SMC_2011_sht


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Социология массовой коммуникации Алина Игоревна Пишняк [email protected] 8(495)786 - 67 - 18 Факультет СОЦИОЛОГИИ I учебный модуль, 2011 /2012 ТЕМА 1 Введение: массовая коммуникация как предмет научного анализа Сравнительный анализ межличностной коммуникации и массовой коммуникации (1) Параметры коммуникации МЕЖЛИЧНОСТНАЯ (доминирует в традиционном обществе) МАССОВАЯ (доминирует в современном обществе) Источник Способ передачи сообщения Время передачи сообщения Расстояние Реципиент Обратная связь Семья, знакомые Институт «Лицом к лицу» (отсутствие опосредованности) Технологический (опосредованный) Непосредственное Непосредственное или отложенное Минимальное, замкнутое Отдаленное Семья, знакомые Массовая, анонимная, разрозненная аудитория Прямая Как правило отложенная дополнительные параметры Параметры коммуникации МЕЖЛИЧНОСТНАЯ (доминирует в традиционном обществе) МАССОВАЯ (доминирует в современном обществе) Направленность коммуникационного потоков Морально - этические нормы общения Характер регулирования Инициация коммуникации Попеременная смена направления (постоянная смена роли: источник - реципиент) Однонаправленность (фиксированные коммуникативные роли) Индивидуальные Жесткие, нормативно установленные Личный, индивидуально идентифицируемый Бюрократический, обезличенный В основном спонтанный характер Организованный институциональный характер Сравнительный анализ межличностной коммуникации и массовой коммуникации (2) Основные характеристики МК Определение 1. Множество реципиентов 3. Источником коммуникации являются институты и организации 2. Опосредованность общения техническими средствами 4. Ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи сообщений 7. Точность адресации сообщений ограничена 6. Публичный характер и открытость канала передач 5. Не равное участие передающей и принимающей стороны в коммуникационном процессе 8. Влияние третьих лиц на отношения передающей и транслирующей стороны (контроль) Виды коммуникации (множественность подходов) Понятия По целям, средствам коммуникации и результатам, которых хочет добиться ее инициатора: 1. Познавательная 2. Убеждающая 3. Экспрессивная 4. Суггестивная 5. Ритуальная ЦЕЛЬ СРЕДСТВА ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ информировать комментарии, разъяснения внедрение инноваций, расширение кругозора повлиять на ценности и установки аргументы, примеры, факты, сравнения увеличение числа сторонников создать психо - эмоциональный настрой игра на чувственном восприятии изменение отношения, сопереживание изменить поведение, отношение внушение, запугивание, ссылка на авторитет возможность манипуляции закрепить/создать конвенциальное отношение демонстрация символов, традиций формирование патриотизма, конформизма ТЕМА 2 Эволюция теорий массовой коммуникации Основные классы теорий МК Нормативные Д. Маккуэл Общественнонаучные «Здравого смысла» Функциональные  Каковы правила игры?  Соответствуют ли МК интересам аудитории и других институтов?  Общие рассуждения о деятельности и эффектах МК  Исследуются роли МК и способность добиваться поставленных целей (конкретные эффекты)  Собственные индивидуальные «теории» реципиентов Типология теорий МК по эффектам Теории «волшебной пули» Теории «селективного влияния» МК абсолютно эффективна, влияет на всех и воздействует на всех одинаково Воздействие МК дифференцировано, обусловлено особенностями индивидов Эта типология не привязана к этапам истории изучения МК. Но на каждом из 4 - х этапов можно выделить доминантный тип. АУДИТОРИЯ СМК ЛИДЕРЫ МНЕНИЯ СМК ДРУГИЕ ИНДИВИДЫ АУДИТОРИЯ СМК ЛИДЕРЫ МНЕНИЯ РЕЦИПИЕНТЫ ПАССИВНАЯ АУДИТОРИЯ ДРУГИЕ ИНДИВИДЫ АУДИТОРИЯ Модель П. Лазарсфельда (1955) Модель Дж. Робинсона (конец 70 - х) Теории «селективного влияния» Теории двухступенчатой коммуникации ТЕМА 3 Массовая коммуникация: структурно - функциональный подход Функции МК на уровне общества Классификация функций по Г. Лассвеллу с дополнениями Ч. Райта функции дисфункции 1. Наблюдение: информирует, сообщает новости (от природных катаклизмов до новостей экономики) 2. Согласие: выбирает, интерпретирует, критикует (присваивает статусы, управляет общественным мнением, контролирует правительство). 4. Развлечение (уход от проблем, создание массовой культуры, повышает вкус большинства) 3. Передача культуры: учит (социализирует, предоставляет базу социального опыта, вырабатывает чувство отчуждения у тех, кто не придерживается принятых социальных норм). Возникает возможность паники. Люди становятся пассивнее Навязываются стереотипы. Создаются псевдо события, образы и т.д. Подкрепляется позиция существующей . Снижается разнообразие субкультур. Деперсонализирует общение. Сокращается число социальных контактов. Способствует уходу от реальности. Искажает искусство. Понижает вкус и ограничивает рост отдельных индивидов. А. Моль МК как подсистема общества Теория социокультурных циклов (1973) С момента возникновения СМК началась эпоха социокультурных циклов Микросреда ( интел - лектуальное общество) идеи передаются посредством книг, журналов, галерей, музеев и пр. формируется «социокультурная таблица» Макросреда (социальная масса) СМК Творцы (генерируют новые идеи) идеи попадают в повседневную жизнь создается «социокультурная рамка» СМК АУДИТОРИЯ контроль Развлекательное содержание Рекламное содержание деньги товары и услуги защита интересов голоса избирателей СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВА РЕКЛАМОДАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ АУДИТОРИИ И РЫНКА РЕКЛАМНЫЕ АГЕНТСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМК М. Дефлер МК как социальная система Модель системы МК (1973) ТЕМА 4 Массовая коммуникация в представлении критической теории Неомарксистская теория и СМК СМК – рупор правящей элиты Марксизм СМК замалчивают альтернативные точки зрения СМК извлекают прибавочную стоимость за счет эксплуатации трудящихся Неомарксисты основываются на этих представлениях, но по - разному их трактуют и развивают. Пример – политэкономические теории и теории гегемонии. Базовые положения Политэкономическая теория Неомарксизм Г. Мэрдок , П. Голдинг (1979) Медиа - институты экономической системы. В центре внимания экономическая структура, форма собственности СМК, а не содержание сообщений МК. Контент медиа определяется: 1. Менной стоимостью содержания 2. Фундаментальными интересами владельцев СМК Становится все меньше независимых СМК Укрепляется позиция обладающих денежным ресурсом и властью Конкурировать могут только обладающие капиталом М.Хоркхаймера и Т.Адорно Франкфуртская школа «Диалектика просвещения» (19 47 ) Глава «Индустрия культуры, просвещение как массовый обман» Индустрия культуры – это новая форма передачи и распространения культурных форм в обществе. Капиталистические отношения проникают и в культуру (балансируются S&D ). Новая культура – индустрия развлечения и потребления. В культуре господствует логика товарного производства и обмена. Культура становится массовой и стереотипичной . Именно ее распространяют СМК. Аудитория Потребитель = = Источник прибыли Леворадикальная теория Ч. Миллс Базовые тенденции в обществе (1950 - е): 1. рост массового производства 2. рост специализации и бюрократизации 3. деперсонализацию отношений между людьми 4. концентрация власти в руках немногих 5. склонность к политической инертности граждан 6. зависимость СМК от власти и стремление медиа формировать общественное мнение, которое угодно власти СМК фильтрует информацию и «нужным образом» воздействуют на людей. Основная проблема: люди не могут приспособиться к новому стилю общения (отсутствию обратной связи в МК). Информация движется «сверху - вниз». Возникает ощущение ничтожности. Но вместо возмущения, аудитория ищет успокоения, прибегая к помощи все тех же медиа. Так СМК подрывают демократические свободы. Современная критическая теория элиты Э. Дэвис СМК сильно изменились со времен возникновения критической традиции. Массовой аудитории больше нет - аудитория сегментирована. Вопрос о влиянии медиа на аудиторию сегодня не актуален. Контент медиа аполитичен. Интересует коммуникация, возникающая вокруг конкретных политиков и политических институтов. Контент производится при непосредственном участии элит (персоны, институты). На арене медиа элиты публично договариваются и дискутируют друг с другом. Что наблюдается сегодня? Для привлечения внимания элиты прибегают к публичной дискуссии с оппонентами. Сами элиты оказываются подвержены влиянию медиа . Критика современного ТВ Н. Постман Обращается к тезису М. Маклюэна «Возможности человека расширяются за счет новых технических средств коммуникации» и опровергает его. Телевидение только развлекает. «Развлечение является суперидеологией всех телевизионных материалов» Автор обращается к двум известнейшим утопиям Дж. Оруэл «1984» О. Хаксли «О дивный новый мир» «Министр правды» = цензура (запрет чтения книг) Идея «сомы» (осчастливливатель). Выход из ситуации : проводить научно - педагогическую работу, доказывать опасность ТВ и информировать об этом массы. ТЕМА 5 Семиология и массовая коммуникация: набор знаков как сообщение и сообщение как знак Типы знаков Ч. Пирс иконический индексный символьный способ означения способ распознания примеры знаков сходство причинная связь оговоренные условия можно видеть необходимо выучить можно понять фото, картины, скульптуры симптомы и болезнь, дым и огонь слова, числа, флаги Формирование значений Р. Барт Денотация Коннотация означающее означаемое означающее означаемое знак более высокого порядка Р. Барт использует термин «миф» для знака более высокого порядка ТЕМА 6 Рынок МК и нормативные модели его функционирования Особенности рынка МК  Не СМК одновременно поставляют товары и услуги.  Но даже СМК без рекламы конкурируют с остальными в предоставлении содержания («перетягивают аудиторию»). Основные субъекты рынка Предлагаемые блага - аудитория; - исследовательские компании; - рекламодатели; - рекламные агентства; - селлеры ; - органы саморегулирования; - государство. Товар – содержание Потребитель - аудитория Услуга – доступ к аудитории Потребитель - рекламодатель СМК одновременно производят и товар, и услугу Индустрия СМК является нетрадиционной в терминах экономической теории «Парадокс разнообразия»  Большое число медиапредприятий ведет к снижению разнообразия содержания Основной источник финансирования – реклама. Идея заимствуется у Г. Хоттелинга (1929 г.): в условиях конкурентного рынка продавцы стремятся сделать свои товары схожими  Для аудитории важно не разнообразие СМК, а разнообразие содержания Я. Ван Куйленбург приложил идею к рынку СМК Совокупный рекламный бюджет постоянен. Конкурируя за рекламодателя, СМК не склонны рисковать. Чтобы иметь успех у аудитории, нужно предлагать ей содержание, которое она любит и знает. Принцип свободы слова Этическая рамка Аргументация в поддержку Критическая аргументация 1. Свобода дана от Бога и не должна ограничиваться (Дж. Милтон). 2. Свобода – «естественное право человека» (Дж. Локк). 3. Лучший закон – закон , обеспечивающий «максимум счастливой жизни» (И.Бентам). 4. Свободный обмен мыслями помогает приблизиться к истине (Дж.Ст. Милль). Свободу слова гарантировать невозможно! 1. Асимметрия участия в МК и доступа к СМК 2. Ложь 3. Ограниченность ресурсов 4. Блокирование информации Причины: Однако попытки создать нормативные модели, соответствующие принципу свободы слова предпринимались. Концепция общественного вещания Этическая рамка Автор концепции - Дж. Рейт «Вещание в Великобритании» (1924)  Неприятие коммерциализации  Максимальная доступность программ для аудитории  Унифицированный контроль  Высокие стандарты качества Отсутствует запрос на высокую эстетику со стороны масс Объективности добиться невозможно Существует давление со стороны правительства Концепция утопична , поскольку… Но понятие «общественное вещание» живо. Сегодня это система организации некоммерческого телевидения и радиовещания во многих странах Западной Европы и Северной Америки, рассматриваемая как элемент демократии и важный механизм гражданского общества .

Приложенные файлы

  • pdf 13165514
    Размер файла: 641 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий