Лит-ра 19 века, 3 часть

Русская литература 19-го века. 3-й курс. Практическое занятие № 1
Задание:
Прочитать роман П. Засодимского «Хроника села Смурина».
План.
Литературная экскурсия в мемориальные комнаты П. В. Засодимского в Вологодском областном краеведческом музее.
Русская литература 19-го века. 3-й курс. Практическое занятие № 2
Особенности композиции как способ выявления авторской позиции в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».
План.
История создания и печати повести Н. Лескова «Очарованный странник».
История жизни Ивана Флягина, основные этапы ее и характеризующие их события.
3. Особенности композиции повести. Роль экспозиции в выявлении жизненного кредо главного героя.
4. Особенности жанра «Очарованного странника», сходство и различие с жанром древнерусской литературы «хожение».
Литература.
Аринина Л. «Хождение по мукам «Ивана Флягина» // Литературное произведение - предмет анализа. - Ч. 2-я. - Вологда, 1993.
Дыханова Б. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. -М., 1958.

Столярова И. В поисках идеала: Творчество Н. С. Лескова. - Л., 1978.
Троицкий В. Лесков - художник. -М, 1974.
Старыгина Н. Н. Лесков в школе. - М, 2000.
Русская литература 19-го века. 3-й курс. Практическое занятие № 3
«Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина как новый тип социально-психологического романа.
План.
Творческая история романа. Причины использования писателем формы семейной хроники.
Своеобразие композиции романа. Смена трех поколений Головлевых как важнейший композиционный прием.
Старшее поколение в романе. Образ Арины Петровны Головлевой. Итог ее жизни и его закономерность.
Второе поколение Головлевых. Судьба Степана. Образ «лишнего человека» и его эволюция на примере данного героя.
Жизненный путь Порфирия Головлева. Особенности сатиры М. Салтыкова- Щедрина в изображении Иудушки.
Место и значение образов «головлят» в раскрытии авторской идеи в романе.
«Господа Головлевы» как роман нового типа.
Литература.
Бушмин А. Салтыков-Щедрин. - Л., 1970.
Дмитренко С. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. - М., 1998.
Николаев Д. Смех Щедрина. - М., 1988.
Прозоров В. Салтыков-Щедрин. - М., 1988.
Тюнькин К. Салтыков-Щедрин и русская литература. - Л., 1991.
Русская литература 19-го века. 3-й курс. Практическое занятие № 4.
План.
Место «Сказок» в творческом наследии Салтыкова-Щедрина. Причины обращения писателя к данному жанру.
Тематическая классификация «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Основные проблемы, поднятые в них: обличение государственной власти, дворян- помещиков, либералов, обывателей. Изображение народа в «Сказках» писателя.
Салтыков-Щедрин как мастер эзопова языка. Роль гротеска и «реальной фантастики» в щедринских сказках.
«Сказки» Салтыкова-Щедрина как особый сатирический жанр. Сходство и различие с фольклорной сказкой.
Аудиторная письменная работа: анализ сказки «Дикий помещик» с точки зрения своеобразия стиля писателя.
Литература.
Базанова В. «Сказки» М. Салтыкова-Щедрина. - М.- Л., 1966.
Бушмин А. Сказки Салтыкова-Щедрина. - М., 1976.
Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. - М., 1976.
Николаев Д. Смех Щедрина. - М., 1988.
Русская литература 19-го века. 3-й курс.
Практическое занятие №№ 5-6
Роман Ф. М. Достоевского «Идиот».
Задания.
1. Путем внимательного чтения текста романа и комментариев к нему установить идейно-композиционную роль в его структуре художественной детали.
2. Определить основные этапы развития сюжета в романе.
План.
История создания романа. Эволюция образа «идиота». Мечта о «положительно прекрасном» герое.
История столкновения князя Мышкина с буржуазным миром как композиционная основа развития многопланового романа.
3. 1-2 части - триумф князя Мышкина: а) общая характеристика порочного мира и «положительно прекрасного» героя (история Настасьи Филипповны), «история» князя, «петиже»); б) моральные победы князя Мышкина («Рыцарь бедный», история с «сыном Павлищева»).
3-4 части - поражение князя Мышкина: а) распадение связей между людьми (Родомский о русских «либералах»), Лебедев о «звезде Полынь», «Необходимое объяснение» Ипполита; б) развязка и гибель героев (гибель «камер-пажа Наполеона» - генерала Иволгина, князь Мышкин и «свет», роковое свидание и его последствия).
Основная авторская идея романа и ее объективная значимость. Разоблачение христианских иллюзий о спасительной силе любви-сострадания.
Литература.
1. Ф. М. Достоевский. Идиот. Собр. соч. в 10-ти томах. М., Гослитиздат. 1956. - Т.У1.
2. Г. Гроссман. Достоевский. М., «Молодая гвардия». 1962. Гл. ХУ. Роман- поэма.
Русская литература 19-го века. 3-й курс.
Практическое занятие №№ 7-8
Отражение нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина».
Задание.
История создания романа.
Особенности композиции романа.
«Мысль семейная» в романе:
а) жизненный путь Анны;
б) смысл эпиграфа к роману;
в) семейство Облонских. Долли, Анна;
г) семейство Левиных.
4. «Мысль народная» в романе:
а) жизненные колебания К. Левина;
б) смысл сопоставления К. Левина с Кознышевым, Иваном Парменовым, Фоканычем.
5. Роман в восприятии современников. Лев Толстой в 70-е годы.
Литература.
Бабаев Э. «Анна Каренина» Льва Толстого. -М., 1978.
Билинкис Я. О творчестве Л. Н. Толстого. - Л., 1959. - С. 280-340.
3. Ветловская В. Поэтика «Анны Карениной». - Рус. литература, 1979, № 4.
МайминЕ. Лев Толстой. -М., 1978.-С. 109-132.
Эйхенбаум Б. Лев Толстой: 70-е годы. - Л., 1974.-С. 160-173; 185-191.
Русская литература 19-го века. 3-й курс.
Практическое занятие № 9.
А. П. Чехов прозаик: особенности поэтики произведений позднего периода («Дама с собачкой»).
План.
Сюжет и фабула «Дамы с собачкой»: их соотнесенность.
Образы Гурова и Анны Сергеевны, приемы их создания. Роль детали в характеристике персонажа.
Особенности композиции «Дамы с собачкой». Значение открытого диалога в произведении.
Понятие о «микроповести». «Дама с собачкой - это рассказ или «микроповесть»?
Место «Дамы с собачкой» в творчестве писателя последнего периода.
Литература.
Катаев В. Проза Чехова: проблема интерпретации. - М., 1979.
Полоцкая Э. Пути чеховских героев. - М., 1983.
А. П. Чехов. Движение художественной мысли. - М., 1979. О поэтике Чехова. - М, 2000.
Сухих И. Проблемы поэтики А. П. Чехова. - Л., 1987.
Чудаков А. Поэтика Чехова. - М., 1971.
Мир Чехова: Становление и утверждение. - М., 1986.
Русская литература 19-го века. 3-й курс. Практическое занятие № 10
Новаторство Чехова-драматурга («Вишневый сад»).
Задание.
Повторить материал о драматургии А. Н. Островского (особенности композиции пьес, характер конфликта, причины создания образа персонажа).
План.
Особенности сюжета и композиции пьесы. Понятие «подводного течения» драмы.
Система образов персонажей в «Вишневом саде». Символические образы и их значение.
Проблема жанра «Вишневого сада» («драма» или «водевиль хороший»). Спор А. Чехова с театром.
Литература.
Аринина Л. Сюжет и фабула в пьесе А. Чехова «Вишневый сад» // Анализ драматургии в школе. - Вологда, 1990.
Бердников Г. А. Чехов. Идейные и творческие искания. - М., 1984. - С. 345-369.
Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. - М., 1988.
Катаев В. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. М., 2000.
Лакшин В. Толстой и Чехов. - М., 1975.
Паперный 3. «Вопреки всем правилам...». Пьесы и водевили Чехова. - М., 1982.
Скафтымов А. К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова.
О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А. П. Чехова // Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. - М, 1972.
Сухих И. «Вишневый сад» А. П. Чехова // Анализ драматического произведения. - Л., 1988. - С. 347-365.
Шах-Азизова Т. Чехов и западноевропейская драма его времени. - М., 1966.
15

Приложенные файлы

  • doc 14662953
    Размер файла: 53 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий