39. Правовая система и правовая семья.


39.       Правовая система и правовая семья.
Правовая система – это научная категория дающая многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на ее идеологическом, нормативном, институционнальном и социологическом уровнях.
Элементы правовой системы:
1. доктринально – философский (правопонимание, понятия, категории права).
2. нормативный – совокупность позитивных норм.
3. институциональный, т.е. юридические учреждения (правотворческие и правоприменительные и правоохранительные).
4. социологический – правоотношения, применение права, юридическая практика.
«Правовая система» используется и в другом значении для обозначения группы национальных правовых систем со сходными признаками. В этом случае чаще используется термин «правовая семья» и определяется следующим образом:
совокупность национальных правовых систем, объединенным общностью исторического формирования, структуры источников, ведущих отраслей и правовых институтов, понятийно-категорического аппарата и юридической науки.
Строгая внутренняя структурированность права, наличие определенных связей и взаимных зависимостей между всеми его элементами (системы права) не означает, что право существует обособленно, что оно изолированно от других явлений социально-политической действительности. Наоборот, право, его исторические корни, современное политико-социальное содержание и механизм действия складывались и существуют под влиянием определенных общественных отношений, идеологических установок. Система права находится в постоянном сложном взаимодействии с другими элементами государства как политического явления и общества как комплекса социальных институтов и ценностей. Для обозначения системы права в ее единстве с "исторически конкретным социальным организмом" (С.С. Алексеев) используется понятие правовой системы.
В настоящее время правовая система - это не только научное понятие, инструмент теоретической науки, но и легальный, законодательно закрепленный термин. Он употребляется в действующей Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) и иногда истолковывается как синоним законодательного акта более высокой юридической силы по сравнению с законом или иными нормативными правовыми актами <*>. Однако понятие правовой системы гораздо шире понятия позитивного права, простой совокупности юридических норм. Правовая система - это комплекс элементов юридического и политического порядка, устойчивость которого обеспечивается многоуровневыми связями и иерархическими зависимостями. В содержательном плане это понятие включает нормативную (юридические нормы и формы их выражения), организационную (юридическая практика и механизмы ее отправления) и нравственно-духовную (правовая идеология, правовые представления, правовая культура) стороны. Под правовой системой понимается обусловленный историческим развитием и уровнем политико-правовой культуры общества юридический порядок правообразования и правоприменения, установленный в рамках определенной политической автономии.
Правовая система может рассматриваться под углом зрения ее отношения к разного рода политико-территориальным образованиям (правовая система государства (национальная правовая система), правовая система субъекта федеративного государства), а также к межгосударственным объединениям (правовая система Европейского Союза, правовая система Содружества Независимых Государств) и даже к идеолого-культурным явлениям мирового масштаба (глобальная правовая система).
Правовая система государства отражает исторические закономерности его развития, особенности этнического, социального, культурного становления, современный политико-правовой статус. Исторический путь развития у разных государств неодинаков. По-разному формируются сообщества наций и народностей с общей политической культурой, складываются традиции в отношениях к государству, личности, религии. У народов разных государств проявляются свои особенности (социальные, культурные, этноправовые) в восприятии правовых предписаний и правовых запретов, и стереотипы юридически значимого индивидуального и группового поведения также складываются по-разному. Поэтому в целом правовые системы отдельных государств (национальные правовые системы) могут иметь существенные различия.
Несмотря на прогрессирующую в настоящее время тенденцию к взаимному тяготению государств мирового сообщества и их правовых систем, сопоставление правового опыта различных государств показывает значительную их специфичность. Исследование юридических особенностей правовых систем государств методом сравнения (иначе - сравнительное правоведение или юридическая компаративистика <*>) дает немало полезного не только в теоретическом плане, но и для политической и правовой практики государств, для усовершенствования их национальных законодательств, для поиска более подходящих решений проблем, возникающих в процессе внутреннего развития государств.
Современный арсенал сравнительно-правовых исследований, вносящих заметный вклад в теоретическую разработку фундаментальных проблем юридической компаративистики, изучение теории зарубежного права и его отраслевых законодательных систем, познание стратегических направлений современного правового развития, обоснование правового плюрализма составляют главным образом труды зарубежных компаративистов - Р. Давида и М. Анселя (Франция), К. Цвайгерта (ФРГ), А. Саидова (Узбекистан), И. Нода (Япония), а также отечественных правоведов В.А. Туманова, М.Н. Марченко, Ю.А. Тихомирова. Различные аспекты исследований этих авторов лежат в основе сложившегося к настоящему времени видения типологии и характерных особенностей современных правовых систем.
Типология (или классификация) правовых систем современности проводится в зависимости от наличия общих признаков, свойств, а также специфических черт и особенностей, характеризующих национальные правовые системы. Правовые системы отдельных государств в силу общности исторического и культурного развития, схожести общественного устройства, религиозной практики могут иметь немало общих признаков, тогда как другие - отличительных черт могут иметь больше, чем сходных.
Группы сходных по отдельным показателям <*> национальных правовых систем принято относить к обособленным "семействам" политических и культурно-правовых (или цивилизационно-правовых) образований и именовать правовыми семьями.
Помимо этой основной классификации, национальные правовые системы объединяют по признакам региональной принадлежности соответствующих государств (правовые системы стран Африки или Латинской Америки), религиозно-традиционной ориентации общественно-политического устройства государств (правовые системы мусульманских стран, правовые системы стран обычного права), протоколониального <*> исторического развития определенных стран (правовые системы Австралии и Новой Зеландии), формационной атрибуции государств (социалистические правовые системы Китая, Кубы, Северной Кореи) и т.д.
Выделяя группу государств, правовые системы которых относятся к определенной правовой семье, мы обращаем внимание прежде всего на те черты и признаки, которые отмечают в данной правовой семье наиболее заметные тождества. Конечно, определенные, причем значительные, сходства в настоящее время можно обнаружить в правовых системах многих государств, не объединенных ни общими культурными традициями, ни географическим положением, формально даже не относимым к одной правовой семье. Право, каким оно сложилось, например, в государствах европейского континента, в той или иной степени сказалось на формировании права во всех без исключения государствах, и в праве всех государств можно обнаружить признаки, свойственные европейским государствам. Практика правовых заимствований ширится. Поэтому можно с уверенностью сказать, что "правовая семья" в чистом виде - не более чем идеальная теоретическая конструкция. В реальности современное право немецкого, французского, английского, американского или российского государств - это, с одной стороны, в значительной степени система правовых заимствований, с другой - "донорский" материал для формирования правовых систем других государств.
40.       Правовые системы традиционного типа  (обычно-правовые и религиозные).
Существует множество стран, которые используют в повседневности нормы, ни к романогерманской, ни к англосаксонской системам не относящиеся:
- семья религиозного права — признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права);
- семья традиционного права — отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться моральными нормами (обычное право стран Африки, Мадагаскара и Дальнего Востока).
Религиозно-традиционные правовые системы — это такие системы регулирования, в которых юридические элементы в значительной мере существуют еще в первоначальном состоянии, будучи связанными регулирующими формами традиционных обществ — религиозными догмами и учениями, традициями, обрядовостью и т.п.
Мусульманское право сложилось в Арабском халифате в VII— X веках и основано на мусульманской религии — исламе. Ислам — самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Однако есть страны, где проповедуется ислам, но мусульманское право не воспринято.
Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий.
Мусульманское право сложилось трудами многочисленных его толкователей и охватывает все сферы жизни, а не только те, которые обычно относятся к праву (посты, молитвы). Закона в западном понимании для мусульманского правопонимания не существует. Только Бог имеет законодательную власть.
Предписания верующим — шариат (в переводе на русский язык путь следования) состоит из двух частей: принципов веры (акида) и собственно правовых требований (фикха). Фикх или мусульманское право указывает как правоверный должен вести себя по отношению к себе подобным и к Аллаху.
Мусульманское право основано на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Невыполнение обязанностей — грех. И государство, исполняя роль служителя мусульманской религии, обязано следить за соблюдением требований Аллаха. В мусульманском праве отсутствует деление на публичное и частное право. Основные отрасли мусульманского права: уголовное право, судебное право и семейное право. Наказания установлены только за тяжкие преступления (убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение, вооруженное ограбление, бунт, употребление спиртных напитков). При этом — весьма жесткие наказания. Судья (кади) может назначать и другие наказания. Ранее иерархии судов не существовало. Кади решал дела единолично. К судьям в плане их религиозно-правовой подготовки предъявляются весьма высокие требования.
Индусское право является ярким примером традиционного права. Оно относится к древнейшим в мире. Это право общины, обусловленное варново-кастовой структурой (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры, парии). Наиболее распространено в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре, Малайзии, в странах восточного побережья Африки (Танзания, Уганда, Кения).
Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей верить, что люди с рождения разделены на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей.
Веды — это сборники религиозных индийских песен, молитв, гимнов, созданных за два тысячелетия до нашей эры, которые содержат тексты, которые истолковываются местами как правила поведения.
Африканское обычное право является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Эта характерная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права.
Следует подчеркнуть и роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявляется в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание “судом божьим” (ордалии). Судебные решения принимают, основываясь на понятии примирения или восстановления гармонии. Задача суда или арбитра заключается не в том, чтобы отыскать факты, сформулировать правовые нормы и применить их с учетом найденных фактов, а навести порядок так, чтобы устранить причиненное зло и восстановить гармонию в обеспокоенной общине.
См. следующий вопрос.

41.       Основные правовые системы современности.
Большинство авторов в современной юридической литературе выделяются следующие правовые семьи (исходя из совокупности юридических и социально-исторических критериев):
1)семья общего права;
2)романо-германская правовая семья;
3)обычно-традиционная правовая семья;
4)мусульманская правовая семья;
5)индусская правовая семья.
К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие на основе римских, канонических и местных правовых традиций.
В настоящее время романо-германская правовая семья охватывает право стран континентальной Западной Европы, большинство государств Центральной и Южной Америки, право Японии, Южной Кореи, Индонезии, Таиланда.
Черты романо-германской правовой семьи:
1)Закон является единственным источником права. Признаются только писанные источники права.
2)Кодифицированность законодательства по основным отраслям права.
3)Правовая норма понимается как общее предписание или модель поведения. Степень абстракции правовой нормы обычно вырастает по мере увеличения юридической силы акта.
4)Суд рассматривается как орган применения права. Однако в XXв. происходит эволюция такого подхода, в результате чего судебная практика стала рассматриваться источником права.
В качестве источников (субсидиарного характера) права в этих странах теперь признаются также общие принципы права и обычай.
5)Структура романо-германского права предусматривает деление права на публичное и частное.
6)Схожесть юридической терминологии, методов работы юристов, системы их профессиональной подготовки.
7)Преобладание материального права над процессуальными.
Англосаксонская правовая семья или семья общего права уже в течение длительного времени охватывает право Великобритания, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и др. стран.
Черты англосаксонского права:
1)Это право традиционно создавалось и создается судьями и по своей природе и содержанию является судейским правом.
2)По сравнению с другими правовыми семьями имеет ярко выраженный казуальный характер это система доминирования «прецедентного» права и полного или почти полного отсутствия «кодифицированного» права.
3)В процессе своего возникновения и развития общее право было подвержено лишь незначительному влиянию римского права.
4)Общее право придает повышенную роль и значимость процессуальному праву.
Английское право по своей природе это не право принципов, наоборот, это право процессуалистов и практиков.
5)Общее право отличается довольно высоким уровнем независимости судебной власти по отношению ко всем другим государственным властям.
6)Общее право характеризуется обвинительным характером судебного процесса. В связи с этим в Англии отсутствует институт государственного обвинения.
Обычно-традиционная правовая система сегодня охватывает страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии и некоторые другие.
В странах этих регионов сегодня традиционное право является не самостоятельной правовой системой, а лишь подсистемой национального права. Здесь традиционное право и европейские правовые модели в определенных сферах действуют параллельно. Структуру самого традиционного права характеризует дуализм норм (юридический и религиозно-нравственный характер).
Основные характеристики обычного традиционного права:
1)Это незавершенное право или предправо с точки зрения системности.
2)Правопонимание еще слитно с космическим миропониманием.
3)Юриспруденция еще неизвестна как сфера профессиональной деятельности.
4)Единственный источник права – обычай; отсутствует вертикальная соподчиненность норм.
5)Крайне слабая роль государства в формировании и реализации права.
6)Обычное право – право личное, а не территориальное.
7)Обычное право характерно для обществ с застойным характером развития, со слабо развитой государственностью.
8)Обычное право – одна из форм консервации прошлого, препятствие для централизации государства в силу локальной замкнутости и противоречивости.
9)Обычное право нерукотворно, т.к. является элементом» мирового порядка».
10) Правотворчество как таковое отсутствует.
11) Обычное право носит устный характер, имеет форму мифов, пословиц, поговорок и т.д.
Индусское право – это одна из самых древних и наиболее сложных правовых систем.
Свое название индусское право получило от факта применения его к индусам. Под индусом при этом обычно понимают члена общины, основанной на варно – кастовой основе, в том числе и вне Индии, следующего основным религиозным постулатам древнеиндийской цивилизации.
Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной степени доминирует религиозная доктрина – индуизм.
Черты обычного индусского права:
1)право присутствует здесь в зародышевой форме;
2)слитность с религией и моралью;
3)многозначность понятий, присущая начальному этапу становления права;
4)власть короля носит подчиненный характер;
5)закрепляется неравенство индусов перед Богом и законом.
В период установления английского колониального господства в Индии трансформация индусского права осуществлялась преимущественно с помощью судебного прецедента.
Наряду с этим, определенная часть традиционных институтов индусского права сохранила свое действие (например, иерархическая система каст, институт нераздельной большой семьи и т.д.).
Однако ряд вопросов по трансформации индусской и европейской (англосаксонской) модели права остался незавершенным. Так, в деревенских судах нередко применяются несанкционированные обычаи, часто противоречащие норме закона.
Мусульманское право как система норм в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII- X вв. в Арабском Халифате и основано на религии – исламе.
Источники мусульманского права:
1)Коран – откровения бога Аллаха, ниспосланные пророку Мухаммеду и обращенные к правоверным мусульманам;
2)Сунна – предания, рассказы о жизнедеятельности Пророка, столь важные для интерпретации и пояснения Корана;
3)Иджма – согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях правоверного;
4)Кияс – аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой.
Именно нормы, содержащиеся в Коране и сунне, составляют божественное право ислама, или шариат.
Характерные черты мусульманского права:
1)Главная особенность мусульманского права, раскрывающая его природу, заключается во взаимодействии в нем сакрального и светского, религиозного и собственно юридических начал.
2)Мусульманское право, как любое традиционное право, возникает как право личное, а не территориальное. Оно отличается казуистичностью, противоречивостью, пренебрежением к абстрактным формулам.
3)Нет четкого деления на отрасли права, в том числе, на публичное и частное право. Публично-правовая сфера регламентирована в нем менее детально, чем сфера частной жизни мусульманина.
Мусульманское государственное право исходит из нераздельности светской и религиозной власти.
4)Мусульманское право возникает не «снизу», из практики, а «сверху», из доктрины. Роль государства здесь лишь косвенная.
5)Акты правителя исламского государства играют подчиненную роль в системе источников мусульманского права (законы уже содержаться в Коране и сунне).
6)Со второй половины XIX в. мусульманское право подверглось вестернизации. Следствием этого процесса явилось восприятие им ряда европейских правовых институтов, использование европейских форм права, кодификации и т.д. Однако в конце XIX в. в ряде стран происходит резкий поворот в сторону исламизации.
7)Степень влияния мусульманского права на законодательство стран мусульманского Востока различается в зависимости от сфер общественной жизни.
Наибольшее влияние мусульманского права – в сфере так называемого личного статуса (семейное право, наследственное право).
В меньшей степени – в конституционном, уголовном праве.
В современном мире мусульманское право сосуществует и тесно взаимодействует с другими правовыми семьями. Мусульманское право, испытавшее зарубежное юридическое влияние, остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионы масс людей.

Приложенные файлы

  • docx 13736256
    Размер файла: 160 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий