности в ней военных священников. Надо видеть как положительные, так и отрицательные моменты. При всей силе религиозного мировоззрения мы не можем, не имеем права не видеть отсутствие в нем научного основания, не можем забывать, что религия, наряду с призывами воинов к справедливым войнам в защиту Отечества, пропагандой добра и отстаиванием общечеловеческих ценностей и гуманистических принципов, крестным знамением освещала крепостнические порядки, порабощение других народов, подавление инакомыслия. Не следует также забывать, что Русская Православная Церковь была по существу государственной религией, пользовалась покровительством властных структур, в то время как религиозные верования других народов, населяющих Россию, притеснялись.
Это очень важно иметь в виду в современных условиях, когда принцип свободы совести начинает приобретать права гражданства в воинских коллективах. Реализуя этот принцип, важно взять из прошлого опыта все положительное, решительно отбросить все, не выдержавшее проверкой времени, нельзя допустить превращения православной религии в государственную религию, вмешательства служителей культа в служебно-боевую деятельность воинских подразделений.
Серьезный ущерб делу внедрения принципа свободы совести могут нанести поспешные, непродуманные шаги в этом направлении. Здесь недопустимы малейшие элементы насилия, давления на воинов, имея в виду, что каждый человек имеет полное право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, быть верующим или атеистом. Потому не должно быть в армейских условиях никаких обязательных занятий по изучению религиозных учений, а также обязательного посещения религиозных учреждений и отправления религиозных обрядов.
В масштабе всех Вооруженных Сил отношения между армией и РПЦ были оформлены 2 марта 1994 года Совместным заявлением министра обороны Российской Федерации и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этом документе было провозглашено начало взаимодействия церкви и армии в научной, культурной, духовно-нравственной и благотворительной областях.
Через три года, 4 апреля 1997 года, между Министерством обороны РФ и Русской Православной Церковью было подписано Соглашение о сотрудничестве, которое конкретизировало и расширяло направления взаимодействия. В Соглашении отмечалось благотворное влияние церкви на морально-психологическое состояние личного состава и духовно-нравственный климат в воинских коллективах. Русская Православная Церковь, Русская старообрядческая православная церковь, некоторые Духовные управления мусульман и ряд других религиозных объединений создали у себя специальные подразделения или назначили уполномоченных для работы с военнослужащими. В свою очередь в органах военного управления были введены должности офицеров по связям с государственными органами, общественными организациями и религиозными объединениями. Такое организационное оформление отношений соответствует сложившейся ситуации и не противоречит существующим законам России.
Следует обратить внимание на ст. 26 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", которая предусматривает ответственность за нарушения законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Они предусматривают уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Еще одна проблема, которая заслуживает внимания. Это то, что во многих воинских коллективах значительная часть молодых людей не считает себя верующими. Вместе с тем большинство из тех воинов, которые готовы объявить себя верующими, на самом деле не являются таковыми. Для многих из них причисление себя к верующим является своего рода данью моде, а подлинной глубоко осознанной веры у таких людей нет. Определенную сложность в реализации в войсках принципа свободы совести в современных условиях представляет отсутствие необходимого количества офицерских кадров, хорошо разбирающихся в религиозных верованиях. Поэтому вооружение командных кадров, а также офицеров структур по работе с личным составом знанием основ различных религий и умением вести воспитание с учетом отношения воинов к религии является одной из насущных задач.
Заключительная часть - ____ мин.
Делаю выводы, отвечаю на вопросы слушателей.
Руководитель занятия

Приложенные файлы

  • docx 13123303
    Размер файла: 38 kB Загрузок: 15

Добавить комментарий