К отцу Симеону люди приходят и за физическим и..


К отцу Симеону люди приходят и за физическим и за духовным здоровьем
На встречу с Христом лучше идти вместе» 
Наша предыдущая беседа с игуменом Симеоном была посвящена православной традиции и её отличию от проявлений язычества. Эта тема нашла неожиданное продолжение в недавнем разговоре, для которого отец Симеон приехал к нам в редакцию.
 - Сегодня многие из наших соотечественников считают себя людьми верующими, поступая при этом вопреки учению Христа... - 
Я вновь буду говорить о самом больном, о том, чем я живу, о том, что я переживаю. Вот совсем свежий пример из жизни. Женщина работает няней в больнице. Человек она православный, ходит в храм, соблюдает посты. Руководство больницы открыло у себя две молельные комнаты -православную и мусульманскую. Так вот моя знакомая наотрез отказалась убирать молельную комнату для мусульман. Того ли хочет от нас Христос? Вернемся к внешним приметам -пресловутым брюкам, платочкам на головах. Не менее двух-трех раз в неделю меня непременно спрашивают об этом прихожане. Хорошее дело традиция, великое сокровище наше православное! Однако замечательное учреждение - музей. Только жить в нем невозможно, да и экспонаты руками трогать нельзя. Афон - монашеская республика, состоящая из множества монастырей. И в одном из них вдруг выдвинут лозунг «Православие или смерть». Но наш Божественный Спаситель сказал о себе, что он «Жизнь, и Истина, и Путь». И ни слова о смерти. Что главное в православии? Не мешочек на голове, не юбка определенной длины, не воинственное отношение к иноверцам. Самое главное в нем - Христос. Я люблю и знаю православную традицию. Но она должна быть чем-то освещена (или, если хотите, освящена), иначе она мертвит, лишает саму веру смысла. 
- Сейчас многие связывают аномальную жару и вместе с ней засуху с тем, что человечество погрязло в грехах. А что вы думаете по этому поводу? 
- Да неужели Бог не знает наших нужд?! А если вдруг похолодает, мы через пару-тройку дней начнем роптать уже по этой причине. Человеку живому Бог угодить не может. Сегодня нашей России вновь дается шанс встретиться с Христом, но встреча эта будет не массовой, а индивидуальной. А когда она состоится, тогда девушка, встретив суженого, непременно наденет наряд невесты. Все это произойдет самым естественным образом: человек пойдет на свидание с Богом. Ещё не ощутила человеческая душа, что она идет на свидание. И человеку именно поэтому непонятны требования благочестия. А рвение некоторых воинствующих христиан приводит к прямо противоположному - человек отворачивается от истинной традиции, не почувствовав её вкуса, её красоты, её сущностного значения. 
- Мы беседуем с вами в канун Успенского поста. Читатели уже задают вопросы: «А не опасно ли в жару держать пост?», «Насколько извиняет христианина его плохое самочувствие, если он решил не поститься?». И так далее... 
- И пост, и молитва, и благо-образный внешний вид - это всё жертва. Она осмысленна, если она, во-первых, приносится кому-то, а во-вторых, если она добровольна. Иначе все обессмысливается и обесценивается. Кто же из любящих Христа посетует, что богослужение слишком долго длится?! Напротив, сколько бы оно ни длилось, верующей душе всё будет мало. Надо медленно, бережно восстанавливать традицию, ни в коем случае не выплескивая её сути. В этом мне видится роль церкви в обществе. Может, есть люди, у которых Встреча с Богом уже состоялась. Приходящие ко мне только ищут. А я простой грешный человек, для встречи со мной не надо соблюдать никакие дресс-коды. Это рабочая встреча, и я с одинаковой охотой поговорю и с женщиной в брюках, и с молодым человеком в шортах. Вместе и поплачем, вместе и порадуемся до-статочно прозаичным вещам. До слёз покаяния, до праздника, до радости Встречи ещё далеко. Но это первый шаг, и его нужно сделать. Поэтому мы вместе будем учиться не терпению в христианском понимании, а терпению постоять на службе, выдержать пост, то есть вещам бытовым, повседневным. - Русская вера, русская православная традиция. Почему современные богословы так часто оперируют именно этими понятиями, забывая, что христианство многонационально? - Традиция традиции рознь. Сейчас к православной церкви притягиваются языческие обряды. В светских изданиях часто можно прочесть: «Сегодня именинники Денис, Павел, Федот...», Однако бывает, что это Федот, да не тот. В православии важны личностные отношения, а не формальная принадлежность к чему-либо или кому-либо. Язычество потихоньку вползает в церковную жизнь, начинает называться православной традицией, по своей сути таковой не являясь, 
 - А как же народность? 
- Слово «народ» на церковно-славянском означает «язык». Народный - значит языческий. Однако одной из причин того, почему христианство так победоносно вошло в мир, стало то, что эта религия не была этнически привязанной. Изначально эта вера была интернациональной. А мы всё время говорим о русской вере, забывая при этом, что право-славные - это и чуваши, и мордва, и украинцы, и многие другие народы. А уж если говорить о представителях, то христиане есть в любой национальной среде. Современному человеку катастрофически не хватает терпимости, мудрости, искренности. Духовного чувства достаёт только на то, что религиозно окрашено - это и язычество, и эзотерика, и рериховское учение. Дошло до того, что человек, считающий себя православным, читает газетку «Оракул» и следует её советам. Да православная традиция гораздо шире, чем нам пытается преподнести отдельно взятая ревнительница веры в платочке! И святая традиция даёт свою интерпретацию многим таинственным явлениям этого мира.
 
- Сейчас все озабочены поисками физического здоровья - и в храме, и вне его. Вам, как священнику, проводящему отчитки, это известно лучше многих. 
- Не очень характерно для православия само пожелание здоровья. Не удивляйтесь, это так. Потому что жизнь человеческая не исчерпывается только лишь нашим пребыванием на земле. И уж что-что, а здоровье мы туда не возьмём. Совсем не важен врачебный диагноз в случае физической смерти. А смерти духовной чело-век современный, увы, не боится. Да, по благословению священноначалия я занимаюсь сложной духовной практикой. А люди приходят ко мне в поисках физического здоровья. И очень сложно убедить их в том, что это не самое главное. Рекомендациям газеты «ЗОЖ» верующие люди сегодня следуют с большим усердием, чем требованиям церковного устава. Что посоветовать и мирянам, и батюшкам? Учиться, не прерывая связи времен. В мудрых книгах есть все ответы. Только информацию надо не проглатывать, а тщательно переваривать. В книге о церковной жизни Киево-Печерской лавры я вычитал такой факт: первые три дня Великого поста следует соблюдать сухой пост, а согласно уставу монастыри наши ведут общежительный образ жизни, что предполагает коллективную трапезу. Так вот, в первые три дня поста общей трапезы не было, по каждому в келью приносились хлеб, капуста, постное масло с тем, чтобы сильные духом не трогали еды, а слабые - не искушали ближних. Мария Египетская, уходя в пустыню на свой подвиг, брала с собой два хлеба, которыми питалась долгие годы. Нынешние наставники требуют, чтобы и мы, уходя на поприще поста, следовали примеру преподобной Марии. Но тем, кому посчастливилось бывать в местах её подвига, показывали травку, которой она питалась. Не только хлеб, который невозможно растянуть на годы, был в её рационе. А значит это, что житие Марии воспринимается многими как миф, сказка. Ну, а со сказки какой спрос?! Пытливый человек должен во всех нюансах разобраться сам. Тем более что в системе христианских ценностей не традиция являётся первой. Традиция нуждается не только в реставрации, но и в ревизии. Однако всякая традиция вне Христа бессмысленна. Недавно я вернулся из Италии с конференции международной ассоциации экзорцистов, где делал доклад, высоко оцененный профессорами Грегорианского университета. Не будучи кандидатом богословия, я тем не менее не перестаю учиться. Священнослужитель обязан учиться всю жизнь, иначе он просто перестает быть пастырем, наставником. Учение - это работа, необходимая для каждого человека считающего себя православным. - Я знаю довольно большое количество людей, которые не находят ответы на свои вопросы ни в книгах, ни в церкви. Вы могли бы выслушать каждого из них? - Чем больше будет конструктивно спорящих со мной людей, тем лучше. Очень боюсь тех, которым все понятно заранее, особенно в духовных вопросах. С ищущими встречусь с радостью - и лично, и по Интернету. На дворе XXI век, я и мои помощники идем в ногу со временем. Мы открыли в Интернете свой сайт rhram.ru для широкого общения со всеми, для кого вечные вопросы не являются второстепенными. Я думаю, нет, я убежден, что на Встречу с Христом лучше идти вместе. По дороге подтянемся. И, может быть, в том числе сменим брюки на юбки.
  Беседовала Марина ВОРОНОВА

Приложенные файлы

  • docx 14397302
    Размер файла: 19 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий