Контрреформация


Контрреформация
Контрреформация — Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры.
Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по ее позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом — известна в истории как Контрреформация»[1]. Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.
Контрреформация – период католического возрождения XVI – XVII вв.,
это комплекс мер, направленных на подавление протестантизма и возвращение
территорий и населения, отпавших от католицизма. Термин
«контрреформация» введен немецким историком Леопольдом фон Ранке.
Основные направления деятельности католической церкви:
1. Основание первых католических семинарий; священники получали
теологические знания.
2. Активизация деятельности монашеских орденов; менялась монашеская
организация, появлялись новые ордена. Первым стал орден театинцев,
основанный архиепископом Театы Караффой (будущий папа Павел IV). В 1526
г. был создан орден капуцинов, во главе которого стоял Марк Анкона. В
Милане в 1530 г. сформировался орден барбанитов, целью которого была
опека больных и бедных. Но наибольшую роль сыграл орден иезуитов
(«Братство Иисуса»), основанный Игнатием Лойолой (1491–1556). В 1540 г.
папа окончательно утвердил орден.
3. Орудием контрреформации стала инквизиция. В 1542 г. по инициативе
кардинала Караффы в Риме был создан Высший инквизиционный трибунал,
названный позже Священной канцелярией.
4. Вселенский собор в Триденте (город в Южном Тироле) (1545–1563).
Численность участников собора колебалась: на первой сессии было 34 чел., напоследней – 215. Собор заседал 25 сессий, на нем было принято много важных
для реформирования церкви постановлений. 27
5. Контрреформация повлияла и на политическую обстановку в Европе. Папа
активно сотрудничал с монархами, оказывал им помощь в борьбе спротестантами.
6. Одновременно папство пытается провести ряд реформ для укрепления
позиций церкви. Папа Павел IV (1555–1559) запрещает симонию, пытается
привязать «скитающихся» монахов к монастырям. Папа Григорий XIII
становится духовным реформатором. При его правлении орден иезуитов
достигает наивысших достижений, он создает семинарию в Риме. Папа Сикст V
(Перетти, 1585–1590) укрепляя церковь, привел в порядок финансы, проявлял
беспощадную строгость, сделал Рим центром всемирного паломничества,
модернизировал церковную администрацию, сформировал барочный стиль
Рима.
7. В католической церкви продолжилось развитие схоластической теологии вновых условиях. Главными центрами богословской мысли стали Саламанка вИспании и Коимбра в Португалии. Среди богословов, участвовавших вполемике с реформаторами, выделяется Иоганн Экк и Петр Канизий – лидеры
немецкой контрреформации.
8. Возникают католические сепаратистские течения – янсенизм, галликанизм.
Основная богословская проблематика западного мира – проблема пути
спасения, точнее говоря, вопрос о человеческой воле и Божьей благодати.
Янсенизм (от имени епископа Янсения Ипернского, профессор в Лувене)
представлял собой религиозное движение, стремившееся к реформированию
церкви в ригористическом духе. Янсений пришел к убеждении, что
схоластическая теология отпала от традиций древний церкви. Он выдвигал напервый план тезис о непостижимости взаимодействия благодати и
человеческой воли. Янсенизм был с самого начала открытым противником
религиозно–попечительных взглядов иезуитов и стал заклятым врагом ордена.
Янсенизм выступал в защиту епископского авторитета и авторитета
приходских священников.
9. Получает расцвет духовная элита. Блез Паскаль (1623–1662).Французский
математик, физик, философ, литератор – проникновенный защитник веры. Его
полемические «Письма провинциала» нанесли удар по иезуитам. Он рассуждал
об ограниченности разума, о его неспособности постичь Бога и божественное.
Он никогда не пытался вписать в одну богословскую систему таинственноесотрудничество благодати с нищетой и убожеством человека. И как
неисчерпаема фраза, которую у него Бог говорит человеку: «Ты бы меня не
искал, если бы ты меня уже не нашел»
Укрепление папской власти[править | править исходный текст]
Папа Пий V (1566—1572) стал проводить в жизнь реформы Тридентского собора. Он вел борьбу с непотизмом, торговлей должностями. При нем была образована Конгрегация Собора, которая следила за правильным толкованием решений Тридентского собора. В 1566 г. был издан «римский катехизис» для духовенства, а в 1568 г. реформирован «Римский псалтырь». Такие меры были призваны укрепить единство веры как у духовенства, так и у мирян. Окончательное формирование единого римского молитвенного ритуала было закреплено 14 июля 1570 г. буллой «Quo primum», которая требовала обязательного использования в католической церкви изданного тогда «римского молитвенника»[5].
В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Ещё на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год Юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.
Кроме того, при Григории XIII было создано несколько церковных университетов. Так, в Риме был основан Грегорианский университет, в 1569 г. Германская коллегия («Германикум») была реорганизована, открыли Греческую коллегию («грекорум») в 1577 г. для греков и армян, в 1579 г. — Английскую коллегию, позже — Шотландскую, Ирландскую и другие. Священники, обучавшиеся там, должны были не только стать опорой обновленной церкви, но и быть готовыми столкнуться с теми трудностями, которые неизбежно проявились бы в странах, где соседствовали католицизм и протестантизм. Однако при Григории XIII вновь возродился непотизм, против чего пытались бороться до этого.
Папа Сикст V (1585—1590) боролся с этими явлениями. Также он «явился создателем администрации Церковного государства и новой, современной системы единого управления церковью»[5]. Власть папы усилилась, однако роль коллегии кардиналов не стала незначительной. Внутри нее, согласно булле «Immensa aerteni Dei» от 22 января 1588 г., появились различные специальные конгрегации. «Они взяли на себя большинство функций бывших центральных папских учреждений»[5]. Из 15 конгрегаций 10 входили в единую систему церковного управления, а 5 были органами управления Папского государства. Кардиналы были приравнены по статусу и власти к светским князьям, они сами стали князьями церкви. Реформа, проведенная при Сиксте V, усиливала централизацию власти в церкви, делала самих пап гораздо более влиятельными.
Во владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах католическая реставрация была одной из сил, укреплявших власть светских правителей. Также монархии в Испании, Португалии, княжествах Южной Германии и Италии видели в Контрреформации позитивную силу. В Англии, Франции — она наоборот поддерживала оппозиционную правительству католическую партию.
Церковь поддерживала начинания европейских монархов, направленные против протестантов. Так, папа Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами войска, а также разрешил ему продать часть церковного имущества и пустить эти деньги на войну с протестантами. Папа Григорий XIII уже давно хотел начать борьбу с Англией, где было много протестантов. Для этого он заручился поддержкой (в том числе и военной) монархов Испании и Франции. Было решено, что начать борьбу с Англией лучше всего в Ирландии, которая находилась под ее контролем. Отряд был отправлен в Ирландию, но потерпел поражение от превосходящих сил англичан. Сикст V отлучил от церкви протестанта наследника французского престола Генриха Наваррского. Это отлучение было снято лишь в 1595 г. уже другим понтификом.
Деятельность ордена Иезуитов: цели, программа, методы. «Духовные упражнения».
Иезуи́ты, или Орден Иезуитов — мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Официальное название — Общество Иисуса (лат. Societas Jesu), также Орден св. Игнатия (по имени основателя).Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий»[3]. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).
Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово «иезуит» приобрело переносное значение.
В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папами Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков[кто?] считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.
На протяжении почти 500 лет существования Ордена важнейшую роль в формировании мышления и цели жизни каждого иезуита играют «Духовные упражнения», составленные в 1522 году основателем ордена Игнатием Лойолой [1]. Лойола понял: лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом состоит в завоевании его... воображения. Он не останавливается на пожеланиях и проповедях — он требует действия: выбора цели жизни. Для достижения этого необходим умело разработанный комплекс упражнений, причем таких, которые лучше всего соответствовали бы поставленной цели. Работая над «Духовными упражнениями», Лойола хотел убить способность к самостоятельному мышлению, привить иезуиту фанатичную веру. Впрочем, «он никогда не имел в виду полного и разностороннего развития личности, как о том мечтал Леонардо да Винчи, он никогда не предоставлял доброй воле индивидуума заботы об определении размеров и характера своего умственного развития» [2, с. 145].
Каждый иезуит должен проделать духовные упражнения в течение 40 дней дважды в своей жизни — при вступлении в «Общество Иисуса» и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа иезуиты ежегодно по 8 дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры — уединенная келья. Посвящаемый должен пробыть в ней в течение всего срока в молчаливом сосредоточении, общаясь только с духовным наставником и исповедуясь ему. Необходимо уйти в самого себя, живя лишь одними мыслями и воображаемыми образами...
Как утверждают исследователи деятельности Лойолы, главная особенность «Духовных упражнений» в том, что их «нужно не прочитать, а пережить». «Человек, каковы бы ни были его убеждения, с самого начала «упражнений» выворачивается наизнанку, его жизнь перевертывается вверх дном; он отвергает теперь то, что раньше почитал», — отмечает А. Тонди, бывший в среде иезуитов 16 лет и «проживший» книгу Лойолы [3, с. 132].
Какими же правилами руководствуются иезуиты? Книга открывается введением «Начало и основания», дающим «понимание жизни», которое должен усвоить иезуит. Далее следуют упражнения, расписанные по дням и часам на 4 недели. Рассмотрим коротко логику построения курса и содержание упражнений.
Предмет для размышлений на первой неделе — фундаментальные положения: «Грех», «Божий суд» и т. п. Цель — пересмотр своей жизни. На 2-й неделе обучающийся должен научиться созерцать «Царство Христово» и далее — размышлять о смирении, любви к Христу... Цель — убедить в следовании, послушании и служении Христу. Цель 3-й недели — усилить в иезуите любовь к Христу и Церкви, укрепить его в раскаянии и самоотречении. Содержание упражнений на этом этапе — размышления и созерцания на тему «Жизнь Иисуса». Цель 4-й недели — вызвать фанатизм разума, эйфорию чувств и целенаправленность воли. Содержание: размышления над событиями жизни Христа от Рождества до Вознесения.
Таким образом, в итоге достигается цель не по воздействию на отдельные решения субъекта, а по перестройке всей его психики и чувственного восприятия жизни. «Упражняющийся» как бы находится внутри выстреленного из пушки ядра. Путь назад отрезан». [3, с. 138].
Остановимся подробнее на методике проведения упражнений.
Во-первых, существуют предварительные упражнения, то есть, осуществляется «подводка» обучающегося. Каждый вечер, прежде чем лечь спать, иезуит должен самостоятельно продумать то, что он будет созерцать на следующее утро. Утром, во время одевания и в течение получаса, предшествующего «созерцанию», иезуиту рекомендуется мысленно повторить то, чем ему вскоре предстоит заняться.
Во-вторых, обучающийся должен представить конечный результат конкретного упражнения: он просит у Бога того, чего он хочет достичь в качестве практического результата «созерцания», по возможности чего-нибудь реального, полезного для его собственных «духовных нужд».
В-третьих, прежде чем приступить к выполнению упражнения, приближаясь к месту молитвы, обучающийся останавливается в 2-3 шагах и внушает себе, что Бог смотрит на него. Далее следует подготовительная молитва. Следующий шаг еще не само упражнение, а «подготовка почвы». Следует представить себе объект, который ему предстоит «созерцать». Основная часть «созерцания» разделена на пункты и параграфы, то есть, упражнение разбито на небольшие и сравнительно легкие «шаги». Первые объекты созерцания легки для воображения: эпизоды из жизни Иисуса, Марии и т. д. Последующие более сложны и абстрактны: тайны загробного мира, чистилище, ад, милосердие, грех. В любом случае предмет упражнения должен быть таким, чтобы заполнить час времени.
Практически каждое упражнение основано в той или иной степени на самовнушении. Например, «следует повторять самому себе, что ад существует, представлять себя, насколько это возможно, навеки пребывающим во всепожирающем огне, в абсолютном мраке, безо всякой надежды, и повторять это сто раз в течение часа» [3, с. 127]. Есть в арсенале иезуитов и
би-упражнения. Так, обучающийся должен представить армию Сатаны на равнинах Вавилона и самого Сатану, обращающегося к своим демонам с речью. Затем необходимо сменить картину воображения и «увидеть» иерусалимскую равнину и Христа среди своих учеников. Смену картин предписано повторять несколько раз. Благодаря полярному противопоставлению двух сцен, это упражнение является непосредственной подготовкой к основному акту — выбору жизненного пути.
Методически каждый шаг связан с упражнением «трех способностей»: памяти, воли и интеллекта. Помимо этого используется упражнение на «применение чувств». Оно состоит в созерцании предмета с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Например, приводится способ созерцания ада: «Представить себе ад:
в длину, ширину и высоту объятый пламенем;
слышать жалобные вопли и стоны, пронзительные крики, проклятья, смешанные с ропотом бушующего пламени;
запах дыми, серы, смолы и всякой гнили, наполняющий страшную пропасть;
ощущать горчайший вкус слез, проливаемых грешниками;
жар всепожирающего пламени...» Цит. по: [5, с. 249].
Впечатление усиливается предписанными самоистязаниями, «бичеванием тела до крови, впрочем, чтобы язвы не доходили до костей» [5, с. 250].
Тонкий знаток человеческой психики и весьма изобретательный автор «Упражнений» в течение 1-й недели погружает обучающегося в царство ужаса. Дни и ночи проходят в невыразимом смятении. Для введения иезуита в такое состояние служат, например, упражнения следующего типа. Новопосвященному предлагается присутствовать даже... при собственной кончине. «Он видит своих родных, рыдающих вокруг его кровати, слышит погребальный звон колоколов, видит себя в гробу, зарытым в землю и наконец, присутствует при разложении собственного тела» [5, с. 250]. В конце недели обучающийся сдается, уступает внушению, исповедуется и успокаивается... В данном случае переход из отрицательного к контролируемому положительному эмоциональному состоянию является педагогическим приемом.
Кроме того, автором «Упражнений» используются специальные методы молитвы, надзор за исполнением упражнений и т. д.
В настоящей статье автор не ставил задачи дать характеристику деятельности иезуитов с исторической, политической, нравственной и моральной стороны. Заметим — как объект анализа с позиций ТРИЗ и ТРТК «Орден иезуитов» интересен еще и
опытом решения жизненных изобретательских ситуаций;
логикой развития коллектива.
Оценки же исследователей «Духовных упражнений» различны и часто противоречивы. С практической и методической точки зрения нам представляется наиболее точной оценка А. Тонди, испытавшего на себе силу «Упражнений»: «До создания Ордена у церкви не было ничего подобного и, кроме ордена иезуитов, нет и теперь» [3, с. 125]. Действительно, почти 500-летняя деятельность организации свидетельствует о воспроизводимости «Упражнений» и их эффективности по достижению поставленной иезуитами-наставниками цели.
Таким образом, «Духовные упражнения» имеют вполне определенную цепь, носят системный характер, методически разработаны. Они затрагивают не только интеллект, но и эмоции, физиологию и сводятся к управлению памяти, интеллекта и воли. «Упражнения» являются фокусом духовной жизни иезуитов и способны преобразовывать стиль собственной жизни.
Мы намеренно выбрали в качестве информационного фонда материал по деятельности «Ордена иезуитов» в силу интересных особенностей, а также неизвестности материала тризовцам.
Во-первых, иезуитам удалось построить работоспособную, тиражируемую и эффективную педагогическую систему, надежно работающую уже 500 лет (естественно, другое дело — чему учили отцы-иезуиты).
Во-вторых, в отличие от занятий по ТРИЗ, где используются, в основном, отдельные педагогические находки, иезуиты создали именно систему упражнений, где каждое последующее вытекает из предыдущего.
В-третьих, все упражнения иезуитов — не просто холодная интеллектуальная игра с информацией, а именно «прочувствование» и даже «проживание» каждого упражнения. Недаром многие упражнения педагогической системы К. С. Станиславского близки к упражнениям иезуитов [10].
В чем цель настоящей статьи? Сам автор рассматривает данную работу как:
информационную карточку в картотеку «Эффективно работающих педагогических систем»;
возможное предупреждение — на конкретном примере — о последствиях использования педагогических систем, где ученики лишаются свободы выбора, какой бы он ни был...
Заканчивая статью, автор сообщает, что в следующий раз он намерен рассказать о системе А. С. Макаренко, и приносит благодарность И. Д. Викентьеву за помощь в работе над статьей.

Приложенные файлы

  • docx 14397428
    Размер файла: 29 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий