1 курс ОКР Русск лит-ра


ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.Во второй половине XIX в. русская литература "и культура переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят важные события: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. На арену идеологической борьбы выходят разночинцы. Начинается процесс формирования "нового человека", его общественного и нравственного самосознания. В литературе идет полемика между сторонниками "чистого искусства" и приверженцами "гоголевского" направления, позже - между "почвенниками" и "западниками". Под воздействием идеологии разночинцев развиваются идеи "реальной критики", поднимается проблема положительного героя. Творческие поиски писателей-реалистов приводят к новым художественным открытиям, обогащению жанра романа, усилению психологизма.
Во второй половине XIX в. появляется целая плеяда талантливых русских писателей: И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.
Александр Николаевич Островский(1825-1 886)Творчество А.Н. Островского продолжало традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Он создал национальную драматургию, открыв новых героев и новые конфликты, отражавшие коллизии современной российской действительности. Островский обогатил жанровую палитру русского театра. Им написаны комедии ("Не все коту масленица", "Правда - хорошо, а счастье лучше"), психологические драмы ("Последняя жертва", "Бесприданница"), социально-бытовые драмы ("Бедность не порок", "Г роза"), сатирические комедии ("Лес", "Волки и овцы"), исторические драмы ("Козьма Захарьич Минин-Сухорук", "Сон на Волге"), сказка ("Снегурочка").Творческий путь А.Н. Островского делится на следующие периоды:
ранний (1847-1851)- поиски пути в литературе, первая комедия "Банкрот" ("Свои люди - сочтемся");
славянофильский ("москвитянинский")(1851-1855) - сближение с журналом "Москвитянин", увлечение славянофильством. Идеализация патриархальности. Написаны пьесы "Бедность не порок", "Не в свои сани не садись";
предреформенный ("современниковский") (1856—1860) — связь с редакцией "Современника", увлечение демократическими идеями, критическое отношение к патриархальной старине. Создает "В чужом пиру похмелье", "Доходное место"; "Гроза" и др.;
пореформенный (1861-1866)- разработка и воплощение идеи русского национального театра. Написаны пьесы "На всякого мудреца довольно простоты", "Не от мира сего" и др.
Конфликт вольнолюбивой личности с "темным царством" в драме "Гроза"Драма "Гроза" была написана Островским в 1859 г., когда русское общество жило ожиданием реформ или грозы народных волнений. Пьеса и была воспринята как призыв к обновлению жизни, к свободе.
В основе пьесы лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада "темного царства". Два разных полюса, две противоположные силы воплощены в Катерине и Кабанихе.
Кабаниха- типичный представитель мира самодурства, деспотизма, жестокости. Она нетерпима ни к чему новому, возводит привычные для нее нормы жизни в закон для всех. Очень метко определяет суть ее характера Кулигин: "Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем". В Кабанихе нет живого чувства. Все, что она делает, это следование привычному ритуалу домостроевской старины. Она не видит движения жизни и застыла в своем неприятии нового, фанатически защищая патриархальный уклад. Ее постоянно неослабевающая тирания разрушает ту семью, о сохранности которой она так радеет. Погибает Катерина, убегает из дому Варвара, превращается в бессловесно-жалкое существо Тихон. Охранительница старины объективно рождает разрушение ее.
Ее единомышленником является Дикой. За ним прочно закрепилась репутация самодура, поведением которого руководит необузданный произвол. Дикой требует беспрекословного подчинения себе. Он куражится, чувствуя власть своего капитала. Никаких понятий честности и справедливости он не желает признавать. "Хочу так думать о тебе, так и думаю. ...Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю". Он унижает и оскорбляет своих близких, не считает их людьми. Для него человек только тот, кто богаче его и способен дать отпор.
Страшный мир несвободы, неуважения человеческою достоинства, каким является "темное царство", неестествен для Катерины. Катерина несет в себе живое, преобразующее начало. Религия для нее не дань обычаю, а способ нравственного очищения. Поэтому она воспринимает церковь в этико-поэтическом свете: "храмы золотые или сады какие-то необыкновенные", ангелы в луче света, гармония звуков. Если Кабаниха держится внешних форм, канонизирует их, то Катерина усваивает сам дух старины, который время требует воплотить в новые формы. Катерина- честная и чистая натура. Она не привыкла лгать и изворачиваться, не научилась лицемерию и ханжеству, которые царят в доме Кабанихи. Она усвоила понятия нравственного долга, искренности, честности. Свою любовь к Борису она осознает как страшный грех. Она поставлена в условия, когда должна или принять мораль "темного царства" - лгать, изворачиваться, изменяя мужу, или отказаться от глубокого и горячего чувства любви. Ни то, ни другое невозможно. Единственный выход и способ доказать, что она свободна, - самоубийство. Своей смерт ью Катерина бросила вызов "темному царству", показав, что человек может разрушить рабские оковы, преодолеть преграды на пути к свободе, пусть даже таким трагическим образом.
Н.А. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве".
Иван Сергеевич Тургенев(1818-188?)Творчество Тургенева запечатлело характеры, рожденные временем, духовные настроения этого времени. Писатель был удивительно прозорлив и умел уловить и воплотить в художественные образы еще только намечавшиеся тенденции общественной жизни, не заметные современникам изменения общественной психологии.
Тургенев первым показал в реалистических зарисовках деревенского быта нравственное превосходство закрепощенных крестьян над "благородными" помещиками ("Записки охотника").
Под пером Тургенева обрел жизнь идеал активного борца, демократа ("Накануне"); ему принадлежит приоритет в открытии образа демократа-нигилиста ("Отцы и дети").
Тургенев создал новый тип героини - женщины передовых взглядов, высоких порывов, готовности к подвигу ("Накануне", "Новь").
Никто до Тургенева столь поэтично и элегично не писал об умирающих дворянских гнездах.
Отцы и дети в романе Тургенева"Отцы и дети" - роман, отразивший противостояние двух общественных сил, сложившихся в России к 60-м годам XIX в., - либеральных дворян ("отцов") и демократов- разночинцев ("детей"). Название имеет двойной смысл: помимо противостояния идейно-политических сил, это и вечная проблема поколений.
Молодое поколение представляют два персонажа романа- Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Но в идеологическом плане к "детям" принадлежит только Базаров. Он воплощает поколение, которое сознательно отрицает и уничтожает то, что, по его мнению, тормозит развитие общества. Это одинокий герой, в целом трагическая фигура.
Тургенев отразил в Базарове многие типические черты разночинцев. Он - человек из народа, помнящий, что его "дед землю пахал". Базаров близок к народу, к нему тянутся простые люди, чувствуя, что он "свой брат, не барин", о чем герой говорит "с надменной гордостью". Хотя Базарову иногда кажется, что русский мужик - "таинственный незнакомец", но он знает жизнь народа и уровень его сознания.
Демократизм Базарова отражен в чертах его лица, в одежде, во всем внешнем облике. Базаров привык трудиться. Даже на отдыхе в усадьбе Кирсановых он постоянно чем-то занят. Он увлечен естественными науками, свои занятия считает важной общественной задачей. Основой его мировоззрения является материализм. Базаров - практик. Он стремится во всем найти целесообразность, пользу. Отсюда его нигилизм в отношении к искусству (Рафаэль "гроша медного не стоит"), к красоте природы ("природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник"), к любви (ее он называет "белибердой"). Тургенев показывает, что Базаров склонен из принципиальности и любви к логике доводить свой материализм и практицизм до самых последних ступеней, до вульгарного материализма и даже цинизма.
Образ Базарова полнее всего раскрывается в столкновениях с представителями "отцов". Увлеченный мощью натуры Базарова, Аркадий Кирсанов тем не менее не может быть его соратником; по определению Базарова, он "либеральный барин". Но, желая идти в ногу со временем, Аркадий пытается найти идеал вне дворянской идеологии, хотя, как оказывается, базаровская ему совершенно чужда. Аркадий прав, отстаивая в спорах с Базаровым ценность искусства, поэзии, природы как источника красоты. Но он хранитель традиций "отцов" не только в отношении культуры, аив идеологии.
Главным идеологическим противником Базарова является Павел Петрович - аристократ, не умеющий говорить с народом (рядом с крестьянами он "морщится и нюхает одеколон"), англоман, человек с "щегольски-сухой душой". Он совершенно оторван от народа, от национальной почвы: "Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя". Этот лапоть - все, что связывает Павла Петровича с родной землей. Поэтому самоуверенно он считает, что верноподданный народ никогда не пойдет за бунтарями, каким ему представился Базаров. Павел Петрович - антагонист Базарова во всем, начиная от привычек, манеры одеваться, отношения к искусству и заканчивая отношением к общественному устройству. Базаров отрицает все, даже то, что Павлу Петровичу "страшно вымолвить", - крепостное право, религию, самодержавие. В Павле Петровиче много достоинств и прежде всего - "безукоризненная честность", щедрость, "заступничество за крестьян". Однако его "принципы" отжили свой век, что особенно ярко показала дуэль (по словам Тургенева, "дуэль введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства").'Николай Петрович Кирсанов, "красный барин", много трудится, чтобы улучшить жизнь крестьян. Он сторонник постепенных реформ, типичный дворянин-либерал, думающий, что длинными речами можно "вразумить" мужиков. Николай Петрович пытается понять Базарова, чувствует, что "за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами..." Возможно, романтик и эстет, деликатный и мягкий, Николай Петрович понимает, но не хочет сказать, что это "что-то" - жесткая принципиальность и грубая сила материализма, появление которого было исторически закономерно.
Базаров в спорах с "отцами" оказывается победителем, но спора с жизнью некоторые его принципы не выдерживают (любовь к Одинцовой, например).
Тургенев писал, что в Базарове ему "мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего".
Смерть Базарова- последний трагический аккорд в завершении характера героя, свидетельствующий, что время Базаровых еще не пришло.
Поэзия Ф.И. Тютчева В 50-60-е годы XIX в. в русской литературе наряду с движением сторонников гражданской поэзии сложилась школа поэтов "чистого искусства". Крупнейшими представителями этой школы были Федор Иванович Тютчев (1803-1873) и Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892).
Эстетические взгляды Тютчева складывались под влиянием Пушкина, ему Тютчев посвятил два своих сборника, именно с ним вел постоянный поэтический диалог. В стихотворении "29 января 1837 года" (день гибели Пушкина) Тютчев дает оценку деятельности и личности великого поэта, называет его "живым органом богов", благородным, светлым и чистым гением. Стали крылатыми слова из этого стихотворения: "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет".
В общем определить лирику Тютчева можно как философскую. Философская мысль пронизывает стихи о поэте и поэзии, особенно посвященные Гейне, Жуковскому, Шиллеру, Байрону, чье творчество было близко Тютчеву романтическим пафосом и стремлением познать тайны Вселенной.
Философская печать лежит на стихах о природе. В стихотворении "Не то, что мните вы, природа..." поэт гневно обрушивается на людей, равнодушных к красоте, неспособных увидеть естественность ее, познать ее язык:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Тонкая наблюдательность, теплота и лиризм отличают тютчевские стихи "Есть в осени первоначальной...", "Тихо в озере струится...", "Как хорошо ты, о море ночное..." Природа в этих стихах одухотворена, она связана с человеком незримыми нитями. Человек - сам часть природы, "мыслящий тростник". Тютчев размышляет о гармонии природы, бесконечности Вселенной и конечной участи человека ("Певучесть есть в морских волнах..."). Душа человека - тайна. В ней заключены стихии разрушения и саморазрушения. Любовь, творчество, рождаясь из глубин человеческого духа, могут разрушить цельность личности ().Любовь у Тютчева - это "роковой поединок" и высочайшее счастье. Соединение родных душ связано с борьбой индивидуальностей. Жертвой борьбы часто оказывается женщина ("Чему молилась ты с любовью..."). Драматизм^ гибельная страсть, буря чувств воспеваются в любовной лирике Тютчева:
О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!
Глубокая любовь к Е.А. Денисьевой - страстной, уязвимой женщине, похожей на женщин Достоевского, ее ранняя смерть явились толчком к созданию так называемого "денисьевского" цикла стихов. Главные черты этого цикла- исповедальность, сочувствие к женщине, стремление понять ее душу.
В творчестве Тютчева тема любви к родине решается в духе Лермонтова как странная, противоречивая. Для поэта Россия глубока и непознаваема. Ее душа самобытна и не поддается анализу разума:
Умом Россию не понять' Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить.
Тютчев в своих стихах рассуждает о быстротечности времени, о жизни и смерти, о счастье человека. Понимая, что время меняет акценты, подчеркивая многосторонность и глубину поэзии, Тютчев писал:
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, - И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать.
Насыщенность философской мыслью, совершенство художественной формы - главные черты поэзии Тютчева.
Поэзия А.А. Фета
Основными особенностями поэзии А.А. Фета являются его обращение исключительно к миру чувств и "летучих" настроений, бессюжетность стиха и пристрастие к жанру лирической миниатюры. Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна вмешиваться в дела "бедного мира". В его стихах почти нет места проблемам политическим, общественным, гражданским. Фет очертил круг своей поэзии тремя темами: любовь, природа, искусство.
Любовная лирика Фета светла, солнечна. Она богата оттенками чувства, всегда наполнена ощущением счастья. Любовь для поэта - прибежище "от вечного плеска и шума жизни". Его отношение к женщине трепетное, нежное ("На заре ты ее не буди...", "В златом сиянии лампады полусонной..."). В любовном чувстве Фета есть какая-то надежность и умиротворенность, совершенное отсутствие роковых страстей и поединков, как это было у Тютчева. Любовь в поэзии Фета всегда побеждает холод души. Два любящих человека понимают друг друга, и это взаимопонимание рождает "пленительный сон" и "мед благовонный" любви ("Сонет", "Серенада", "Сияла ночь, луной был полон сад...").
Фет - "природы тайный соглядатай". Он замечает и цвет, и звук, разлитые в природе, малейшие подробности ее состояния. В стихотворении "Печальная береза" поэт наблюдает из своего окна обнаженную, замерзшую на морозе березу, которая становится для него воплощением красоты северного края. Фет часто изображает в своих миниатюрах русскую зиму с ее сугробами, снежной вьюгой в поле, "огонечками мороза" при луне. Зима олицетворяет необыкновенную, характерную только для России красоту (цикл "Снега").
Необычно по художественному приему стихотворение Фета "Шепот, робкое дыханье..." Здесь полностью отсутствуют глаголы и тем не менее динамика жизни передана необычайно точно и остро. Параллельно развиваются два потока событий: в природе - смена ночи утром, между людьми - объяснение в любви. Назывными предложениями передается смена наполненных действием мгновений. Жизнь как бы пульсирует, полная событий ночь предвещает радость и счастье дня. В поэзии Фета природа беспредельна, но вместе с тем она ограничена сферой видимого поэтом мира ("Фантазия").
Искусство - третья тема поэзии Фета. Поэт часто обращается к искусству Древней Греции и Рима, видя в творениях античности величайшую гармонию. В стихотворении "Диана", навеянном картиной Тициана, Фет любуется телесной красотой и гармоничностью богини. Поскольку Диана - богиня природы, она естественно включается в эту природу: отражается в воде, как бы выходя из нее. Фета привлекала пластика античных статуй как выражение божественного вдохновения художника. В стихотворении "Кусок мрамора" поэт, видя мраморную глыбу, рассуждает о том, что из нее может выйти под умелой рукой скульптора.
Фет хотел сблизить людей через искусство. Слов казалось ему мало, он искал новые возможности для духовного общения. Таким средством взаимопонимания людей может быть музыка. Тема музыки входит в поэзию в стихах цикла "Мелодия":
Исполнена тайны жестокой Душа замирающих скрипок. Те звуки понятны мне вдвое: Наполнили силой чудесной Они мне все сердцу родное.
Непосредственно поэзии посвящено стихотворение "Муза". В последние годы жизни Фет создает цикл стихов о любви "Вечерние огни", в которых отрицает власть времени над человеком, конечность жизни.
Общим для всей поэзии Фета было стремление уйти от вопросов гражданского, общественного звучания в мир чистых чувств.
Николай Александрович Некрасов(1821-1878)Творчество Некрасова исключительно своеобразно: он не только сочувствовал народу, но считал себя его частью, говорил его языком, от его имени.
Ранний период творчества (с конца 1830-х- до середины 1840-х годов) отмечен романтической подражательностью, поисками своей темы (сборник "Мечты и звуки", 1840).
Второй период- "современниковский" (с 1847 г. - до середины 1860-х г.) - главный в творческой жизни Некрасова. В его поэзии нашла выражение эпоха подъема революционно- разночинного движения. Определяется круг тем - "городские" стихи, антикрепостнические, о женской доле. Вырабатывается реалистический стиль, появляется сатирический пафос. Гражданская, демократическая направленность поэзии становится ведущей. В 1856 г. выходит сборник "Стихотворения" - главный рубеж в творческой эволюции Некрасова. С 1856 по 1861 гг. в предреформенный период особую актуальность приобретает крестьянская тема.
В третий период (1866-1870) Некрасов ищет положительного героя современности. Изображает жестокие контрасты города в духе натуральной школы; продолжает крестьянскую тему, сатирически рисуя плоды реформы 1861 г., большое значение приобретает тема борьбы с цензурой и свободы поэтического слова. В 70-е годы XIX века происходит подъем общественного движения, нашедший выражение в деятельности революционных народников. Некрасов разрабатывает тему декабристов, которая должна была вдохновлять молодежь на борьбу за народную свободу ("Дедушка", "Княгиня Трубецкая", "Княгиня Волконская").
В лирическом творчестве усиливается драматизм. Происходит символизация художественных деталей. Некрасов обращается к жанру поэмы, наполняя его современным содержанием, сближая с народно-поэтическим творчеством. Поэт пишет эпическую поэму "Кому на Руси жить хорошо", являющуюся художественной вершиной его жизни.
Основные мотивы поэзии НекрасоваНекрасов был самым демократическим поэтом второй трети XIX в. Его поэзия, совершенно народная и по духу и по форме, выражала мысли и чувства передовых революционных кругов общества. Какую бы тему ни брал поэт, под его пером она наполнялась высоким гражданским содержанием, призывом к борьбе за свободу и раскрепощение человека.
Тема любви к Родине проходит через все творчество Некрасова. "Мать-отчизна", "Родина-мать", "Матушка Русь" - такими теплыми словами называл Россию поэт. Где бы ни был Некрасов, какая бы пышная и дивная природа его ни окружала, в сердце он всегда носил "врачующий простор" родной земли. Только родная сторона вдохновляла его поэзию:
Не небесам чужой отчизны - Я песни родине слагал!
Отношение Некрасова к родине близко лермонтовской "странной любви". Русь Некрасова - "убогая и обильная, могучая и бессильная". Двойственность чувства определяется тем, что поэт с трепетом и восторгом воспринимает природу, красоту родной земли, любуется "разливом гордых ~рек",- "живой степью", "любимым лесом", но ненавидит "зрелище бедствий народных", произвол властей, бесчеловечность крепостного быта. С горечью поэт восклицает:
Не может сын смотреть спокойно На горе матери своей.
Никто не вынес такого сурового приговора крепостнической России, как это сделал Некрасов в стихотворении "Родина".
Любовь к Родине постоянно сопровождается гневом и ненавистью к угнетателям народа. Некрасов "любил, ненавидя". Патриотизм его всегда был связан с жаждой социальных перемен, итогом которых станет народная счастливая и свободная Русь.
Тема Родины продолжается в теме трудового народа. Навсегда врезалась в память Некрасова картина страшного нечеловеческого труда бурлаков. Великая русская река Волга стала "рекою рабства и тоски", а образ бурлака - сквозным в поэзии Некрасова (поэма "На Волге", "Кому на Руси жить хорошо", стихотворение "Бурлаки").
Рабский подневольный труд изобразил поэт в стихотворении "Железная дорога". Со всех концов России согнали крестьян на строительство железной дороги, оторвав от семей, от хозяйств, и без того захудалых и жалких.
...надрывались под зноем, под холодом С вечно согнутой спиной. Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой.
Среди многотысячной толпы строителей дороги особенно выделяется "высокорослый больной белорус". Его образ так выразителен, что приобретает почти символическое значение собирательного, обобщенного образа трудового народа.
Некрасов - сам действующее лицо в стихотворении. Это он, автор, рассказывает Ване всю правду о строительстве железной дороги, о том, что не генерал, а народ построил ее на своих костях. Скорбна песнь землекопов, это не песнь даже, а плач. В ней раскрывается все народное горе, невыносимые муки рабского труда. Эта песнь-плач существует лишь в воображении поэта: так ее могли бы спеть погибшие, замученные, те толпы мертвецов, что тянутся за поездом. Это неспетая песня и потому еще более трагичная.
При всем драматизме стихотворения заканчивается оно оптимистической уверенностью в народных силах, в той мощи, неизбежно приведет к свободе, пусть даже это будет не
Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную- Вынесет все, что господь ни пошлёт! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе.
Трудовая Россия представлена в стихотворении "Размышление у парадного подъезда". Державному Петербургу с пышным парадным подъездом противопоставлены крестьяне- ходоки, надеявшиеся найти справедливость у царского сановника. Некрасов с болью рисует рабскую покорность крестьян, которые четыре часа простояли с непокрытыми головами, а их не пустили даже на порог. И они, не возмущаясь, уходят. Это вызывает горькое восклицание поэта:
Где народ, там и стон... Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил...
Поэт показывает тщетность поисков правды у власть имущих, призывает народ добиваться самому справедливости, ибо он "сеятель и хранитель" родной земли.Большое место в поэзии Некрасова занимает мотив обездоленности русской женщины-крестьянки. Красавица, обреченная на непосильный труд, она "отцветает, не успевши расцвесть" ("Тройка"). От рождения ей предписана горькая судьба, "долюшка русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать!" ("В полном разгаре страда деревенская..."). Трагедия матери, потерявшей сына, замученного солдатчиной, раскрывается в стихотворении "Орина, мать солдатская".
Образ "величавой славянки" создал Некрасов в поэме "Мороз, Красный нос". Поэт любуется красотой, гармоничностью крестьянки:
Я видывал, как она косит: Что взмах - то готова копна!
Она терпелива, вынослива. Труд - основа ее жизни, он определяет отношение к людям:
В ней ясно и крепко сознанье, Что все их спасенье в труде...
Дарья ни минуты не бывает праздной. Вся ее жизнь - это цепь беспрерывно выполняемых работ. Этот круговорот продолжается из года в год. И ее муж Прокл тоже трудится не покладая рук, до самой смерти:
Уснул, потрудившийся в поте! Уснул, поработав в земле!
В героях поэмы "Мороз, Красный нос" Некрасов воплотил народный идеал душевной и физической красоты, воспел крестьянский труд, опоэтизировал его как основу жизни.
Традиционная для русской литературы тема поэта и поэзиии Некрасовым решается как тема гражданского предназначения. В стихотворении "Блажен незлобливый поэт..." Некрасов противопоставляет двух писателей. Один живет "без печали и гнева", льстит, пишет только о красоте; другой своей "карающей лирой" говорит правду, что вызывает ненависть тех, кто правды боится:
Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья.
В стихах Некрасова не однажды возникал образ Музы ("Муза", "Безвестен я...", "Вчерашний день, часу в шестом..."). Его Муза - "сестра народа", "муза мести и печали", иссеченная кнутом. Она зовет к мщенью. Ее песни полны скорби, тоски и жалоб. Муза Некрасова принимает "терновый венец" мученицы, потому что "не восхваляет глупцов", не поет им "сладких песен".
Поэтическое кредо Некрасов выразил в стихотворении "Поэт и гражданин", написанном в форме диалога. Поэт должен разделять судьбу отчизны. Он не может уходить от борьбы, служа любителям "изящного" и либеральным "мудрецам".
В стихотворении отразилась борьба между сторонниками "чистого искусства" и сторонниками гражданской позиции поэта:
С твоим талантом стыдно спать, Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать.
Принципам гражданственности и суровой правды Некрасов следовал всю жизнь. Главная мысль, которая утверждалась Некрасовым: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".
В "Элегии", которая близка по смыслу пушкинскому "Памятнику", Некрасов говорил о выполненном им долге поэта- гражданина:
Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Круг поэтических интересов Некрасова был довольно широк- тема Родины, народной жизни, крестьянского труда, городская тема, назначение поэзии. На все поэт смотрел через призму гражданственности, явившись подлинным выразителем национального сознания русского народа.
Народная жизнь в поэме "Кому на Руси жить хорошо"Поэма-эпопея "Кому на Русл жить хорошо" необычайно широко охватывает народную жизнь пореформенной Руси. Некрасов пытается найти ответ на мучавший его вопрос: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?"
Форма путешествия в поисках счастливого человека давала возможность создать панораму крестьянской Руси, изобразить все социальные слои, показать пеструю действительность российской жизни после реформы 1861 г.
О положении народа красноречиво говорят названия мест, из которых идут крестьяне-правдоискатели. Они "временнообязанные" "Подтянутой губернии уезда Терпигорева Пустопорожней волости из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки тож". Социальный смысл названий заостряет внимание на бедственном положении народа, счастье которого "дырявое, с заплатами, кровавое с мозолями". Среди крестьян правдоискатели и не пытаются найти счастливого. Жизнь дореформенной Руси обрисована в песнях "Барщинная", "Голодная", "Солдатская", "Веселая", "Соленая". Ее олицетворением становится мужик Калинушка, у которого
С лаптя до ворота Шкура вся вспорота, Пухнет с мякины живот, Верченый, крученый, Сеченый, мученый Еле Калина бредет.
Но и послереформенная действительность ненамного лучше: те же голод, нищета, изнурительный труд, произвол властей.
Некрасов показывает, что даже в таких условиях сохраняются лучшие народные качества- трудолюбие, сострадание и сочувствие к другим, стойкость, ненависть к рабству.
Поэт рисует несколько типов крестьян, включающих все многообразие отдельных характеров. Прежде всего это те, кто способен задумываться над своим положением, задавать вопрос: "Кому живется весело, вольготно на Руси?" В них уже разбужена мысль, заставляющая доискиваться истины. Это семеро мужиков-правдоискателей, которые вначале понимали счастье как "покой, богатство, честь". Однако эти критерии ставятся под сомнение с появлением Якима Нагого. Он понял, кому достаются плоды крестьянского труда; понял и то, что не деньги приносят счастье - во время пожара он спасает не целковые, скопленные за долгие годы, а "картиночки" - духовную ценность.
Еще один тип крестьян - борцы за народ. Таковы Савелий - богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр.
Савелий - стихийный народный бунтарь, оправдывающий бунт крестьянской философией: "Недотерпеть - пропасть, перетерпеть- пропасть". Савелия не сломили ни каторга, ни жизненные лишения. Он "гнется да не ломится, не ломится, не валится". Его слова "Наддай!" звучат призывом к борьбе против угнетателей.
Ермил Гирин своей жизнью опровергает первоначальные представления о счастье крестьян-правдоискателей. Он был старостой, имел все, что надо для счастья: "и спокойствие, и деньги, и почет". Но защищая народные права, он попадает в острог. Меняется идеал счастья в сознании крестьян:
Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!
В сказе "О двух великих грешниках" разбойнику Кудеяру прощаются все грехи за то, что он убил пана Глуховского, издевавшегося над народом. В этом сказе звучал призыв к открытой борьбе с царизмом.
Некрасов, создавая образы крестьян-борцов, подчеркивает стихийность их борьбы как ответ на притеснения помещиками. На поэт отмечает тенденцию народной жизни - пробуждение сознания крестьян.
В поэме большое место занимает образ женщины- крестьянки Матрены Тимофеевны. История ее жизни типична - она отдельными штрихами, эпизодами рассредоточена в стихах Некрасова. В Матрене Тимофеевне "нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой". Но эта женщина сохранила достоинство, не превратилась в бессловесную рабыню. На любую несправедливость она отвечает действием, находит выход из самых драматических ситуаций. В ней растет протест: "Я потупленную голову, сердце гневное ношу".
Идеи борьбы зреют не только в отдельных героях, но и в массах, и переходят в бунты:
... иногда пройдет Команда. Догадаешься: Должно быть, взбунтовалося В избытке благодарности Селенье где-нибудь!
Некрасов не идеализировал русское крестьянство. Он показывает, что среди крестьян есть и пьяницы, и лодыри, и бессловесные рабы. Но особенно возмущает поэта холопство, добровольное рабство. С негодованием он рисует образы "счастливого" "холопа примерного Якова верного", чувствительного холуя Ипата.
Встречи с разными людьми изменяют представления крестьян-правдоискателей о счастье. Происходит постепенное духовное раскрепощение крестьян. В главе "Пир на весь мир" появляется образ "народного заступника" Гриши Добросклонова, интеллигента-разночинца, революционера, знающего, в чем состоит его счастье: "Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего". Гриша не боится за "честное дело" пойти на испытания. Он видит пробуждение народа и это наполняет его радостью:
Рать подымается Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!
Мужики прислушиваются к Грише, но последнюю песню "Русь" они не слышат, иначе
Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Образом Гриши Добросклонова Некрасов отвечал на вопрос "Кому на Руси жить хорошо?"

Федор Михайлович Достоевский(1821-1881)
Творчество Достоевского — одна из вершин не только русской, но и мировой литературы. В своих произведениях писатель разработал особый тип философского, психологически углубленного реализма, обращенного к познанию сложного сознания человека.
Мировоззрение писателя было противоречивым, что нашло отражение в его творчестве. Раннее творчество Достоевского определяется влиянием литературно-общественных идей Белинского и эстетики "натуральной школы" с ее интересом к "маленьким людям" ("Бедные люди"). В отличие от писателей "натуральной школы", которые отражали жизнь "маленького человека", Достоевский показал его сознание, богатый внутренний мир.
В 1849 г. Достоевский был арестован за участие в кружке петрашевцев и позже сослан. 1850-1859 гг. - сибирский период его жизни. Усиливается религиозность, повышается интерес к идеям страдания и смирения. Писатель отходит от революционно-демократических взглядов и обращается к идее христианского гуманизма. В это время написаны "Записки из мертвого дома", "Село Степанчиково и его обитатели", "Дядюшкин сон".
В 1860-е годы Достоевский пытался найти свою общественно-идеологическую позицию. Он не разделял взглядов ни либералов-западников, ни славянофилов. Писатель приходит к "почвенничеству". Он считает, что русская интеллигенция оторвана от народа - носителя национальной самобытности. Ее задача состоит в том, чтобы сблизиться с народом, "почвой", на основе православной морали повести Россию не по "западному", капиталистическому пути. Идея страдания, живущая, по мысли Достоевского, в сердце народа, определяет иной, самобытный путь России к "земному раю" ("Записки из подполья", "Униженные и оскорбленные").
В 1870-е годы Достоевский развивает в своем творчестве гуманистические идеи. Человек, по мнению писателя, таит в себе возможности и неслыханного падения, и бесконечного совершенствования, морального обновления, "способность ко всему и в зле, и в добре". Человека "в зле" Достоевский изображает в "Преступлении и наказании", "Бесах", а в романе "Идиот" стремится показать "вполне прекрасного человека". Пути человеческой души от бездн падения через просветление страданием к возрождению показывает великий писатель-гуманист в романе "Братья Карамазовы". »Смысл и истоки теории Раскольникова в романе "Преступление и наказание"В романе "Преступление и наказание" Достоевский продолжил тему униженных и оскорбленных, соотнеся ее с темой бунта человека, не желающего быть "тварью дрожащей". В центре произведения история преступления студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-ростовщицу. Почему умный, честный молодой человек совершает это преступление?
Раскольников беден, бедна его семья. Он видит жертвенность сестры, готовой идти замуж за нелюбимого, но богатого Лужина, чтобы помочь брату. С состраданием он наблюдает нищенскую трагическую жизнь семьи Мармеладовых. В тесных, затхлых квартирах и подвалах Петербурга мучаются задавленные болезнями, нищетой, несправедливостью "бедные люди". Страшная картина социального неравенства заставляет героя искать причины его, размышлять, анализировать. Раскольников пытается найти выход. Но собственная бедность, желание помочь своим ближним - не главные причины совершенного преступления. Сам герой признается: "... Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был".
Раскольников делит всех людей на две категории: одни могут лишь покорно следовать сложившемуся порядку- их большинство; другие способны нарушать установленные законы и признанные нормы морали, становиться владыками судьбы, не останавливаясь перед преступлениями, - это "избранные", "необыкновенные" люди, среди них величайший - Наполеон. В этих индивидуалистических идейных построениях Раскольников хочет найти свое место. Он одержим идеей на практике проверить, "тварь ли я дрожащая или право имею..." Он должен доказать, что законы морали существуют для других, ему же дано право преступать их. Убийство старухи - не импульсивное движение, а продуманный шаг. Раскольников рассматривает его как эксперимент, как моральное испытание. Он понимает, что совершает зло, но он сознательно преступает свою натуру. "Имею ли право?" - этот вопрос волнует Раскольникова больше старухиных денег.
Достоевский выделяет в преступлении Раскольникова прежде всего факт нарушения нравственных законов, а не юридических. Бунт героя против бесчеловечности сам бесчеловечен. Раскольников переживает мучительный кризис. "Я не старуху убил, я себя убил", - говорит он Соне Мармеладовой.
Раскольников считал, что за свои действия он ответствен только перед собой, а суд людей, их мнение для него не важны, но оказалось, что "разомкнутость и разъединенность с человечеством" очень тяжелы и мучительны.
В развенчании идеи сверхчеловека, преступающего нравственные законы, большое значение имеют другие персонажи, особенно "двойники" Раскольникова.
С некоторым изумлением и с отвращением Раскольников узнает себя в Лужине - расчетливом и бессердечном дельце. Лужин все свои действия оправдывает политической экономией, которая отбрасывает мораль, а на ее место ставит голый расчет. Согласно рассуждениям Лужина, человек должен заботиться о "личном интересе", и только. "Экономическая" мораль Лужина приводит к мысли, что "людей резать можно". Это низменный вариант принципа Раскольникова "все дозволено".
Другим "двойником" Раскольникова является Свид- ригайлов, аморалист и циник, потерявший различие между добром и злом. В восприятии Свидригайлова идеи Раскольникова выглядят пошлыми и банальными. Презрение к нравственным нормам, распущенность ведут к нравственной опустошенности и в конечном счете к оправданию преступления.
Раскольникову невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, что она "как все".
Достоевский не показывает, как происходит нравственное возрождение героя, так как целью писателя было развенчать идею о праве сильного на преступление, идею "сверхчеловека".
Лев Николаевич Толстой(1828-1910)Творчество Толстого определяется нравственно-философской проблематикой. Главным объектом познания является жизнь человеческой души. Социальные противоречия современной ему действительности Толстой показывал с нравственных позиций патриархального крестьянства. Одна из кардинальных идей его творчества- нравственное совершенствование, которое рассматривалось как условие возрождения человека и общества.
Важнейшей особенностью творчества Толстого является "диалектика души", которая определилась уже в первых произведениях ("Детство", "Отрочество", "Юность") и развилась в его романах ("Анна Каренина", "Воскресение", "Война и мир").
Второе свойство его таланта - чуткость к движению истории. Особенно интересовала Толстого психология войны, проявление патриотического сознания ("Севастопольские рассказы", "Война и мир").
Все творчество Толстого пронизывает "мысль народная". Народ - главная сила истории, носитель нравственности, хранитель духовных ценностей.
Значительнейшим явлением всей мировой литературы стал роман-эпопея Толстого "Война и мир".
"Война и мир" - жанр, идеи, героиВ центре романа - эпохальное историческое событие - Отечественная война 1812 г. Но временные рамки произведения шире - события начинаются с 1805 г., а заканчиваются 1820 г. В традициях древнегреческого эпоса повествование разворачивается спокойно, последовательно. Эпически, как сложившийся и нерушимый уклад жизни, представлен быт разных социальных групп и сословий: от императора и фельдмаршала до простого солдата. В романе 589 персонажей, многие из которых имеют свою сюжетную линию. Основу романа образуют линии трех семей - Ростовых, Болконских, Курагиных.
Название романа имеет глубокий философский смысл. Слово "мир" обозначает не только состояние, противоположное войне, но и сообщество людей. В общей концепции романа мир отрицает войну. Сочетание "война и мир" - это и антитеза, и отношение общества к войне, это жизнь в ее универсальности.
Одной из граней жизни мира как общества являются духовные поиски лучших представителей дворянства- Андрея Болконского и Пьера Безухова. При всей несхожести натур и Болконский, и Безухов стремятся к общей цели: открыть смысл жизни человека.
Князь Андрей презирает свет с его бездушным эгоизмом, карьеризмом, извращенной нравственностью, но он сам до некоторых пор часть этого света. Он стремится к личной славе, его кумиром становится Наполеон. Болконский мечтает о своем "Тулоне", считая, что история творится усилиями отдельных великих людей. Сражение под Аустерлицем разбивает его наполеоновские устремления. Князь Андрей, думавший, что от его личных действий зависит исход событий, совершает подвиг. Он ничего не может изменить в общем ходе сражения. Битва под Аустерлицем вызывает тяжелый душевный кризис. Болконский понимает мелочность своих честолюбивых целей перед огромным потоком жизни, символизируемым "вечным небом".
Уединенная жизнь в своих имениях, государственная деятельность, любовь к Наташе - путь князя Андрея от Аустерлица к 1812 г. Это внешняя канва. Внутренний, духовный путь - это путь от эгоцентризма к жизни "для других". Болконский ощущает потребность в понимании, но сам не всегда способен понять других: "Надо, чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все жили со мной вместе". Лишь страдание, через которое проходит Андрей, рождает понимание души другого человека. После ранения на Бородинском поле он думает о всеобщей любви, но чувствует какую-то односторонность своих рассуждений, ему не хватает конкретности и действенности такой любви.
Андрей Болконский проходит путь от честолюбивого, хотя и честного эгоиста, через скептицизм и отрицание света к любви и пониманию народа. Если бы князь Андрей остался жив, не исключено, что он был бы с декабристами - логика духовных поисков вела именно к действенной любви к народу.

Пьер Безухов в поисках истины и любви
Пьер Безухов проходит сложный путь познания жизни, преодоления наивности и освобождения от иллюзий. Непосредственный, способный глубоко чувствовать, Пьер вначале отдается бесшабашной жизни светского бездельника и кутилы, женится на холодной красавице Элен. Постепенно он начинает понимать ложь и лицемерие светского общества.
Поиски нравственного усовершенствования приводят Пьера к масонам, которые призывали к объединению на началах братской любви. В сложный "масонский" период Безухов ищет причины зла. Он, отказываясь от личных интересов, направляет свои силы на освобождение крестьян, учреждение больниц, школ. Желание "переродить" человеческую природу, сделать себя "совершенным" человеком и неумение осуществить это на практике приводят к ипохондрии и тоске. Но Пьер преодолевает их. Он постоянно ищет в других "внутреннего человека", постоянно работают его мысль и душа. Понятие "внутренний человек" и "внешний человек" рождаются в сознании Пьера в период разочарования в масонстве. "Внутренний человек" - это "душа в жизни", "внешний человек" - олицетворение "мертвенности" и "праха" души.Важным этапом в духовных исканиях Пьера становится Бородинское поле, где его пронзает "мысль народная". Безухов понимает, что историю творит народ, видит оптимизм и мудрость крестьян. Общение с Платоном Каратаевым приводит Пьера к внутренней гармонии: он "узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей". Пьер начинает понимать народ, затем критически анализировать окружающую жизнь. В эпилоге он- один из деятелей тайного общества, цель которого - борьба против социального зла.
Народ и личность в истории
В тесной связи с духовными поисками героев романа стоит вопрос о народе и роли личности в истории. Каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой народа, нации.
Главная мысль романа- "мысль народная". По мнению писателя, история творится не отдельными личностями, а совокупной волей народа, нации. Из множества побудительных мотивов отдельных людей складывается дух нации в целом. От того, насколько силен дух народа, зависят исторические события.
Война 1812 г. показала решающую роль народа в истории. Перед угрозой порабощения вся нация обрела единую "общую жизнь". Независимо от социального положения все население поднялось против французов. "Скрытой теплотой патриотизма" называет Толстой чувство, определившее единство нации.
Писатель показывает два вида патриотизма. Один - это показной патриотизм салона Анны Павловны Шерер, который выражался в том, что в свете перестали говорить по-французски, не смотрели спектакли французских драматургов. Понятно, что не этот лже-патриОтизм определил исход войны. Толстой осмеивает и "ура"-патриотизм некоторых московских дворян, которые, взбудораженные приездом царя, собирались "показать Европе".
"Скрытая теплота Патриотизма" не нуждается в громких словах. Она проявляется в поступках: купец Ферапонтов сжигает свой дом, чтоб не достался врагу; крестьяне не дают сена французам; создаются партизанские отряды - большие и маленькие- дьячка, старостихи Василисы, поэта-гусара Дениса Давыдова; героически сражается батарея Тушина и рота Тимохина. Толстой изображает войну как войну народную, справедливую. Защита Отечества стала объединяющей идеей, и "дубина" народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие". Впервые за всю историю наполеоновских войн "личный произвол Наполеона разбился о волю народа".
Толстой, признавая роль личности в истории, считает, что она только тогда способна определять историю, когда ее воля совпадает с волей народа. Эта концепция наиболее полно выразилась в антитезе Наполеон - Кутузов. Наполеон - "сверхчеловек" (так он считает), для которого важно "только то, что происходило в его душе", "...а все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли". Для Кутузова же первостепенно то, что в душах других.
Кутузов оценивает свои действия по нравственным критериям народа, по тому народному чувству, "которое он носил во всей чистоте и силе его". Для Наполеона критерий нравственности - он сам: "...в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это".
Личная воля Кутузова подчинена той общей жизни, которой жил весь народ в период войны. Умение уловить настроение народа- важная черта Кутузова. Кутузов понимает ход событий, правильно оценивает его и это приносит конечную победу. Он человек волевой, что ярко демонстрирует решение оставить Москву после Бородинского сражения, чтобы сохранить русскую армию. Несмотря на сопротивление всего военного руководства, Кутузов остается непреклонен и оказывается прав.
Наполеон выступает как агрессор, ради своих честолюбивых целей уничтожающий людей. Он жесток, деспотичен. Естественности поведения Кутузова Толстой противопоставляет позерство Наполеона, произносящего напыщенные речи, принимающего позы римских полководцев. Он примеривает на себя тогу всемирного властителя.
Толстой снижает человеческий облик Наполеона, но не умаляет его значения как полководца. Вместе с тем, сопоставляя "Кутузова и Наполеона, Толстой пишет: ""'Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды". к Толстой всех героев проверяет мерками народной морали, но в его изображении народ вовсе не однородная масса. Писатель отмечает два полярных типа русского национального характера. Один представлен взбунтовавшимися богучаровскими мужиками, другой - образом Платона Каратаева. Между ними ряд народных образов: Тихон Щербатый, старостиха Василиса, староста Дрон. Каждый представляет какой-то тип народного характера или отдельную черту.
Тихон Щербатый воплощает лучшие качества народа- созидателя. Он расторопный, смекалистый, хитрый, мастер на все руки. В мирное время такие люди незаменимы в хозяйстве. В войну он проявляет отвагу, героизм. Его ненависть к врагу рождена беззаветной любовью к родине.
Особое место в нравственно-философской концепции романа принадлежит Платону Каратаеву. В этом образе Толстой воплощает не только идеализируемое им патриархальное крестьянство, но и свою теорию "непротивления злу насилием". В облике и в характере Каратаева подчеркивается идея круглости, завершенности. Самое существенное в его характере - верность себе и неизменность своей постоянной душевной правде, которая заключена в "роевом" сознании Каратаева. Каратаев убежден в том, что все делается по Божьему закону, и человек должен принимать мир таким, каков он есть, не сопротивляясь. Основным типом поведения Каратаева являются пассивность и созерцательность. Платон Каратаев может вселить надежду, поддержать в трудную минуту, но победа над Наполеоном была достигнута не такими Каратаевыми. Хотя Толстой давал образ Каратаева как положительный пример патриархально-христианской нравственности, объективно путь Каратаева - это пример высокого антипути.
В романе Толстого отразились многие нравственные, философские, социальные проблемы времени и собственные противоречия писателя.
Антон Павлович Чехов(1860-1904)
Творчество Чехова отразило многие процессы, происходившие в русской жизни конца XIX в. Оно развивалось в основном по двум направлениям: создание рассказов и утверждение новой по характеру лирической и психологической драмы.
В ранний период творчества (1883-1885) Чехов, сотрудничая в юмористических журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и других, пишет рассказы, в которых высмеивает пошлость обывательской жизни (сборник "Пестрые рассказы"). Это в основном бытовые рассказы с постепенным расширением общественного содержания.
С конца 1880-х годов начинается второй период творчества Чехова. В центре внимания оказывается интеллигенция. Чехов негативно изображает пассивность, равнодушие в среде интеллигенции, ее нравственное опустошение, перерождение социальных идеалов ("Анна на шее", "Крыжовник", "Ионыч").
"Мелиховский" период продолжался с 1892 по 1899 гг. и характеризуется усилением критической направленности творчества, появлением сатирических нот в произведениях. Предметом его рассказов становятся пороки общественного значения: произвол чиновников, бюрократизм, взяточничество. Он спорит с толстовской теорией "непротивления злу насилием", с иллюзиями народников. В драматургии Чехова отражаются нравственные искания интеллигенции.
Творческая манера Чехова-новеллиста характеризуется краткостью, меткостью деталей. Анализ человеческих отношений писатель производит в сфере повседневной жизни, складывающейся из пустяков, мелочей, из соседства значительного и неважного. Персонажи у Чехова делятся на людей с душой и сердцем и на "шершавых животных".
Чехов показал "общую" жизнь во всей пестроте ее частностей. Он создал новый тип рассказа и новую драму, реалистическую в своей основе, но наполненную ассоциациями и символами.
Гибель человеческой души в рассказах ЧеховаВ рассказах 1890-х годов Чехов по-прежнему исследует жизнь не в общих явлениях, а в ее частных выражениях в сфере быта. На первый взгляд, мелкие и неважные темы выводят к социально-историческим обобщениям. Чехов пишет об интеллигентах, их иллюзиях и заблуждениях, о несостоятельности их жизненных программ. Это ярко проявилось в его трилогии "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Герои ее "связаны скрытой общностью": гимназический учитель Беликов с его девизом "как бы чего не вышло" свел свою жизнь к следованию инструкциям и указам; чиновник Чимша-Гималайский подчинил жизнь идее приобрести собственность - имение с крыжовником; Алехин, который любил, не смог переступить через привычные представления, и погибла сама любовь. Каждый из героев подчиняет жизнь узкой программе, заключает ее в футляр.
Образ учителя греческого языка Беликова ("Человек в футляре'') разработан гротескно. "Футлярность" определяет все, что |рго окружает: вся мебель в чехлах, сам в любую погоду в калошах и с зонтиком, в темных очках и с ватой в ушах. Футляр - это способ спрятаться от жизни, уйти от принятия решений. Беликов слаб, робок, одинок. Он патологически боязлив. Поэтому он учит мертвому древнегреческому языку, поэтому он во всем следует указам и инструкциям. Однако этот "человек в футляре" странным образом держит в моральном подчинении весь город. Его зловещий облик витает над всеми делами и разговорами горожан. Смерть Беликова - это обретение вечного футляра, недаром он "лежал в гробу почти счастливый". Образ "человека в футляре" стал символом стремления спрятаться от жизни. В рассказе Чехов дал гротескную характеристику поведения интеллигенции в конце 1890-х годов.
В рассказе "Крыжовник" чиновник Чимша-Гималайский осуществил фанатическую мечту жизни - купил усадьбу, в которой он хотел развести крыжовник. Маленький чиновник, сын ерлдата, перерождается. Став собственником, он рассуждает о необходимости телесных наказаний для крестьян, превращается в тупого обывателя. Чехов рисует его гротескно: он похож на свинью, на свиней похожи его толстая собака и толстая кухарка. Фанатичная идея, которой подчинил жизнь в общем неплохой человек. - это тоже (Ьутляо. сковывающий свободный дух.
Такой же футляр в виде оторванных от реальной жизни консервативных представлений о грехе и добродетели губит любовь в рассказе "О любви".
В трилогии главная тема- это неправильно понятые смысл и цель жизни, приведшие к опошлению и нравственному перерождению героев.
Анатомию опустошения и гибели человеческой души особенно ярко Чехов показал в рассказе "Ионыч".
Герой проходит три этапа в своей жизни, каждый из которых характеризуется повторяющимися, но претерпевающими изменения деталями.
Дмитрий Ионыч Старцев приезжает врачом в земскую больницу с высокими идеалами служения народу. Он не лишен романтического восприятия жизни, любит музыку, мечтает, влюбляется. Он способен чувствовать красоту лунной ночи, остро переживать.
Вначале он даже не берет за лечение денег у бедняков. Он и сам не богат - в город ходит пешком. Когда Котик отказала Старцеву, он при всей казавшейся пылкости и глубине любви страдал три дня, а потом утешился и думал только, что любовь приносит ненужные хлопоты.
Чехов не говорит подробно о годах жизни Старцева, а расставляет только основные вехи.
Герой, прежде отличавшийся от жителей города возвышенными мечтаниями и горячими чувствами, привыкает к размеренной, полусонной жизни обывателей. Они больше не раздражают Старцева. Они не изменились, но меняется сам герой. Он теперь уже берет деньги со всех больных, перестает спорить, покупает пару лошадей. Ему лень любить, и он думает: "Хорошо, что я тогда не женился". Называют его теперь Дмитрий Ионыч.
Моральное опустошение завершается тем, что доктор Старцев превращается в Ионыча - ленивого, разжиревшего, лишенного живых мыслей обывателя. Он теперь берет не только деньги, но и все, что приносят больные; ездит на тройке с бубенчиками и кучером на козлах; по вечерам считает деньги, рассматривает дома, назначенные на продажу. Круг его интересов теперь - только богатство, хотя он сам не знает, зачем ему одному столько денег. Ни желаний, ни мечты у Ионыча уже нет. Процесс деградации личности завершен.
Чехов показывает, что среда, окружение, обывательские нравы оказывают влияние на человека, но это лишь усугубляющие факторы. Основная же причина опустошения героя - в нем самом, в его неспособности к сопротивлению, противостоянию.
Идеи и конфликты пьесы "Вишневый сад"В пьесе Чехов обобщает тему гибели дворянских гнезд, раскрывает обреченность дворянства и приход ему на смену новых общественных сил.
Россия прошлого, Россия вишневых садов с их элегической красотой представлена образами Раневской и Гаева. Это осколки поместного дворянства. Они нерешительны, не приспособлены к жизни, пассивны. Единственное, что они могут, - это произносить напыщенные, как Гаев, речи к старому шкафу или лепетать, как Раневская, сентиментальное: "Шкапик мой родной!", "Детская, милая моя, прекрасная комната!" Они продолжают жить идеями и представлениями прошлого и, любя свое имение, ничего не делают, чтобы спасти его, хотя Лопахин дает им дельный совет. Это люди ушедшего времени, безалаберные (Гаев состояние на леденцах проел, Раневская растратила на недостойного человека), неглубокие, не приносящие никому ни добра, ни зла. Они безропотно подчиняются ходу истории.
На смену хозяевам дворянских гнезд приходят практичные и энергичные Лопахины. У них другие этические понятия. То, что Раневской и Гаеву кажется хамством (разбить вишневый сад на дачные участки и сдавать), для него не более чем требование жизни.
Между бывшими и новым хозяевами вишневого сада нет личного конфликта. Напротив, Лопахин искренне привязан к Раневской: "...вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я... люблю вас, как родную... больше, чем родную". Но объективно, как представители разных классов, они вступают в исторической конфликт. Лопахин показан Чеховым как человек, стремящийся к знаниям, чувствующий красоту, у него "тонкая, нежная душа". Как личность он тоньше и человечнее, чем роль, которая отведена ему исторически. Эта роль характеризуется словами Пети Трофимова: "Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен". Лопахин - лишь звено в исторической цепи развития. Его дед и отец были крепостными
Раневской, он становится хозяином вишневого сада- в этом чувствуется даже какая-то справедливость.
Лопахин сам понимает, что и ему на смену придут новые люди. Он мечтает о конце "нескладной и несчастливой жизни". Возможно, вестниками нового, прекрасного будущего являются Петя Трофимов и Аня - дочь Раневской. Петя Трофимов - "облезлый барин", "недотепа", "вечный студент" - воплотил черты интеллигента-разночинца, своим трудом мечтающего преобразить Россию.
Трофимов и Аня выражают предчувствие грядущих перемен. "Вся Россия - наш сад", - говорит Петя Трофимов. При всей неопределенности будущего Чехов уверен в том, что оно принадлежит молодому поколению.
В пьесе образ вишневого сада имеет символическое значение: это и элегическое прошлое дворянства, и целесообразно- практическое настоящее буржуазии, и радостное, но неопределенное будущее молодого поколения.

Приложенные файлы

  • docx 14662955
    Размер файла: 80 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий