16. Развитие философской мысли в Молдавии


16. Развитие философской мысли в Молдавии.
Философские науки в Молдавии в своем развитии прошли большой и сложный путь. На протяжении ряда веков миросозерцание народа отражалось в его устном творчестве. Официальная общественно-политическая и философская мысль в Молдавии первоначально носила религиозный характер и не представляла собой чего-либо целого. До 14 века Молдавия не имела своей государственности. Образование Молдавского государства явилось значительным толчком в развитии материальной и духовной жизни.Новым этапом в развитии молдавской общественной жизни явилось творчество летописцев Григория Уреке, Мирона Костина и Иона Некулче (17-нач. ХVIII вв). Оставаясь в целом на позициях провиденциализма, эти летописцы в то же время ищут естественные причины явлений природы и исторических событий, высказывают ряд рационалистических идей по вопросам теории познания.Начало высвобождению молдавской философской мысли из-под влияния религии положили труды Николая Милеску-Спафария и Дмитрия Кантемира. Милеску-Спафарий оставил труды по всеобщей истории, Молдавии, России, Китая; труды по вопросам дидактики, естествознания и т.д. Признавая бога творцом мира, в то же время считал, что в основе всех вещей лежат четыре стихии: земля, вода, огонь, воздух. Многообразие мира есть результат различных комбинаций этих элементов. Милеску – убежденный сторонник сильной центральной власти – абсолютной монархии.На новую ступень поднял философскую мысль Дмитрий Кантемир. Его основные труды: «Метафизика», «Исследование природы монархии», «Описание Молдавии» и др. В философии стоял в основном на позициях идеализма, но в некоторых трудах проявляются стихийно-материалистические тенденции. Все явления в мире он считал причинно обусловленными и поддающимися познанию. В процессе познания отводил большую роль разуму, поскольку чувства могут приводить людей к заблуждениям. Много внимания уделял проблемам логики, высказывал интересные мысли о таких категориях, как сущность, количество, отношение и т.д. Социальные явления анализирует также с позиций идеализма. С большой симпатией относился к простому народу, но причины его угнетенного состояния не вскрывает. Различия в процессах роста и упадка государств объяснял географическими факторами. Этические взгляды Кантемира связаны с признанием свободы воли, благодаря которой человек может совершать или не совершать тот или иной поступок. Как гуманист ратовал за развитие культуры, литературы, искусств.19 век – век Просвещения в Молдавии. Идеи измеренного просветительства отстаивали писатели Г. Асаки, К. Стамати, К. Негруци, А. Донич, А. Хыждец. Антифеодальные и антиклерикальные идеи пропагандировали А. Руссо, В. Александри.А. Донич в своих произведениях подчеркивал силу народа и возможность освобождения, но вместе с тем больше надежды возлагал на просвещение. Разум – это та сила, опираясь на которую можно улучшить общественное устройство. В своих баснях выражал протест против взяточничества, лицемерия, невежества.Г. Асаки был автором и издателем различных школьных учебников и пособий. Он мечтал об «общем благе», уповая при этом на «просвещенного монарха», власть которого была бы ограничена конституционными законами. Он осуждал торговлю неграми, проповедовал гуманное отношение к крестьянам, но не требовал коренного улучшения их положения. По политическим взглядам был реформистом.А. Хыждец в изучении прошлого своей родины видел одно из наиболее действенных средств воспитания чувства национальной гордости. Лучшее будущее связывал с просвещенным монархом.Общественная и литературная деятельность К. Негруци носила антифеодальный характер. Он выступал против отсталости и невежества, за проведение демократических преобразований. Литературное наследие Негруци включает переводы произведений русских и западноевропейских писателей, поэтические, драматические произведения, публицистические статьи. Его прозаические произведения отличаются богатством идей актуальностью проблематики, высоким художественным уровнем. На протяжении четверти века он публиковал цикл писем «Чёрным по белому» («Письма к другу»), которые явились своеобразной летописью того времени. Они содержат ценные сведения о людях, событиях и нравах общества.

Приложенные файлы

  • docx 11282922
    Размер файла: 16 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий