творческий отчет последний Пестова

Отдел образования Администрации городского округа город Салават
Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45» городского округа
город Салават Республики Башкортостан











Творческий отчет
Роль художественного творчества
во всестороннем развитии
личности ребенка



Выполнил: воспитатель
высшей категории
МБДОУ № 45 г. Салавата
Пестова Лариса Анатольевна
заявленная квалификационная
категория: высшая







Салават 2012
Пояснительная записка
Введение..
1. Аналитическая часть...
1.1. Теоретические подходы к проблеме творческого воспитания детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями....
1.2. Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей
1.3. Формирование у дошкольников творческих способностей
2.Заключительная часть.
Список литературы..
Приложение

3

8



8


11
14
24

29
30

Пояснительная записка

Введение

На протяжении всей своей педагогической деятельности я уделяла большое значение развитию детского творчества. На начальном этапе моей работы, это было, как я считаю, не осознанно, мне был интересен сам процесс обучения. Продолжалось это до тех пор, пока ко мне в группу не пришел Радаев Роман. Проблема заключалась в том, что процесс приготовления к рисованию или лепке у него вызывал негативные эмоции. Выяснив причину такого поведения, я задалась вопросом: что необходимо сделать, чтобы в любой творческой деятельности ребенок испытывал только эмоциональный комфорт и удовлетворение. Я усиленно начала искать ответ, изучая методическую литературу и анализируя свою деятельность, как воспитателя. Я пришла к такому выводу: причина такого отрицательного отношения детей к рисованию скрывается во мне и многих педагогах, которые проводят образовательную деятельность однотипно, а значит неинтересно, шаблонно.
Вспомнив свое детство, я еще больше убедилась в том, что мне срочно надо менять свое отношение к художественной деятельности. Ведь для меня урок рисования в школе был тоже трудным, нежеланным, за мной закрепился «комплекс неумения», особенно это касалось рисования на свободную тему, где необходимо проявить творческое воображение, фантазию. Но я получала оценку «5», так как хорошо срисовывала предметы, с открытки. Мне кажется, что моя застенчивость, неуверенность в себе и какое-то безразличие, чувство неудовлетворенности от творчества – результат педагогического воздействия того времени. Поняв суть данной проблемы, я решила приложить все свои знания и умения для того, чтобы мои дошкольники стали самостоятельными во всем: в игровой деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, в рассуждениях, в поведении на улице, в общественном транспорте, при самообслуживании и т.д.
Художественное творчество для ребенка – радостный, вдохновляющий труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности творческой деятельности.
Я поняла, что нетрадиционные подходы к организации художественного творчества удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление творить, фантазировать, воображать. Оригинальная творческая деятельность раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Поэтому я побуждаю дошкольников к творчеству, учу видеть мир в живых красках.
Основная цель, которую я поставила перед собой:
- развивать творческую свободную личность, обладающую достоинством и проникнутую уважением к людям, используя разные техники художественного творчества.
Выделила следующие задачи:
- обогащение предметно-развивающей среды в группе для удовлетворения потребности дошкольников в творческой активности;
- формирование практических навыков и умений в различных видах продуктивной деятельности;
- обучение основам создания художественных образов;
- создание психологического комфорта для каждого ребенка в процессе совместной деятельности «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог», «ребенок-родитель»;
- развитие сенсорных способностей дошкольников;
- развитие интереса к различным видам искусства.
Прежде чем приступить к рисованию, я с детьми обыгрываю сюжет будущего рисунка (создаю мотивацию) с помощью различных игрушек, предметов окружения. Процесс рисования сопровождаю эмоционально-окрашенным комментированием каждого движения руки, использую художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать детей, привлечь к продуктивной деятельности, удерживать внимание каждого ребенка, добиться положительного результата, создает необходимый эмоциональный настрой.
В раннем детстве закладывается фундамент в развитии личности, поэтому я считаю, что нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И совсем не страшно, что наш маленький художник перепачкается, главное, чтобы он получал удовольствие от общения с красками или другим материалом и радовался результату своего труда.
Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза детей блестят от восторга в процессе художественного творчества, если ты хочешь, чтобы каждая образовательная деятельность была праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творческими детьми – надо больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе, самостоятельность. Очень интересно наблюдать, как дошкольники изображают в своих работах шум, запах, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют, фантазируют, сочиняют, что не всегда удается взрослым.
Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия влияет особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребенка. Оно позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему.
Выдающийся психолог Л.С. Выготский отметил, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий.
Волкова А.А., характеризуя творчество дошкольника, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видим, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувства (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».
Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я.А. Каменский, И.Т. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное и приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны развивать у наших детей смекалку, пытливость, инициативность, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Формирование креативной личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поэтому я продолжила свой опыт работы по теме «Роль художественного творчества во всестороннем развитии личности ребенка».
Я восемь лет работала с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Учитывая психологические особенности дошкольников данной группы, я убедилась, что художественное творчество – одна из основных образовательных областей в коррекционно-развивающей работе. Через интеграцию всех образовательных областей мы достигли положительной динамики в развитии детей с ОНР (по результатам мониторинга).
Всем известно высказывание В.А. Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Аналитическая часть
1.1. Теоретические подходы к проблеме творческого воспитания детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями
В современном обществе каждый взрослый человек имеет профессию, но главная из них - родитель. Как и в любой другой профессии, в ней необходимы определенные знания, умения, навыки, недостаток которых может отразиться на развитии личности ребенка. Родители не всегда обладают должным уровнем педагогических знаний. Одни считают, что прочитанной популярной книги достаточно для правильного воспитания детей, другие осознают, что педагогикой не владеют, но просить у воспитателя совета либо не хотят, либо стесняются.
Уход за ребенком его воспитание вызывает у родителей много вопросов. Чтобы ответить на них, можно организовать консультации. Консультации могут быть следующих видов: неплановые (индивидуальные) и плановые (групповые). Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагога с родителями.
Плановые консультации позволяют достаточно глубоко обсудить конкретный вопрос. Материалом для консультаций являются запросы родителей, а также наблюдения педагога за поведением детей в детском саду, взаимоотношениями с родителями. Тематика консультаций может быть весьма разнообразна. Она определяет задачи воспитания в той или иной группе, а также потребности родителей. Такие консультации позволяют, с одной стороны, ближе узнать родителей, наладить тесное сотрудничество, оказать помощь там, где она необходима, с другой, - побудить родителей серьезно присматриваться к своим детям, задуматься над существующими проблемами, вызвать у родителей доверие к педагогу, который всегда окажет квалифицированную помощь.
Также интересным для родителей и познавательным является организация дней открытых дверей. Увиденное во время дня открытых дверей дает более вдумчивое отношение к миру детства. Организация дней открытых дверей всегда преследует следующую цель - предоставить родителям возможность познакомиться с распорядком дня в группе, деятельностью детей, требованиями к ним, помочь увидеть в ребенке что-то новое, ранее незамеченное. При подготовке и проведении дня открытых дверей педагог должен выполнять следующие требования:
Подготовить к этому детей, потому что присутствие родителей является для ребенка большим эмоциональным фактором. Близкий человек всегда вызывает у ребенка целую гамму переживаний: стремление проявить себя с хорошей стороны и заслужить одобрение, желание приласкаться.
Специально подбирает определенные отрезки времени в образовательном процессе, которые наилучшим образом раскрывают намеченное для показа, для того, чтобы родители имели возможность увидеть, в каком виде детской деятельности у ребенка наиболее выразительно отражаются те или иные качества, сформированы те или иные умения.
Предлагает родителям программу наблюдений, которая может содержать предварительное описание возможных форм поведения, характеристику действий при выполнении заданий. Данный принцип поможет родителям более правильно понять увиденное. Перед началом занятия воспитатель дает объяснение по поводу образовательных задач, рассказывает о действиях, посредством которых они решаются. В случае возникновения у родителей вопросов, педагог отвечает на них, т.к. комментарии во время занятий не уместны. В заключительной беседе воспитатель просит родителей оценить результаты просмотра с точки зрения поставленных целей.
При проведении дня открытых дверей соблюдается принцип дифференцированного подхода к родителям. В коллективный просмотр занятий, режимных моментов, видов детской деятельности педагог не включает тех родителей, чьи дети значительно отстают от сверстников. Они посещают группу в индивидуальном порядке. Регулярное проведение дней открытых дверей позволяет добиться следующих результатов: показать многообразие форм, методов, приемов работы с детьми; поддержать интерес взрослых к сложным проблемам воспитания; вызвать у родителей доверие ко всему тому, что происходит в группе.
Большое внимание в работе с родителями следует уделять и наглядно- педагогической деятельности. Основной целью является пропаганда педагогических знаний через систему наглядной агитации. Можно использовать различные виды наглядностей: информационные стенды, тематические выставки, информационные папки. Особой формой и эффективным средством наглядной агитации является тематические выставки: детских работ, экспозиции фотографий, психолого-педагогической литературы. В выставках детских работ могут быть представлены наиболее интересные рисунки, поделки, работы с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Оформленные воспитателем специальные экспозиции фотовыставок отражают наиболее яркие моменты жизни группы: экскурсии, праздники, развлечения. Выставки психолого-педагогической литературы, как правило, приурочены к родительским собраниям, консультациям.
Относительно новой и интересной формой сотрудничества педагога с семьями выступает презентация семьи. Каждая семья является друг для друга и для педагога новой, неповторимой общностью. Подробно узнать о ней позволит презентация. Основной целью данной формы работы является: установление тесного сотрудничества между педагогом, детьми и родителями; улучшение взаимоотношений в семье; развитие у ребенка понимания значимости семьи, родственных связей; возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Подготовка к презентации может включать в себя: выставку семейных фотографий, выбор и рассказ о любимой книге, подготовку совместных работ ребенка и членов семьи, рассказ о семейных традициях, опыте семейного воспитания и др. Регулярное использование данной формы работы с родителями способствует сближению семей, родителей и детей, семей и педагога.
Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания, особенно молодым родителям.
1.2. Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей
Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, то есть, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Творчество - это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества. Творческие задатки у разных людей различные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.
Творческая активность - это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия. По данным педагогов и психологов к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности. На развитие способностей к творчеству оказывает во многом среда, окружающая ребёнка. Главные же наши помощники в развитии творческой активности - родители!
Многие психологи давали свои определения творчества, но все они сводились к тому, что творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное.
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.
Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.
В системе образования последнее время особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Но современные родители выглядят скованными и серьёзными, они не умеют играть, фантазировать вместе с ребёнком, шалить и веселиться, боясь нарушить «правила взрослого поведения».
Главное для педагогов и родителей - будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.
Понимая, что воспитание - это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка вся работа должна строиться так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса. Педагог должен стараться вовлечь родителей в совместное творчество по следующим направлениям:
проведение совместных праздников и развлечений;
участие в совместных конкурсах, выставках;
организация экскурсий,
- организация походов, целевых прогулок.
Подготовка к праздникам и развлечениям должна начинаться с обсуждения того, каким должен быть праздник, какое культурное, духовное наследие и как можно передать детям. Педагог должен стараться создать ситуацию предвосхищения праздника. Каждая семья получает приглашение, с детьми обсуждается этикет принятия гостей. Тогда праздник превращает родителей из пассивных наблюдателей, зрителей в активных участников.
Воспитатель должен стараться использовать на праздниках игровые приемы, основанные на взаимодействии родителей и детей. Праздники и развлечения становятся педагогически самоценными, потому что вся информация, которую хочет донести до родителей педагог, даётся через игровых персонажей и содержание праздника. Родители принимают активное участие в обыгрывании ролей, в речь героев включаются моменты, связанные с содержанием программы. Это дает возможность родителям быть в курсе дел и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Такое общение детей и родителей в условиях праздника позволяет вывести группу на новый уровень взаимодействия с семьей. Праздники - это интересная форма самореализации родителей, действенный способ их убеждения в том, что они являются первыми и главными педагогами для своих детей.
Участие родителей и детей в совместных конкурсах, выставках - это средство развития творчества детей на основе их взаимодействия с родителями. Простое вывешивание рисунков не приносит должного результата. Поэтому в группе нужно устраивать выставки, на которых представлены плоды совместного творчества детей и родителей. Данная работа позволит максимально сократить расстояние между детьми и родителями, физический контакт при общении позволяет детям ощутить собственную значимость, родителям продемонстрировать положительное отношение к продукту совместной деятельности.
К совместной творческой деятельности родителей и детей можно отнести и организацию экскурсий, походов, целевых прогулок. Данное направление работы рассматривается как совместное посещение детьми, родителями, педагогом зон отдыха (парка, леса, реки), культурных, исторических мест (музеев). Основной целью данных мероприятий является духовное обогащение, отдых, установление позитивных взаимоотношений. Результатом данной работы являются творческие продукты: оформление фотовыставок, вернисажей, сочинение рассказов, сказок, выставок поделок. В процессе организации совместной творческой деятельности наиболее сложным для родителей оказывается найти доступные пониманию детей слова оценки их творческой деятельности, вдохновения на новый результат. Чтобы тактично отследить понимание родителями их роли в формировании мотива успеха у детей, можно вести родителям «Книгу отзывов». После любой совместной творческой деятельности родители должны были отразить свои мысли на странице, которая была в книге отзывов отведена каждому ребенку. Дети восхищаются записями. У них формируется уверенность, мотив успеха. Совместная творческая деятельность позволила детям приобрести умение ориентироваться на взрослого, как носителя собственных возможностей, а родителям с удовольствием погружаться в мир детства, раскрываться друг для друга с совершенно новых сторон. В результате такого продуктивного общения идет взаимообогащение и накопление личностных качеств. Творчество родителя заключается, прежде всего, в том, чтобы быть хорошими родителями, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит ответственно относиться к своим обязанностям, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ребенком и наслаждаться этим творчеством.
1.3. Формирование у дошкольников творческих способностей
Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в своей работе особое внимание я уделила художественному труду. Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов, на этих принципах я строю свою работу с детьми.
Одной из целей своей работы я считаю формирование у дошкольников активно-творческого отношения к окружающему миру. Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет.
Развивать любознательность, наблюдательность, воображение, фантазию, изобретательность и художественное творчество - ещё одна немаловажная цель. Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему особое внимание я уделяю чувственному познанию мира ребёнком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами, используя систему разнообразных занимательных творческих игр-экспериментов, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей. И, наконец, формирование эстетического восприятия и вкуса - эта цель играет немаловажную роль в развитии личности ребёнка.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
-совершенствовать художественно-творческие способности детей;
-способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ним;
-развивать умение создавать художественные образы;
-развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому я использую систему творческих игр, игр-фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять. Одна из ведущих потребностей дошкольника - стремление узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание я уделяю познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений. Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, если не на всю жизнь.
Каждый раз, когда к нам в группу приходят новые дети, как правило я наблюдала, что большинство из них – отличаются своей «жестокостью» и «равнодушием» - по отношению друг к другу и окружающему миру.
Мне кажется, что к Природе дети относятся немного лучше, чем к себе подобным.
Но отношение это, как правило – больше «потребительское». Ещё Лев Толстой писал: «Неужели может среди этой обаятельной Природы удержаться в душе человека чувство злобы, лишения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с Природой – этим непосредственным выражением красоты и добра» Да, я тоже считаю, что если мы научим детей: видеть прекрасное в Природе, её красоту, величие и хрупкость; бережно относиться к ней; то они станут добрее, чувствительнее, эмоциональнее, великодушнее. Поэтому, при наблюдениях за природными объектами на прогулках и на занятиях по экологическому воспитанию, я обращаю внимание детей на разнообразие, многогранность окружающего мира и в то же время – гармоничность. На каждом занятии для детей открываются новые возможности познания мира. Особенно детям нравится работать с природным материалом, который был собран во время прогулки или привезен детьми с пикников, поездок на море. Каждый представляет, фантазируя в игре – как предмет превращается во что-нибудь, тут же сочиняются сказки, но обязательно в которых должно добро победить зло.
В поделках дети используют: камешки, ветки, ракушки, разные крупы, сухие растения и т.д. Когда дети в первый раз начинают делать поделки с природным материалом, я наблюдаю такую реакцию: все сидят, задумавшись, и смотрят друг на друга, а некоторые даже начинают плакать и говорить – «я не умею». Я предлагаю объединиться с кем-нибудь по желанию, и сделать одну поделку. То есть использую совместно – взаимодействующую форму организации коллективной работы, оформление которой произвожу на начальной стадии сама. Поделки детей я объединяю одним сюжетом, композицией. И организовываю коллективную работу детей. Например, дети делали из разного материала домашних птиц, которые стали частью « Птичьего двора», где был: плетень, домик и трава – неотъемлемая часть композиции. Иногда, на протяжении одной – двух недель, организовываю собирательный сюжет из поделок, сделанных детьми на занятиях: конструирование, ручной труд, лепка и аппликация, где так же выбираю разные формы организации, методические приёмы и материалы. Такая композиция обязательно послужит дальнейшему творческому развитию в свободное время в виде дополнительных поделок.
Первостепенную роль я отвожу коллективной изобразительной деятельности, так как она обладает широким спектром педагогических возможностей: развивает интерес к изобразительной деятельности и художественному труду, формирует культуру общения, позволяет получить практический опыт нравственных отношений, формирует и развивает творческие способности детей и личность ребёнка в целом. Результат, как правило, радует всех участников создания картины. На общем фоне любая, даже слабая детская работа выглядит эффективнее. Это способствует повышению самооценки детей, не достаточно хорошо владеющих изобразительными средствами, а так же служит прекрасным стимулом к самосовершенствованию.
При разработке конспекта НОД по составлению коллективных работ, я руководствуюсь несколькими принципами:
Принцип от простого к сложному проявляется в содержании образовательной деятельности и сложности форм организации совместной деятельности – от свободного размещения элементов на плоскости фона, до организационного изображения в определенной последовательности.
Принцип концентричности материала отражается в повторяемости тематики занятий в каждой возрастной группе с постепенным усложнением техники работы и самого содержания темы: «Осень», «Подводный мир», «Весна в лесу» и т.д.
Принцип культуросообразности реализую в комплексном подборе средств воздействия на восприятие ребёнка и создания выразительного образа в воображении, поделке и детском рисунке. Так, при организации коллективной работы «Золотая осень», на подготовительном этапе, использую все виды искусств: музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (Октябрь), стихи А.С. Пушкина, И.А. Бунина, русские пословицы, поговорки, загадки, репродукции к художественным произведениям.
Итак, соблюдая последовательность этапов работы: подготовительную, основную и заключительную, дети и я – создали немало коллективных работ. Частота проведения коллективной изобразительной деятельности в нашей группе – 2 раза в месяц, это конечно минимум от того, что рекомендуют учёные. Они считают, что в старшей группе необходимо проводить такие занятия не реже 2-4 раз в месяц, а в подготовительной группе 5-6 раз. Получается, что коллективная деятельность должна быть – основной. На данном этапе работы с детьми коллективная деятельность мной используется в таких видах деятельности: конструировании, пластилинографии, аппликации, рисовании. Как правило, преобладает совместно – индивидуальная и совместно – взаимодействующая форма её организации. Но мне больше импонирует организация создания картины - это такой интересный и захватывающий процесс, в котором дети отражают все свои эмоции по отношению к миру. Первая картина, как правило – на тему: «Золотая осень». После предварительного этапа наблюдений и других методических приёмов, над созданием ярких образов окружающего мира, начинается основной этап создания картины продуктивно – творческий. Сначала мы со всеми детьми встаем вокруг чистого листа ватмана и начинаем фантазировать, предлагать образы, цветовые оттенки, последовательность размещений наиболее выразительных объектов, распределение последовательности всей работы между детьми, выбор используемых природных материалов, способы работы с ними т.д. Конечно, наносят эскиз дети вначале немного неуверенно, некоторые выбирают объекты изображения – более простые, из-за неуверенности в себе. Например: Диана, Руслан, Даша и Ваня, сначала выждали момент, когда другие дети начнут работу, пригляделись, поняли, что так рисовать могут и они, только тогда стали проявлять свои способности. Несомненно, лидерами в таких работах будут дети, у которых хорошо развито творческое воображение и уверенность в своих силах. Хорошо развито воображение у Халиковой Дианы, Дашкина Дениса и Шилина Ромы, они на ходу могут придумывать и дорисовывать бесконечные сюжеты. Длительность работы детей над первой картиной занимает от 1 до 3 дней: в процессе непосредственно образовательной деятельности наносится эскиз и продолжается в свободное время. В последующие 1-2 дня происходит заключительный этап работы, это взаимодействие детей с уже завершенной работой: она становится объектом самых разнообразных разговоров, дискуссий, игр. И конечно же будет стимулировать рождение новых творческих замыслов. А уж когда картину вывешиваем в раздевальной комнате в рамку, то разговоров родителей и детей по содержанию картины, оценки деятельности ребёнка, эмоциональных всплесков гордости, радости и многих других положительных эмоций – нет границ. Видя такой положительный эмоциональный настрой родителей и детей – получаю огромное удовлетворение от совместной творческой деятельности с детьми. Аналогичные впечатления я наблюдала и у родителей, которые совместно с детьми создали картину с использованием различных круп.
Подарок маме это обязательно красивые цветы – в разной вариации: аппликативно – «Белая кувшинка», а рисование – «Букет первоцветов». В каждой детской поделке – есть отражение какого-то потайного местечка Природы, оставившего положительный эмоциональный всплеск на ребёнка.
Вот только не всем детям удаётся передать эти впечатления. Поэтому я больше внимание уделяю технике работы с любым материалом. Хочется отметить, что детям нашей группы – больше нравится делать поделки из круп, яичной скорлупы, тканей, соли, семечек.
Каждая работа детей – это шедевр, потому что другой такой нет, дети замечают прекрасное вокруг, умеют коллективно взаимодействовать, договариваться между собой, оценивать работы других и свою.
Я хочу всем воспитателям порекомендовать использовать в работе с детьми – коллективную художественно - творческую деятельность, так как это эффективное средство, решение многих воспитательных и дидактических задач во всестороннем развитии дошкольников.
Одним из важных направлений своей деятельности, я считаю тесное взаимодействие с семьями детей. С целью создания единого образовательного пространства детского сада и семьи в начале каждого учебного года разрабатывается перспективный план работы с родителями.
В организации взаимодействия с семьями воспитанников, я руководствуюсь следующими принципами:
Целенаправленность, систематичность, плановость.
Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи.
Возрастной характер работы с родителями.
Доброжелательность, открытость.
В работе с семьями я использую следующие формы:
Консультации групповые и индивидуальные, например, «Как научить ребёнка правильно работать ножницами».
Представление в информационные уголки для родителей материала отвечающего на вопросы родителей по особенностям развития и воспитания детей дошкольного возраста, например, «Использование игр в рисовании».
Вовлечение родителей в совместные мероприятия, например, проведение развлечения «Бабушкины посиделки» с активным участием бабушек.
Организация «День открытых дверей группы», где родители могут не только увидеть разные формы организации воспитательно-образовательного процесса, но и быть их активными участниками.
Организация выставок для родителей, например, «Чудо нить», «Осенний листопад», «Сказочная страна». Такие выставки позволяют объяснить родителям как ценен и дорог труд ребёнка.
Неоднократно в своей практике мне приходилось слышать с какой неохотой родители забирают домой детские работы (поделки, аппликации и в особенности рисунки). Поэтому я стараюсь объяснять родителям, что они
должны бережно относиться к работам, выполненным ребёнком; в детской комнате можно выделить место, где они будут храниться, а на стене можно разместить детские рисунки. Ещё в начале учебного года одна из мам была очень недовольна тем, какое количество рисунков и различных творческих работ её дочь приносит домой ежедневно. И часто приходилось слышать «Ну куда тебе столько бумаги!» или «Опять мусор домой несёшь!». Я провела беседу с мамой, рассказала как дорожит девочка своими работами и с каким интересом она их выполняет. Теперь же я наблюдаю, что девочка стала приносить из дома поделки, выполненные вместе с мамой, а работы из детского сада бережно хранятся у них дома.
Дедушка одного из мальчиков всегда удивлялся тому, как внук с восторгом рассказывает о творческих занятиях и показывает свои работы. А когда я рассказала, что это большой труд для него и гордость за получаемый результат, дедушка очень обрадовался за такой талант внука. Сейчас дедушка сам спешит спросить внука о том, что нового мы выполняли в детском саду.
Также в своей работе я ввела такое понятие для родителей как «детские портфолио». В них содержатся все творческие работы как детей, так и совместные работы детей и родителей. Совместные работы детей и родителей - это работы, в которых содержатся интересные сведения о семьях. Например, я предлагаю родителям найти информацию о значении имени их ребёнка, или рассказать об их семье с помощью стихотворений и фотографий, или нарисовать родословное дерево (тоже с помощью фотографий) и т. д. Все эти работы вкладываются в детские портфолио. Таким образом, с годами портфолио становятся всё более интересными. А к моменту выпуска из детского сада портфолио вручаются детям и родителям, что оставляет неизгладимые впечатления на будущие годы и позволяет сплотить детей, родителей и педагога в процессе выполнения такой работы.
Связь между семьёй и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями я планирую чётко и ясно.
На первых этапах организации совместных художественно-творческих мероприятиях с родителями я допускала такие ошибки:
- Приглашала всех родителей группы на планируемую тематическую деятельность. Результат такой организации хорошо прослеживается в выражении «то густо, то пусто». Конечно, выход мы находили.
- Определяла время проведения мероприятия только в первой половине дня.
Проанализировав данные ситуации, сделала следующие выводы:
- заранее определять в беседах с родителями время проведения совместной деятельности;
- привлекать к творческой деятельности не более 6 человек;
- планирование совместной деятельности осуществлять с учетом индивидуальных способностей родителей и детей таким образом, чтобы за 2-летний период (5-7 лет) каждый родитель принял участие в мероприятии;
- удачнее всего выбирать время совместной деятельности с семьей во второй половине дня, т.к. возможно поэтапное включение новых родителей, что способствует активной пропаганде и преодолению страхов (несоответствие и неуверенность).
Такая система работы позволила мне достигнуть следующих результатов:
Детьми моей группы полностью усвоено содержание образовательной деятельности, реализуемой программы согласно возрастной группе.
-Все дети в процессе общения со сверстниками и взрослыми доброжелательны, умеют договариваться друг с другом в процессе деятельности.
Проявляют творческий подход в продуктивных видах деятельности.
Родители с интересом, заботой и ответственностью подходят к вопросам воспитания и развития детей.
Результат воспитания детей может быть успешным только при условии единства стремлений и взглядов на образовательный процесс со стороны педагога и родителей.


Заключение
Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями, но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.
Психологами установлено, что начальный этап формирования способностей происходит у ребёнка столь рано и быстро, что часто ускользает от внимания родителей. И поэтому только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие могут наполнить жизнь ребёнка интересными событиями.
Родителям необходимо всячески поддерживать у ребёнка интерес к самостоятельному творчеству, ненавязчиво и корректно руководить ими.
Для того, чтоб стимулировать творческую активность ребёнка, можно поощрять его творческую деятельность совместным созданием конструкций, рисунков, стихов; поощрять стремление ребёнка исследовать окружающий мир, уметь ценить достижения ребёнка и его самого как личность.
Обучение ребёнка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребёнку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы её изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребёнка.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно.
Реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребёнка, главное, чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны родителей, научился мыслить свободно и смело. Только от нас зависит, будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной.
При организации коллективных работ, я придерживаюсь таких принципов:
-Участие в работе – строго по желанию детей.
-Начинать организацию работы нужно с приготовления материалов и оборудования без объявления темы, чтобы заинтересовать детей.
-Для определения темы, использовать различные приёмы: загадки, разгадывание кроссворда, словесные игры, создание проблемной ситуации.
-Содержание картины дети и родители придумывают самостоятельно, а воспитатель – один из участников.
-Вариативность используемого материала. Это может быть и гуашь, краски, пластилин, соль, тесто и т.д. Материал выбирают дети.
-Вариативность использования коллективной работы в образовательной деятельности.
-Оформление рамки для организации выставки в раздевальной комнате.
Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему, реализуются на основе комплексно-тематического планирования.
Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:
- совместная деятельность педагога с детьми, где используются информационно-рецептивные методы, занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом;
- самостоятельная деятельность детей (эвристический и исследовательский методы);
- взаимодействие с семьей: выставки совместных работ родителей и дошкольников, художественный досуг, оформление группового помещения к праздникам, проведение дней открытых дверей, консультативные встречи.
При организации образовательного процесса по художественному творчеству мы используем следующие техники изображения:
рисование пальчиками, ладошкой
печать листьев
кляксография
раздувание краски
рисование свечой
монотипия
рисование по шаблону
набрызги
пластилинография
В работе я использую такие средства:
коктейльные трубочки
поролоновые губки
зубные щетки
ватные палочки
пластилин
С целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности была проведена диагностика. Для проведения диагностики были использованы тесты, предложенные Э.П. Торренсом.
Тест №1: «Незаконченный рисунок»
Тест №2: «Дорисовывание»
Также с целью выявления уровней творчества детей старшего дошкольного возраста, была проведена НОД по теме: «Среди невиданных зверей». Мониторинг проводился в начале и в конце учебного года.
Высокий уровень развития показали:
в начале учебного года – 30% , в конце учебного года – 53%
Средний уровень развития:
в начале учебного года – 47% , в конце учебного года – 40%
Низкий уровень развития:
В начале года -23%, в конце года -7% (см. Приложение)
Сравнительный анализ данных мониторинга, позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей в подготовительной группе значительно повысился.
Показатели эффективности методической работы.
В начале и в конце года был проведен мониторинг формирования интегративных качеств под редакцией Ю.А. Афонькиной, который показал следующие результаты формирования интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»:
высокий уровень – 69%, средний уровень – 26%, низкий уровень- 5%.
Из диаграммы видно, что интегративные качества в подготовительной группе развиты в соответствии с возрастом. Я считаю, что такие данные получены за счет высокого уровня развития творческих способностей детей, в формировании которых сыграла большую роль художественное творчество.
В заключении хочется отметить, чтобы художественное творчество приносило детям только положительные эмоции, нужно заботится об успешной деятельности ребенка – это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я согласна с автором этих строк:
Воспитатель, который не сковывает, а освобождает,
Не подавляет, а возносит,
Не комкает, а формирует,
Не диктует, а учит,
Не требует, а спрашивает,
Проживет с ребенком много вдохновенных минут
Список литературы
Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.
Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1991.
Григорович JI.A. Развитие творческого воображения. - М.,1997.
Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Д., 1978.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1995.
Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -№6.
Ожерельева O.K. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К.Ожерельева // Начальная школа. - 2002. - №6.
Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев.- М.: Педагогика, 1986.
Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1992.
Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1995.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 142915





Приложенные файлы

  • doc 13165643
    Размер файла: 142 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий