Лит-ра


Планы семинарско-практических занятий по курсу
«Детская литература»
Занятие № 1: Детское устное народное творчество
1. Охарактеризовать основные жанры «материнской» поэзии (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и т.д.).
2. Как Вы думаете, почему лиса испугалась именно петуха, хотя этот персонаж явно уступает в физической силе собакам, медведю, быку? Почему собаки, бык, медведь испугались лисы, хотя ее угроза, в «реальной» системе координат, выглядит смехотворной (сказка «Лиса, заяц и петух»)?
3. В чем «ахиллесова пятка» у Колобка (сказка «Колобок»)?
4. Как Вы думаете, у кого сердце из снега, у Снегурочки или у ее «родителей», подруг (сказка «Снегурочка»)?
5. В чем мораль сказки «Гуси»?
6. Почему Иван-Царевич обрел Василису Прекрасную и почему ее потерял? Какую роль в сюжете сказки играет отец Ивана-Царевича? (сказка «Царевна-лягушка»)?
7. Сопоставьте систему персонажей в сказках «Гуси» и «Царевна-лягушка»: назовите их функции.
Занятие № 2: Творчество И. А. Крылова для детей
1. Биография и творческий путь И. А. Крылова.
2. Определите смысл крылатых выражений, восходящих к басням И. А. Крылова: Тришкин кафтан, Демьянова уха, Ай, Моська, знать, она сильна…
3. Назовите темы басен И. А. Крылова «Волк и ягненок», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица».
4. Сформулируйте мораль басен «Лисица и виноград», «Ворона и лисица».
5. Подготовить выразительное чтение указанных текстов. Выучить басню «Квартет» наизусть.
Занятие № 3: Творчество В. А. Жуковского для детей
1. Биография и творческий путь В. А. Жуковского.
2. Подготовить индивидуальное сообщение на тему: «Лесной царь» Гете и одноименная баллада В. А. Жуковского в интерпретации М. И. Цветаевой (статья «Два Лесных царя»).
3. Символика в балладе В. А. Жуковского «Светлана».
4. Образы и мотивы в стихотворениях В. А. Жуковского «Мальчик-с-пальчик», «Птичка», «Котик и козлик».
5. Сопоставьте сказку Ш. Перро «Спящая красавица» (в неадаптированной версии!) с одноименной сказкой В. А. Жуковского. Укажите и объясните различия в интерпретации русским поэтом сюжета французской сказки.
Занятие № 4: Сказки А. С. Пушкина
1. Биография и творческий путь А.С. Пушкина.
2. Охарактеризуйте систему персонажей в сказке А. С. Пушкина о царе Салтане («СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»).
3. Тема добра и зла в сказке А. С. Пушкина о мертвой царевне («СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»).
4. Нравственно-этический конфликт в сказках А. С. Пушкина о рыбаке и о золотом петушке («СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ», «СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ»).
Литература:
Зуева Т. В. Сказки А. С. Пушкина. М., 1989
Занятие № 5: Творчество Э.Т.А. Гофмана и А. Погорельского для детей
1. Биография и творческий путь Э.Т.А. Гофмана и А. Погорельского.
2. Охарактеризуйте принцип «двоемирия» как ведущий идейно-композиционный прием в сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Укажите на мотивировку сказочного происшествия, произошедшего с Мари Штальбаум.
3. Охарактеризуйте принцип «двоемирия» как ведущий идейно-композиционный прием в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Укажите на мотивировку сказочного происшествия, произошедшего с Алешей, главным героем сказки Погорельского:
– роль чтения в его воспитании;
– внешние обстоятельства, способствовавшие формированию его характера;
– природная предрасположенность Алеши к сказочным метаморфозам в его судьбе, ближайшем окружении и быту.
Занятие № 6: Творчество Л. Н. Толстого для детей
1. Биография и творческий путь Л. Н. Толстого
2. Идейно-нравственное содержание повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»:
– почему Жилин попал в плен?
– охарактеризуйте отношение Жилина к Костылину в плену;
– охарактеризуйте отношения Жилина и Дины;
– подытожьте Ваши наблюдения: почему Жилину удалось бежать? В чем проявилась нравственная сила русских в беде?
3. Найдите правого и виноватого в сказке Л. Н. Толстого «Три медведя».
4. Кто умнее в были Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», люди или пожарная собака?
5. Почему автор с симпатией относится к своему герою Филипку (быль «Филипок»)?
Занятие № 7: Творчество С. Т. Аксакова для детей
1. Биография и творческий путь С. Т. Аксакова.
2. Символическое значение в названии сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
3. Какую роль в сюжете сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» играют отец главной героини, ее сестры? Почему последние не были наказаны?
4. Прочитайте эпизод посещения Багровыми поместья Дурасова (глава «Летняя поездка в Чурасово» в повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»). Оцените поведение Сережи Багрова в данном эпизоде:
– как Вы думаете, какое возражение хотел высказать Сережа в ответ на упреки его матери по поводу его нетактичного поведения?
5. Прием «остранения», наиболее известный по творчеству Л. Н. Толстого, состоит в том, что вещь не называется писателем своим именем, а описывается, как в первый раз увиденная, а случай – как в первый раз произошедший. Приведите в упомянутом эпизоде посещения поместья Дурасова пример «остранения». Назовите его функцию.
6. Сопоставьте образы Дурасова (повесть С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука») и Тараса Скотинина (комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»).
Занятие № 8: Творчество К. И. Чуковского для детей
1. Биография и творческий путь К. И. Чуковского.
2. К. И. Чуковский утверждал, что для его «Тараканища» требуется 28 рисунков (по числу зрительных образов), для «Мойдодыра» – 23. Проиллюстрируйте данное утверждения писателя собственными рисунками.
3. К. И. Чуковский писал: «Вырабатывая форму «Крокодила» (1916), я пытался всячески разнообразить фактуру стиха в соответствии с теми эмоциями, которые этот стих выражает: от хорея переходил к дактилю, от двухстопных стихов – к шестистопным». Проиллюстрируйте данное утверждение писателя, проанализировав стиховую форму его «Крокодила».
4. Проанализируйте звукопись и размеры в стихотворении К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Подготовьте выразительное чтение данного стихотворения.
5. Прочитайте главу II книги К. И. Чуковского «От двух до пяти» и ответьте на следующие вопросы:
– с помощью каких критериев писатель оценил качество стихов, вошедших в окончательный вариант таких его стихотворений, как «Айболит», «Мойдодыр»?
– на каких произведениях К. И. Чуковский воспитывал свой вкус?
Занятие № 9: Творчество С. Я. Маршака для детей
1. Биография и творческий путь С. Я. Маршака.
2. Общая характеристика драматических произведений С. Я. Маршака для детей («Кошкин дом», «Теремок»).
3. Юмор и сатира в поэзии С. Я. Маршака для детей («Багаж», «Почта», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер»). Подготовить выразительное чтение данных стихотворений.
4. Английская поэзия для детей в переводах С. Я. Маршака («Баллада о королевском бутерброде», «Шалтай-Болтай»). Подготовить выразительное чтение данных стихотворений.
Занятие № 10: Творчество А. П. Гайдара для детей
1. Биография и творческий путь А. П. Гайдара.
2. Основные мотивы в рассказе А. П. Гайдара «Поход».
3. Идейное содержание сказки А.П. Гайдара «Горячий камень».
4. Система персонажей в повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда».
Занятие № 11: Повесть М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
1. Биография и творческий путь М. М. Пришвина.
2. Символика заглавия повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
3. Эволюция героев в повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
4. Образ болота в повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Занятие № 12: Творчество С. В. Михалкова для детей
1. Биография и творческий путь С. В. Михалкова.
2. Рассмотрите гиперболу как конструктивный прием в стихотворении С. В. Михалкова «Дядя Степа» (1935).
3. Рассмотрите прием абсурда как конструктивный прием в стихотворении С. В. Михалкова «Фома» (1935). Подготовьте выразительное чтение данного стихотворения.
4. Рассмотрите предмет разговора героев в стихотворении С. В. Михалкова «А что у вас» (1935). Отметьте в их разговоре переход от словесной игры к серьезным темам.
5. Юмор в стихотворении С. В. Михалкова «Прививка» (1958). Подготовить выразительное чтение данного стихотворения.
6. Тема сказки С. В. Михалкова «Три поросенка».
Занятие № 13: Рассказы К. Г. Паустовского «Теплый хлеб», «Стальное колечко»
1. Биография и творческий путь К. Г. Паустовского.
2. Прочитайте рассказ К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Почему рассказ имеет такое заглавие? Рассмотрите мотивы «волшебства», «обыкновенного чуда» в рассказе: сбылось ли предсказание веселого бойца? Почему выздоровел дед Кузьма? как относится автор к мировосприятию Варюши? Опишите приход весны: укажите, какие чувства затрагивают авторские описания весны.
3. Прочитайте рассказ К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Почему рассказ имеет такое заглавие? Перечислите причины изменения ситуации к лучшему. 4. Как Вы думаете, какую причину автор считает наиболее правдоподобной?
Попробуйте определить символическое значение образов стального колечка и теплого хлеба в рассматриваемых рассказах К. Г. Паустовского.
Занятие № 14: Художественно-познавательная литература 1920-1930-х годов (Б. С. Житков, В. В. Бианки, Е. И. Чарушин)
1. Биография и творческий путь Б. С. Житкова, В. В. Бианки, Е. И. Чарушина.
2. Прочитайте рассказы Б. С. Житкова «Охотник и собаки», «Как слон спас хозяина от тигра». Кто, по Б. С. Житкову, умнее: люди или животные? Обоснуйте Ваше мнение. Сопоставьте подход Б. С. Житкова с идеей были Л. Н. Толстого «Пожарные собаки». Как, по Б. С. Житкову, следует относиться к животным?
3. Прочитайте рассказ В. В. Бианки «Приключения Муравьишки». Опишите приключения главного героя этого рассказа. Какие насекомые ему помогали? Опишите их и подберите соответствующий иллюстративный материал.
4. Прочитайте рассказы Е. И. Чарушина «Волчишко», «Медвежонок», «Что за зверь?», «Большие и маленькие». Ответьте на следующие вопросы:
– опишите характер волчишки. Почему он ушел от человека?
– все ли медвежата одинаковые? Какой медвежонок приглянулся автору? Как Вы думаете, почему он захотел его приобрести для себя? («Медвежонок»).
– как Катя узнала, что за зверек гулял перед ее домом? Опишите пойманного зверька (портрет, повадки, вкусы) («Что за зверь?»).
– опишите повадки зайчат, рысят, медвежат («Большие и маленькие»).
– с какой попытки Никите удалось «научить» воробья летать? В чем парадокс поведения мальчика и почему все-таки он добился успеха в своем намерении? («Воробей»).
Занятие № 15: Историческая и природоведческая литература 1960-1980-х годов (С. П. Алексеев, Н. И. Сладков)
1. Биография и творческий путь С. П. Алексеева и Н. И. Сладкова
2. Прочитайте «Рассказы о Суворове и русских солдатах» С. П. Алексеева. Какие качества А. В. Суворова писатель отмечает как наиболее характерные? Приведите примеры из текста. Почему русская армия взяла Измаил? Как А. В. Суворов относился к людям, животным («Измаил», «Мишка»)?
3. Прочитайте рассказы Н. И Сладкова «Вежливая галка», «В подводном лесу», «Линь», «Рыбята», «Плотва», «Ерш». Как Вы думаете, можно ли назвать ведущий художественный прием, употребленный писателем в этих рассказах, антропоморфизацией? Где у Н. И. Сладкова проходит граница в изображении животного мира и мира человеческого? Сопоставьте подходы Н. И. Сладкова и В. В. Бианки в изображении животных. В какой мере эти подходы вписываются в традиции русской анималистической прозы (Л. Н. Толстой, Б. С. Житков)?
Занятие № 16: Сказки Г.-Х. Андерсена
1. Биография и творческий путь Г.-Х. Андерсена.
2. Прочитайте сказку Андерсена «Принцесса на горошине». По какому признаку героиню сказки признали принцессой? Как относится автор к подобному подходу? Каких людей и в каком контексте Вы бы назвали именем героини этой сказки Андерсена?
3. Прочитайте сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Почему главного героя этой сказки можно охарактеризовать как высокого трагического героя? Как соотносится в этой сказке Андерсена мир бытовой и мир метафизический (высоких страстей, благородных чувств)? Сравните подход Андерсена к проблеме изображения «двоемирия» с подходом Э. Т. А. Гофмана. На каких общих принципах основывается творчество этих художников? Чему учит эта сказка Андерсена?
4. Прочитайте сказку Андерсена «Дюймовочка». Опишите приключения Дюймовочки. Какие качества характера помогли героине выйти из всех трудностей и обрести счастье?
5. Прочитайте сказку Андерсена «Гадкий утенок». Опишите приключения Гадкого утенка. Почему никто из встречавшихся с Гадким утенком не мог с ним подружиться? Кто в этом виноват: гадкий утенок либо его окружающие? Попробуйте раскрыть иносказательный смысл сказки: как нужно, по Андерсену, жить, чтобы превратиться в конце концов в прекрасного лебедя?
Занятие № 17: Сказки Ш. Перро
1. Биография и творческий путь Ш. Перро.
2. Прочитайте сказку Ш. Перро «Красная шапочка». Почему волку удалось обмануть главную героиню, и чем обусловлен счастливый финал сказки?
3. Прочитайте сказку Ш. Перро «Кот в сапогах». Опишите приключения главного героя сказки. Как коту удалось «ввести» своего хозяина в высшее общество?
4. Прочитайте сказку Ш. Перро «Золушка». Почему героиня носит такое имя? Охарактеризуйте ее. Какие трудности стояли перед Золушкой в поисках счастья? Как она их преодолела? Сопоставьте ее поведение с поведением Дюймовочки. Почему тетушка не смогла предоставить Золушке сразу все блага, хотя была волшебницей? Как ответ на этот вопрос связан с темой любви в сказке?
5. Прочитайте сказку Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». В чем заключается ум главного героя этой сказки? Сопоставьте героя Перро с героем одноименного стихотворения В. А. Жуковского. Какие качества в характере героев акцентируют французский и русский писатели? Какой из героев Вам кажется более симпатичным? Почему?
6. Прочитайте сказку Ш. Перро «Рикке-хохолок». В чем заключается ум главного героя этой сказки? Как с этим качеством связан секрет его преображения в красавца в глазах невесты?

Приложенные файлы

  • docx 14662981
    Размер файла: 20 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий