Концепция РПЦ по духовному окормлению казачества


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1

Концепция
принята Высшим Церковным Советом

9 сентября 2015 года










Концепция

Русской Православной Церкви

по духовному окормлению казачества













2015 г.

2


Введение

Настоящая Концепция
является основополагающим документом

Русской Православной
Церкви

в сфере

взаимодействия с казачеством
. В ней

представл
ена

официальн
ая

позици
я Церкви

по вопросам духовной жизни
казачьих обществ
,

устан
овлены

руководящие принципы деятельности
епископата, клира и мирян в данной области, а также
указаны основные
напра
вления взаимодействия канонических подразделений Русской
Православной Церкви
с казачьими организациями всех организационно
-
правовых форм
, действующими на

ее канонической территории
.

В Концепции сформулированы основания
духовного окормления
казачества
, его

цель и задачи, принципы реализации
,

описано пространство
духовного

окормления казачества

в применении к различным уровням
казачьих обществ, а также к органам управления, координации и обеспечения
деятельности по взаимодействию с казачеством на каноническо
й территории
Русской Православной Церкви
.
В документе определены
основные понятия
,
относящиеся к

духовно
му

окормлени
ю

казачества.

Концепция
создает нормативную базу для
разработки и
совершенствования новейших актов Русской Православной Церкви,
регулирующих

процессы
духовного окормления казачества
,

развива
я

положения


Основ социальной концепции Русской Православной Церкви
,
«Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах
человека»,
«Концепции миссионерской деятельности Русской Право
славной
Церкви», документа «О религиозно
-
образовательном и катехизическом
служении в Русской Православной Церкви» и других документов.






3

1.

Церковь и казачество.

1.1.

Православная Церковь
уже более тысячи лет
нес
ет

слово Евангелия
народам Святой Руси. Свет веры

Христовой
запечатлелся в культуре
,

традициях

и быте различных этносов
и социальных групп, в том числе


особым образом



в

жизненном укладе
православно
го

казачеств
а
.

1.2.

Православное казачество



это
многонациональное воинское братство,
от
самых истоков тесно

связанное с верой
во Христа и предполагающее
особый образ жизни и служения,
в основе которого лежа
т
п
равославная
вера и
любовь к казачеству
.

Казаки
стали
одной из важных опор
христианской государственности, мощной силой, способной
противостать военной угр
озе и остановить вражду.

В казачество могут
вступить представители любых социальных слоев и этнических групп



главным условием их принятия в это воинское братство является
православная
вера
и желание служить Отечеству
.

1.3.

Воля

как отсутствие

порабощающих

зав
исимостей была одной из
важнейших ценностей казака, ключевым моментом его идентичности.

Она выражалась в первую очередь в формах самоорганизации казачества.
П
одлинн
ая

воля,
свобод
а

может быть им обретена только при

достижении


во Христе

свобод
ы

от греха
.


С
вобод
а



это одно из
проявлений образа Божия в человеке и

величайш
ий

дар,

данн
ый

человеку пришествием Господа Иисуса Христа:


Итак, если Сын
освободит
вас, то истинно свободны будете


(Ин. 8, 36).

1.4.

Одним из характерных свойств казачьего быта была его
скромность.
Жадность среди казаков издревле считалась неприемлемой. Добытые в
походах ценности строго делились на четыре части: в войсковую казну,
на пропитание, на вооружение, на монастыри. Таким образом
,

казаки
воплощали в своем жизненном укладе
заповеда
нный Евангелием

отказ от
жажды земного богатства
, к которому не прилеплялись сердцем


(
ср
.

Мф
.

6, 21).
С
вятитель Димитрий Ростовский, происходивший из

семьи казачьего сотника,

писал:

«Веруй в Бога, веруй Богу, воздержание
4

всегда во всем имей. Постоянно пом
ни о смерти и об изменении всех
вещей, и ничто в мире не будет обладать тобой»
.

Не
стремление к

нажив
е
,
а высшие идеалы


в
ера Христова, любовь к казачеству


и


семье


позволяли сплотить тысячи людей перед лицом немалых испытаний и
сохранить этот союз как

в радости побед, так и в горести поражений.

1.5.

Казаки, для которых, как и для всех христиан,

духовная родина


вышний
Иерусалим

(Гал. 4, 26),

всегда были верными защитниками и
земно
го

Отечеств
а
, готовыми
«положить душу свою за други своя»

(ср. Ин. 15,
13)


как за братьев и сестер по вере, так и за всех соотечественников.
Верное казачество неизменно отвечало на призывы Церкви своим чадам
не щадить жизни для защиты земного Отечества, если ему угрожала
опасность.
Так, в 1612 году, казачество
шл
о

на ратный подви
г, дабы
постоять за
п
равославную
веру

и

Отечество

в ответ на

призыв

свя
щенномученика

Ермогена
, Патриарха Московского и всея Руси, из
заточения

просившего

передать
«в полки к боярам»

и
«к казацкому
войску»
,
«чтобы они стояли за веру крепко… чтобы уняли граб
еж,
сохраняли братство, и как обещались положить душу свою за веру, так
и совершили»
.
Обличая же мятежников,
священномученик Ермоген, сам
происходивший из донских казаков, писал, что
оружие, воздвигнутое
против своих единоплеменников и Отечества, направлен
о против Бога:
«Воспомяните, на кого воздвизаете оружие,


и не на Бога ли,
сотворившего нас, не на жребий ли Пречистой Богородицы и великих
чудотворцев?»
.

1.6.

Одной из граней

благочестия
казаков
стал
о

их

отношение к монашеству
.
Так,
на приграничье
порой
строи
лись

казачьи монастыри,

укреплявшие
рубежи молитвой насельников:
Монастырский городок на Дону,
Свято
-
Михайло
-
Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь



«Казачья Лавра», Свято
-
Троицкий Борщевский казачий монастырь.

Яркий пример благочестия для все
х казаков явили у
целевшие к
азаки
-
5

герои Азовской осады:
«А то обет наш, всех, пред образом Предтечи:
постричься в монастыре его, принять образ монашеский»
.

1.7.

ХХ

век, сопровождавшийся жестокими гонениями на Русскую
Православную Церковь, стал трагической
страни
цей

и в
истории

казачества
, которое

было практически уничтожено.

Однако его дух и
идеалы были сохранены


во многом благодаря деятельности казаков,
оказавшихся в вынужденной эмиграции, через сохранение ими
п
равославной
веры и любви к казачеству
, пребывания

в котором они
были лишены. И сегодня подлинное, а не показное, в
озрождение
и
укрепление
казачества

возможно только при усло
вии хранения верности
Христу и казачеству
.


1.8.

Русская Православная
Церковь
,

поддержива
я

возрождение казачества
,

предупреждает казаков

о
т
превратного понимания
переданных им

традиций


в отрыве от
православной Христовой веры
.
Церковь также
предостерегает казаков от культа
потребительства,
соблазна
размывани
я

нравственных ориентиров
, присущих

современном
у

обществ
у, и
являющихся

серьезным в
ызовом
в том числе для
возрождающе
го
ся
казачеств
а
. Неоязыческие движения, остатки атеистических воззрений

также

отдаляют

потомков казачества от духовных истоков казачьего
мировоззрения, препятствуют внутреннему сплочению казаков
.
Общее
дело, которое столет
иями объединяло и
ныне
объединяет
множество

самоотверженных и мужественных людей, предполагает
не только
воинский подвиг на
поле брани и казачью службу,
но и мирный
созидательный труд, а также

формирование нравственно з
дорового
гражданского общества
.
Казач
ья служба духовно
коренится в

ясно
м

чувств
е

принадлежности к Православной Церкви
,
осознани
и

личной
ответственности перед Богом, активно
м

участи
и

в жизни приходской
общины.

На
поддержание такой духовной основы
казачьей
жизни и
направлена деятельность Русско
й Православной Церкви по духовному
окормлению казачества
.

6


2.

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством

2.1.

14 октября 2009 года в Новочеркасске Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Кирилл принял высшее духовное водительство над
казачеством. 5

март
а 2010 года решением Священного Синода Русской
Православной Церкви (журнал № 8) образован Синодальный комитет
Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Устав
комитета утвержден решением Священного Синода от 31 мая 2010 года
(журнал № 45)
.

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством
координирует духовное окормление казачества на всей канонической
территории Русской Православной Церкви, в том числе в рамках
международной деятельности.

2.2.

Свою миссию Синодальный комитет по взаимодействи
ю с казачеством
осуществляет в соработничестве

с институтами государства и общества
1
.

Особая роль Русской Православной Церкви в укреплении и развитии
духовно
-
нравственных основ казачества закреплен
а в ключевых
документах в

отношении казачества.

2.3.

Председател
ь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
представляет официальную позицию

Русской Православной Церкви
по
вопросам возрождения и развития казачества
в высших государственных
и общественных институтах
2
.


3.

Цель и задачи настоящей Концепции.

3.1.

Учит
ывая, что казачество исторически сформировалось как форма
самоорганизации православных христиан различной этнической и
социальной принадлежности, целью настоящей Концепции является
приобщение казаков к Православи
ю через

их
катехизаци
ю
,



1

В Российской Федерации


с Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

2

В Российской Федерации


является членом Совета при Президенте Российской Федерации по делам
казачества и
председателем постоянной

профильной комиссии по вза
имодействию с Русской Православной
Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества
.

7

воцерковлени
е

и подд
ержание

христианского образа жизни внутри
казачьих обществ
.

3.2.

Для
достижени
я

указанной цел
и
определяются
следующи
е

задач
и
:

а)

возрождение
исторического понимания казачества как особого
жизненного уклада, неотъемлемо связанного с
о

служени
ем

Богу и
казачеству
;

б)

во
сстановление
духовных ценностей
внутри
казачества через
обу
чение
казаков
основам православной веры
;

в)

создание
условий для гармони
чного существования казачьего
общества внутри православного прихода, преодоление индивидуализма
через полноценное учас
тие в жизн
и христианской общины
;

г)

укрепление
роли духовника казачьего общества
;

д)

поддержка
традиционных семейных ценностей

в среде казачества

через возрождение самобытной казачьей культуры и православного
уклада

жизни
;

е)

содействие
укреплению воинского духа, здоровья и
личной
дис
циплины членов казачьих обществ
;

ж)


духовно
-
нравственное воспитание подрастающего поколения,
формирование свободной и ответственной личности, ориентированной на
воплощение богодарованных нравственных норм в повседневной жизни
;

з)

эстетическое
воспитан
ие казачьей молодежи, обогащение казачьей
культуры через ее возвращение к православным

истокам казачьей
традиции
;

и)

содействие
восстановлени
ю

традиционных форм хозяйствования на
основе духовных идеалов казачества, возрождение трудовой этики
.

3.3.

Для реализации у
к
азанных в настоящем разделе целей

и задач Русская
Православная Церковь осуществляет духовное окормление казачества на
всей своей кано
нической территории, а также

в рамках международной
деятельности.


8

4.

Основные направления духовного окормления казачества.

4.1.

Деятельность канонических подразделений, епископата, клира
,
монашествующих

и мирян Русской Православной

Церкви по духовному
окормлению казачества осуществляется
по следующим основным
направлениям
:

а)

возрождени
е

полноценной

богослужебной жизни казачества;

б)

защ
ит
а

дарованных
Богом
нравственных норм, поддержк
а

институтов семьи,
отцовства,
материнства и детства;

в)

содействие
поддержани
ю

межнационального
мира и стабильности на

локальном,
реги
ональном
, государственном

и международном уровне;

г)

духовно
е

образовани
е

и вос
питани
е
;

д)

реализаци
я

социально
-
ориентированных проектов, дел
христианского м
илосердия и благотворительности;

е)

восстановлени
е

культурного наследия (в том чис
ле памятников
казачьей

культуры
, казачьих храмов и монастырей);

ж)

диалог
церковных институтов общецерко
вного, епархиального,
благочиннического и приходского уровня
с органами государственной
власти
соответствующих уровней

по вопросам, значимым для
во
зрождения и развития казачества;

з)

профилактик
а

правонарушений и противодействи
е

деятельности
псевдорелигиозных

структур, представляющих оп
асность для личности и
общества;

и)

содействие
научны
м

исследовани
я
м
, связанны
м

с

культурой
казачества;

к)

развити
е

традиционной православной культуры, в том числе
казачьей
;

л)

содействие
информационн
ой

и издательск
ой

деятельност
и

казачь
их
обществ
;

м)

содействие
развити
ю

традиционных форм казачьего хозяйствования,
экономическ
ой

деятельност
и

на благо
Церкви

и
общества.

9

4.2.

Возрождение
полноценной богослужебной жизни казачества
подразумевает:

а)

формирование
условий для осознанного участия казаков и
членов их
семей в воскресных, праздничных и иных богослужениях Русской
Православной Церкви
;

б)

развитие в среде

казаков и членов их
семей
практики регулярного
участия
в Таинствах Церкви;

в)

укрепление в казачестве сознания важности

богослужений
,
сопровождающих п
овседневную жизнь казак
ов

и важнейшие моменты
деятельности казачьего общества


проведение казачьего
круга
,
присяги
и
тому подобного
.

4.3.

Защита
дарованных
Богом
нравственных норм, поддержк
а

институт
ов
семьи,
отцовства,
материнства и детства предполагает:

а)

взаи
модействие
Церкви и казачества с органами
государственной
власти

и местного самоуправления
,
международными организациями,
институтами гражданского общества, учреждениями культуры и
средствами массово
й информации в сфере нравственного оздоровления
общества
;

б)

противодействие распространению идеологий и практик, не
совместимых с христианской нравственностью
, в том числе
антихристианских и антицерковных проявлений
;

в)

укрепление традиционных семейных ценностей, возрождение
казачьей семьи,
построенной на любви
и ува
жении
родовой иерархии
;

г)

формирование благоговейного и ответственного отношения к
христианскому браку,
распространение идеалов супружеской
любви и
верности
;

д)

защит
у

отцовства и
материнства как основополагающ
их

ценност
ей
,
профилактик
у

абортов, организаци
ю

все
сторонней общинной поддержки
многодетных семей в казачьих
обществах
;

10

е)

укрепление ценностей
заботливого

родительства, профилактику
социального сиротства в казачьих
обществах
,

осуществление социальной
реабилитации и адаптации детей, находящих
ся в трудной жизн
енной
ситуации;


ж)

организацию всесторо
нней общинной поддержки состоя
щих в
казачьих
обществах

вдов, сирот и

ч
ленов семей казаков, потерявших
кормильца
;

з)

разработку и осуществление проектов и программ, направленных на
защиту чести, достоинст
ва, прав и интересо
в

казачества
.


4.4.

Содействие
поддержани
ю

мира и стабильности на локальном,
реги
ональном
, государственном

и международном уровне
предусматривает:

а)

поддержку Церковью

миротворческой миссии

казачества
;

б)

возрождение в лице

казачества
сильного
фактор
а

обеспечения
м
ира и
стабильности

единове
рных народов,
защитника

православных святынь и
людей

(вдов, сирот, стариков
, семей,

а также семей, потерявших
кормильца
)
.

4.5.

Духовное
образовани
е

и воспитани
е должно включа
ть

в себя:

а)

всестороннее развитие казачьих образовательных орг
анизаций
(кадетских казачьих корпус
ов, казачьих школ, классов и тому подобного
)
;

б)

поддержк
у

традиций семейного казачьего воспитания
;

в)

развитие сети п
равославных просветительских центров
,
функционирующих при казачьх обществах

с общедоступными
библиотеками и постоянно действующими катехизическими лекториями
по
о
сновам
православной веры
;

г)

поддержк
у

проектов казачьих обществ
, направленных на

воспитание
детей и молодежи в духе верности православным традициям
мужественного служения

п
равославной
вере и казачеству
;

д)

создание

казачьих спортивных
о
бъединений для детей и молодежи;

11

е)

организация
обучения религии (в том числе основ религиозной
культуры) в государственных и муниципальных образовательных
организаци
я
х, расположенных в местах
тра
диционного и компактного
проживания казаков
;

ж)

проведение церковно
-
общественных и иных меро
приятий, в том
числе торжеств, п
освященны
х

памят
ным событиям

казачества и Русской
Православной Церкви
.

4.6.

Реализация
социально
ориентированных проектов, дел христианского

м
илосердия и благотворительности должна способствовать:

а)

развитию казачьих традиций жертвенности, бескорыстия и
взаимовыручки
;

б)

укреплению в казачьих обществах христианских нравственных
ценностей, духа общинности и солидарности
;

в)

социальному благоустройству
казачьих
обществ
;

г)

развитию инфраструктуры казачьей благотворительности,

включая
деятельность

благотворительных и иных социально ориентированных
организаций
;

д)

оказание духовной и материальной поддержки инвалидам,
пре
старелым, сиротам, малоимущим,
мно
годетны
м и неполным семьям
, а
также семьям, потерявшим кормильца;

4.7.


В
осстановлени
е

культурного наследия (в том чис
ле п
амятников казачьей

культуры
, казачьих храмов и монастырей) предполагает:

а)

максимальное использование в местах традиционного и компактного
проживани
я казаков потенц
иала казачьих обществ для

восстановления

объектов культурного наследия
;

б)


содействие возвращени
ю

казачьих святынь, в том числе храмов и
монастыр
ей, Русской Православной Церкви;

в)

участие в разработке проектов реставрации и восстановлен
ия
памя
тников казачьей

культуры, казачьих храмов и монастырей
;

12

г)

взаимодействие с общественными организациями и учреждениями
культуры

в сфере сохранения и в
озрождения памятников
культуры, в том
числе православных храмов, часовен и монастырей.

4.8.

Диалог
церковных инст
итутов общецерковного, епархиального,
благочиннического и приходского уровня
с органами государственной
власти
соответствующих уровней

по вопросам, значимым для
во
зрождения и развития казачества,

подразумевает:

а)

совместное
участие в разработке нормативных п
равовых актов

в
отношении казачества
;

б)

совместную подготовку предложений в планы мероприятий,
разрабатываемые уполномоченным органом исполнительной власти по
взаимодействию с казачьими обществами
;

в)

взаимодействие с органами местного самоуправления в целях
об
еспечения благоприятных условий для духовного окормления и
полноценного развития казачества.

4.9.

Профилактика
правонарушений и противодействи
е

деятельности
псевдорелигиозных структур, представляющих оп
асность для личности и
общества, предусматривает:

а)

совместно
е проведение необходимой организационно
-
разъяснительной работы

по профилактике правонарушений;

б)

противодействие
распространению
агрессивно
го

национализм
а
,
экстремизм
а, неоязычества
, агрессивного безбожия

и ины
х

греховны
х

явлени
й
, сеющи
х

в обществе вражду и
нестроения
;

в)

недопущение

деятельности опасных для личности и общества
псевдорелигиозных структур н
а

территории мест компактного
проживания

казаков
;

г)

работу по преодолению

безнадзорности и пра
вонарушений
несовершеннолетних,
особое попечение атаманов и духовни
ков казачьих
обществ о детях и юношес
тве, входящих в так называемую группу риска

или совершивших правонарушения.

13

4.10.

Содействие
научны
м

исследовани
я
м
, связанны
м

с

культурой казачества,

предполагает
:

а)

развити
е

диалога с
научным сообществом
;

б)

глубоко
е

изучени
е

ма
териальной культуры и духовных традиций
казачества на протяжении его истории
;

в)

формировани
е

общедоступной информа
ционной базы данных по

культуре казачества
;

г)

сохранени
е
традиций казачества, популяризаци
ю

казачьего
духовного и культурного
наследия
.

4.11.

Развитие
традиционн
ой

православн
ой

культур
ы, в том числе

казачьей
культуры,

включает в себя:

а)

сохранение
своеобразия казачьей православной культуры
;

б)

поддержку

христианского творчества и жизнеустроения как
источника формирования православной казачьей культуры


основ
ы
казачьей идентичности
;

в)

проведение мероприятий, направленных на распространение и
развитие казачьей культуры и традиционн
ой

православн
ой

культур
ы
.

4.12.

Содействие
информационн
ой

и издательск
ой

деятельност
и

казачьих
общ
еств

подразумевает:

а)

расширени
е

присутстви
я казачества в информационном
пространстве
;

б)

подготовку и издание
материалов конференц
ий и круглых столов по

культуре казачества,
учебных пособий для казачьих образовательных
организаций (кадетских казачьих корпус
ов, казачьих школ, классов и
тому подобного
)
, популярной книжной серии по тематике духовно
-
нравственных традиций казачества
;

в)

взаимодействие со средствами массовой информации с целью
освещения совместного положительного опыта работы.

14

4.13.

Содействие
развити
ю

традиционных форм казачьего хозяйствования,
эк
ономическ
ой

деятельност
и

на благо Церкви и

общества

призвано
способствовать:

а)

возрождению органичных элементов трудовой жизни казака и ее
традиционного

ритма

с учетом христианских праздников и дней
поминовения
;

б)

экономическому укрепле
нию казачьих обществ
, во
зрождению
православного общинного уклада казачьей жизни
;

в)

возрождению

традиций казачьей щедрости и справедливого
распределения плодов труда, когда богатый поддерживает бедного,
здоровый


больного, трудоспособный


престарелого.


5.

Средства и способы

реализац
ии Концепции.

5.1.

В сфере духовного окормления казачества
осуществляются

следующие
церковн
ые

служения:

а)

казачий духовник


священнослужитель, определенный указом
епархиального

архиерея
,

с
уведомлением
Синодальн
ого

комитет
а

по
взаимодействию с казачеством,
духов
но окормлять членов казачьего
общества
;

б)

духовник казачьей образовательной организации


священнослужитель, определенный
указом
епархиального

архиерея,
с
уведомлением
Синодальн
ого

комитет
а

по взаимодействию с казачеством,
духовно окормлять казачью образоват
ельную организацию (казачий
кадетский корпус,
казачью школу,
класс и тому подобного
)
;

в)

сотрудник Синодального/епархиального отдела по взаимодействию с
казачеством


священнослужитель или мирянин, на постоянной основе
несущий церковное послушание по реализац
ии целей и задач
канонических подразделений Русской Православной Церкви в рамках
духовного ок
ормления казачества;

15

г)

войсковой
казачий
священник



священнослужитель,
координиру
ющий

деятельность епархиальных отделов по
взаимодействию с казачеством и духовников

казачьих обществ и
ли

казачьих образовательных
организац
ий на территории войскового
казачьего общества
,

который
назначается на должность и освобождается
от должности
указом
епархиального

архиерея, согласованным с
п
редседателем Синодального комитета по взаи
модействию с казачеством
;

д)

заместитель войскового казачьего священника



назначается на
должность и освобождается от должности
указом
епархиального

архиерея, согласованным с п
редседателем Синодального комитета по
взаимодействию с казачеством
.

5.2.

Духовное

о
корм
ление казачества
может
осуществля
т
ь
ся с
учетом
воспитательны
х

и культурно
-
образовательны
х

проект
ов

уполномоченных
органов государственной власти

и местного самоуправления
. В делах
духовного окормления казачества Церковь может сотрудничать
также
с
обществен
ными организациями

и

деловым сообществом.
Принципиально
невозможно сотрудничество
с представителями псевдорелигиозных и
оккультных групп, преступными, экстремистскими и
дискредитировавшими себя организациями.

5.3.

Координация духовного окормления казачества осу
ществляется в рамках
описанной ниже

структуры:

Общецерковный уровень

5.3.1.

Высшее духовное
руководство

казачеств
ом

осуществляет
Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

5.3.2.

Координацию общецерковной работы по духовному окормлению
казачества
осуществляет Синодальны
й комитет по взаимодействию
с казачеством. В задачи Синодального комитета входят:

а)

официальное
представление позиции Русской Православной Церкви
по вопросам, входящим в компетенцию
Синодального комитета
;

16

б)

подготовка
на рассмотрение (в необходимых случаях на
утверждение) Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода
Русской Православной Церкви документов и информационных
материалов в пределах своей компетенции
;

в)

координация
деятельности привлеченных к работе по духовному
окормлению казачества священносл
ужителей, мирян и канонических
подразделений Русской Православной Церкви
;

г)

проведение
конференций, форумов, фестивалей, семинаров,
конкурсов
в рамках взаимодействия Церкви и казачества
;

д)

участие
в реализации образовательных программ и проектов Русской
Правос
лавной Церкви по вопросам взаимодействия с казачеством
,

обучение и стажировк
а

представителей Русской Православной Церкви,
привлеченных к работе по взаимодействию

с казачьими обществами

на
канонической территории Русской Православной Церкви
;

е)

мониторинг
учас
тия членов казачьих обществ
, включая их семьи, в
религиозной жизни приходов Русской Православной Церкви в целях
выработки соответствующих предложений по оптимизации процессов
духовного окормления
казачества
:

ж)

обучение
о
сновам Православной
веры членов казачь
их обществ
,
членов их семей,
содействие

осуществлению их религиозного
воспитания
;

з)

осуществление
издательской деятельности в рамках своей
компетенции, п
риобре
тение
, распростран
ение

или реализ
ация

религиозн
ой

литератур
ы

и ины
х

предмет
ов

религиозного назначен
ия
;

и)

другие виды деятельности в соответствии с уставом Синодального
комитета по взаимодействию с казачеством
.

5.3.3.

В качестве структурного подразделения Синодального комитета
по взаимодействию с казачеством
как постоянно действующий
совещательный орган функциони
рует
Коллегия
войсковых
казачьих
священников, которая рассматривает наиболее важные вопросы
17

духовного окормления казачества, а также осуществляет подготовку
предложений для Патриарха Московского и всея Руси и решений
Синодального комитета

по данным вопроса
м. Состав
Коллегии
войсковых
казачьих священников утверждается Патриархом
Московским и всея Руси
на основании

предложени
я

п
редседателя
Синодального
комитета по взаимодействию с казачеством
.
Заседания
Коллегии
казачьих войсковых священников проходят, как
пр
авило, один раз в три месяца,

ее решения оформляются
протоколом.

Епархиальный уровень

5.3.4.

Реализация настоящей Концепции осуществляется на основе
планов мероприятий по духовному окормлению казачества,
разрабатываемых епархиями Русской Православной Церкви,
согл
асованных с Синодальным комитетом по взаимодействию с
казачеством и утверждаемых в установленном порядке.


5.3.5.

Общее руководство епархиальными отделами по взаимодействию
с казачеством осуществляют архиереи

епархий
, на территории
которых расположены казачьи
общ
ества
.

Епархиальные

архиереи
определяют направления и приоритеты деятельности данных
подразделений, утверждают ежегодные планы духовного
окормления казачества в зависимости от имеющихся потребностей
и в соответствии с циркулярами и методическими рекомендац
иями
Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.


П
рофильны
е

епархиальны
е

подразделени
я

организуют, направляют
и контролируют работу по реализации
настоящей Концепции в
пределах епархии на основании указаний Епархиального архиерея и
в рамках по
лномочий, определяемых нормами соответствующих
общецерк
овных и епархиальных документов.

18

Благочиннический и приходской уровень.

5.3.6.

На уровне приходов и благочиний общая организация,
координация и контроль работы по духовному окормлению
казачества находятся в к
омпетенции казачьих духовников.
Непосредственная работа казачьего духовника включает в себя
исполнение соответствующих указаний
епархиального
архиерея и
профильного епархиального отдела

касающихся
в том числе:

а)

участие в казачьем круге казачьего общества, п
одготовка членов
казачьего общества к принятию
присяги
, совершение благодарственных
молебнов и иных тре
б в пределах казачьего общества
;

б)

определение
форм

совместного социального

действия в казачьем
обществе
;


в)

реализация д
оговора о взаимодействии религиозной

организации

и
казачьего общества
;

г)

консультирование атаманов и их
заместителей
(
товарищей
),
отвечающих за организацию духовно
-
просветительской работы, по
вопросам социального бла
гоустройства казачьего общества

на принципах
православной культуры
;

д)

проведение

необходим
ых огласительных бесед и

организационной
работы для совершения Таинства Крещения над всеми жителями
казачьего
общества
;

е)

проведение необходимой
духовно
-
просветительской и
организационной

работы
для

развития практики участия

член
ов

казачьего
общест
ва и их сем
ей в
празд
ничных и воскресных богослужениях
;

ж)

проведение
миссионерск
ой работы в целях широкого участия членов
казачьего общества и членов их семе
й в Таинстве И
споведи и Таинстве
Святого Причащения
;

з)

р
еализаци
я

в казачьем обществе православного при
нципа
:


христианин

должен жить в венчанном браке»
;

19

и)

участие в орган
изации преподавания православно
ориентированных
предметов и реализации в школьной практике программ духовно
-
нравственного содержания
;

к)

организационно
-
методическая работа по созданию при
правл
ении

казачьего общества
п
равославного просветительского центра с
общедоступной библиотекой и постоянно действующего катехизического
лектория по
о
сновам

п
равославной
веры для членов казачьего общества и
их семей
;

л)

пастырское окормление
молодежи казачьего общ
ества,

привлечение
приходского актива к организации ле
тнего отдыха молодых казаков
;

м)

пастырское попечение об организации и проведении паломнических
поездок для казаков, членов их семей по святым местам
;

н)

мониторинг

процессов воцерковления членов казачьего об
щества и
их семей.

5.3.7.

Реализация настоящей Концепции предполагает

также

совершенствование нормативных и методических документов,
разрабатываемых Синодальным комитетом по взаимодействию с
казачеством в рамках основных направлений духовного окормления
казачеств
а.


Приложенные файлы

  • pdf 11278097
    Размер файла: 426 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий