Тропы и стилистические фигуры (с упражнениями)

Из образительно-выразительные средства языка Глава 1 Тропы В различных языковых стилях, особенно в художественной литературе, в публицистике, в разговорной реч и, широко используются особые средства языка, усиливающие действенност ь высказывания благодаря тому, что к чисто логическому его содержанию до бавляются различные экспрессивно-эмоциональные оттенки. Усиление выра зительности речи достигается различными средствами, но в первую очеред ь использованием тропов. Троп - это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в перено сном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам в каком-либо отношении близкими. 1. Эпитет Эпитет - это слово, определяющее предмет или действие и подче ркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Стилистическ ая функция эпитета заключается в его художественной выразительности. О собенно удачно выполняют функцию эпитетов прилагательные и причастия благодаря присущему им смысловому богатству и разнообразию. Например, в предложении А волны моря с печальным ревом о камень бились (М.Г.) прилагательное печальный определяет существительное рев благодаря употребелнию в переносном значе нии. Такую же роль играет наречие в предложении Между тучам и и морем гордо реет Буревестник ( М.Г.) или существительное-приложение в предложении Мороз- воевода дозором обходит владенья свои (Н.). Упражнение №1 Укажите эпитеты и определите их стилистическую функцию в д анном предложении. 1. Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде нев ежества убийственный позор. (П.) 2. К ним, если приедет какой-нибудь гусь-помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную. (Г.) 3. На берег большими шагами он смело и прямо идет, соратников громко он кли чет и маршалов грозно зовет. (Л.) 4. Словно сам охваченный дремой, старик-океан будто притих. (Стан.) 5. Его особенно смутили детские гневные слова Ольги. (М.Г.) 6. Петроград жил в эти январские ночи нарпяженно, взволнованно, злобно, беш ено. (А.Т.) 7. Снова поднималась страшная с детских лет тень Милославского. (А.Т.) 8. В атаку стальными рядами мы поступью твердой идем. (Сурк.) 9. Пусть ветер железного мщенья насильника в бездну сметет. (Ис.) 10. А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. (Л. - К.) 2. Сравнение Сравнение - это сопоставление двух явлений, с тем чтобы поясн ить одно из них с помощью другого. "Сравнение - одно из естественнейших и д ействительнейших средств для описания", - указывал Л.Н. Толстой. Стилистич еская функция сравнения проявляется в художественной выразительности , которую оно придает тексту. Нарпимер, в предложении Дредно ут боролся, будто живое существо, еще более вел ичественный среди ревущего моря и громовых взрывов (А.Т.) не т олько сопоставляются дредноут и живое существо, не просто поясняется, ка к боролся дредноут, но создается художественный образ. Сравнения выражаются различными способами: 1) формой творительного падежа: Снежная пыль ст олбом стоит в воздухе (Горб.); 2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русска я, суглинистая, жесткая земля (Сурк.); 3) оборотами с различными союзами: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Л.); Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Т.); 4) лексически - с помощью слов подобный, похожий и т.п.: Ее любовь к сыну была подобна безумию (М.Г.). Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления сближаются по каком у-то общему у них признаку, используются сравнения развернутые, в которы х сопоставляются многие схожие черты: ... Чичиков все еще стоя л неподвижно на одном и том же месте, как человек, который весело вышел на улицу с тем, чтобы прогуляться, с глазами, расположенными глядеть на все, и вдруг неподвижно остановился, вспомнив, что он позабыл что-то, и уж тогда глупее ничего не может быть такого человека: вмиг беззаботное выражение слетает с лица его; он силится припомнить, что позабыл он, не платок ли, но п латок в кармане, не деньги ли, но деньги тоже в кармане; все, кажется, при нем , а между тем какой-то неведомый дух шепчет ему в уши, что он позабыл что-то (Г.). Упражнение 2 Укажите в данных текстах сравнения и определите, какими способами они в ыражены. 1. Он бежал быстрее, чем лошадь. (П.) 2. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Тютч.) 3. И старый кот Васька был к нему, кажется, ласковее, нежели к кому-нибудь в д оме. (Гонч.) 4. Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как см ола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, к ак весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. (Бел.) 5. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (Л.) 6. Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит. (Н.) 7. Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы. (Н.) 8. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и тучи слыш ат радость в смелом крике птицы. (М.Г.) 9. Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (Сер.) 10. На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются оче ртания стен и башен. (А.Т.) 11. Ребята наши таяли как свечки. (Ф.) 3. Метафора Метафора - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов либо явлений в ка ком-либо отношении. Например, в предложении Смирились вы, мо ей весны высокопарные мечтанья (П .) слово весна метафорически употреблено в знач ении "юность". Метафора - одна из наиболее распространенных разновидност ей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть ос новано на самых различных чертах. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравни вается, и то, с чем сравнивается, метафора одночленна, т.е. содержит только то, с чем сравнивается. Подобно сравнению, метафора может быть простой и развернутой, построенн ой на различных ассоциациях по сходству: Вот охватывает вет ер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбив ая в пыль и брызги изумрудные громады (М.Г.). Упражнение 3 Укажите в данных текстах метафоры. Определите, на чем основано метафорич еское употребление слов. 1. Зак а тилось солнце русской поэзии. (Ж.; о Пушкине) 2. Горит восток зарею новой. (П.) 3. Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток. (П.) 4. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. (П.) 5. Над садами высоко и медленно плавал коршун. (Гонч.) 6. Все в нем дышало счастливою веселостью здоровья, дышало молодостью. (Т.) 7. Приручением животных люди занимались только на заре человеческой куль туры. (Пришв.) 8. Гуляет ветер, порхает снег. (Бл.) 9. Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту . (М.) 10. Тихо дремлет река. (Ес.) Упражнение 4 Найдите эпитеты, сравнения и метафоры в "Песне о Буревестнике" М. Горького. 4. Метонимия Метонимия - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Связь эта может быть: 1) между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел (Кр); 2) между автором и его произведением:... Белинского и Гоголя с базара понесет (Н.); 3) между действием и орудием этого действия: Их сёла и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (П.); 4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Н е то на серебре - на золоте едал (Гр.); 5) между местом и людьми, находящимися на этом месте: Все поле охнуло (П.). Упражнение 5 Укажите, на чем основана метонимия в данных текстах. 1. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (Кр.) 2. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (П.) 3. Здесь барство дикое без чувства, без закона присвоило себе насильствен ной лозой и труд, и собственность, и время земледельца. (П.) 4. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (П.) 5. Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам. (П.) 6. Но тих был наш бивак открытый. (Л.) 7. Плачь, русская земля! Но и гордись. (Н.) 8. Перо его местию дышит. (А.К.Т.) 9. А в двери - бушлаты, шинели, тулупы. (М.) 10. Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь. (Ис.). 5. Синекдоха Синекдоха - это разновидность метонимии, основанная на пере несении значения с одного явления на другое по признаку количественног о отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется: 1) единственное число вместо множественного: Все спит - и человек, и зверь, и птица (Г.); 2) множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (П.); 3) часть вместо целого: " Имеете ли вы в чём-нибудь нужду?" - "В крыше для моего семейства" (Герц.); 4) родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило (М.; вместо солнце); 5) видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку (Г.; вместо деньги). Упражнение 6 Составьте предложения, в которых используйте синекдохи в различных зна чениях. 6. Гипербола и литота Гипербола - это образное выражение, содержащее непомерное п реувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: В сто сорок солнц закат пылал (М.). Литота - это выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, сил ы, значения и т.д. какого-либо явления: Ниже тоненькой былино чки надо голову клонить (Н.). Другое значение литоты - определение какого-либо понятия или предмета п утем отрицания противоположного (ср.: неплохо сказано - хоро шо сказано) : Не дорого ценю я громк ие слова, от коих не одна кружится голова (П.). Пример одновременного использования гиперболы и литоты: Д ивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не може т пропустить ; другой имеет рот ве личиною в арку Главного штаба , но, увы, должен довольствоват ься каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Г.). 7. Ирония Ирония - это употребление слова или выражения в смысле, обрат ном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умна я , бредешь ты, голова? (Кр.) - обращение к ослу. 8. Аллегория Аллегория - это иносказательное изображение отвлеченного п онятия с помощью конкретного жизненного образа. Аллегория часто исполь зуется в сказках и баснях, где носителями свойств людей выступают животн ые, предметы, явления природы. Нарпимер, хитрость показывается в образе л исы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т.д. Упражнение 8 На примере нескольких басен И.А. Крылова покажите использование аллегор ии. 9. Олицетворение Олицетворение - это перенесение свойств человека на неодуш евленные предметы и отвлеченные понятия: Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавленное злодейство , и руку будет мне лизать , и в очи с мотреть , в них знак моей читая воли (П.); Утешится безмолвная печаль , и резвая задумается радость (П.). 10. Перифраза Перифраза (или перифраз) - это оборот, состоящий в замене назв ания предмета либо явления описанием их существенных признаков или ука занием на их характерные черты: автор "Героя нашего времени" (вместо М.Ю. Лермонтов ); царь зверей (вместо лев ). Ср. у А.С. Пуш кина: творец Макбета (Шекспир); пев ец Литвы (Мицкевич); певец Гяура и Жуана (Байрон). Упражнение 9 Составьте несколько перифраз, заменяя ими: 1) фамилии писателей, ученых, об щественных деятелей; 2) названия животных; 3) названия растений; 4) географич еские названия. Глава 2 Стилистические фигуры Богатая синонимия словосоч етаний или некоторых типов простого предложения, вариантные формы в пре делах отдельных частей речи или связей слов в предложении, параллелизм с интаксических кон с трукций - все это создает условия для широкого стилистического выбора языковых средств. Напомним также р азличные нарушения замкнутости предложения, используемые в стилистиче ских целях: смещение конструкции, вставные конструкции, присоединитель ные конструкции. Сюда же относится перерыв речи, вызванный внутренним со стоянием говорящего: Друг Моцарт, эти слезы... не замечай их (П.). Экспрессивную роль играет повторение одинаковых слов в предложении. Ср. также повторение слов для подчеркивания следующей дальше придаточной части сложноподчиненного предложения: Я знала очень хорош о, что это был муж мой , не какой-нибудь новый, неи звестный человек, а хороший человек - муж мой , к оторого я знала, как самоё себя (Л.Т.). Особую выразительность содержат в себе периодическая речь, несобствен но-прямая речь и т.д. Но, помимо всего этого, для усиления образно-выразительной функции речи используются ососбые синтаксические построения - так называемые стили стические (или риторические) фигуры. 11. Анафора и эпифора Анафора - это повторение отдельных слов или оборотов в начал е отрывков, из которых состоит высказывание. Повторяться могут одинаков ые слова (лексическая анафора ): Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... (Л.) или однотипные синтаксические конструкции (синтаксическая анафора): Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей (Св.). Эпифора - это повторение слов или выражений в конце смежных предложений или отрывков: Мне бы хотелось знать, отчего я т итулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? (Г.). 12. Параллелизм Параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение сос едних предложений или отрезков речи Молодым везде у нас дор ога, старикам везде у нас почет (Л. - К.). Примером параллелизма м ожет служить известное ст и хотворение М.Ю. Лермонтов а "Когда волнуется желтеющая нива...": Когда волнуется желтеющая нива И свежий след шумит при звуке ветерка (...) Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой (...) Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон (...). Упражнение 10 Составьте небольшой текст, в котором используйте одну из фи гур повторения (параллелизм, анафору или эпифору). 13. Антитеза и оксюморон Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительност и речи резко противопоставляются противоположные понятия: Где стол был яств, там гроб стоит (Держ.). Часто антитеза с троится на антонимах: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (П осл.). Оксюморон (греч. остроумно-глупое) - это стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключа ющих одно другое: горькая радость; звонкая тишина; красноре чивое молчание; "Живой труп" (Л.Т.); "Оптимистическ ая трагедия" (Вишн.). Упражнение 11 Вспомните 10 пословиц, построенных по принципу антитезы. 14. Градация Градация - это стилистическая фигура, состоящая в таком расп оложении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (р еже - уменьшающееся) значение, благодаря чему создается нарастание (реже - ослабление) производимого ими впечатления. Градация может быть восходящей: Осенью ковыльные степи сов ершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Акс.); Приеха в домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, д ушные, скучные комнаты (Ч.) или нисходящей: Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану , Ни крупицы не прощу врагам (Берг.). 15. Инверсия Инверсия - это расположение членов предложения в особом пор ядке (нарушающем обычный, так называемый прямой порядок) с целью усилить выразительность речи. Однако не всякий обратный порядок слов является и нверсией. Об инверсии можно говорить только тогда, когда при ее использо вании ставится стилистическая задача - повышение экспрессивности речи: С ужасом думала я , к чему всё это в едет! И с отчаянием признавала в ласть его над моей душою (П.); Вывели лошадей. Не понравились они мне (Т.); Ведь он друг был м не (Л.Т.); Руку мне под ал на прощанье (Ч.); Обеды задавал он отличные (Т.); Изумительный наш народ ! (Эр.); Душа к высокому тянется (Пан.). Инверсия усиливает смысловую нагрузку членов предложения и переводит высказывание из нейтрального плана в план экспрессивно-эмоциональный. Упражнение12 Найдите в рассказах современных писателей примеры использ ования инверсии. 16. Эллипсис Эллипсис - это стилистическая фигура, заключающаяся в пропу ске какого-либо подразумеваемого члена предложения: Мы сёл а - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги (Ж.); В место хлеба - камень, вместо поучения - колотушка (С. - Щ.); Мужики - за топоры (А. Т.); Офицер из пи столета, Тёркин - в мягкое штыком (Тв.). Использование эллипсис а придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художествен ную выразительность. 17. Умолчание Умолчание - это оборот речи, заключающийся в том, что автор со знательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю/слушателю с амому догадываться о невысказанном: Нет, я хотел... быть может , вы... я думал, что уж барону время умереть (П.); Что п одумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновен ия в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо (Т.). 18. Риторическое обращение Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоя щая в подчеркнутом обращении к кому - или чему-либо для усиления выразите льности речи: Цветы , любовь , деревня , праздност ь , поле ! Я предан вам душой (П.); О ты , чьих писем много, много в мо ем портфеле берегу! (Н.); Тише, орато ры ! Ваше слово, товарищ маузер (М.). Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, с колько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать е го характеристику, усилить выразительность речи. Упражнение 13 Найдите в стихотворении А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, В. Маяковс кого риторические обращения. 19. Риторический вопрос Риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привл ечь внимание читателя/слушателя к тому или иному явлению: З наете ли вы украинскую ночь? (Г.); Иль нам с Европо й спорить ново? Иль русский от побед отвык? (П.). 20. Многосоюзие и бессоюзие Многосоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намере нном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационн ого подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, частей слож носочиненного предложения, а также для усиления выразительности речи: Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широк ий Днепр (Г.); Перед глазами ходил океан, и колыхался, и греме л, и сверкал, и угаса л, и светился, и уход ил куда-то в бесконечность (Кор.). Бессоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске с оединительных союзов между членами предложения или между частями слож ного предложения. Отсутствие союзов придает высказыванию динамичность , усливает впечатление от описания общей картины: Швед, русс кий - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, р жанье, стон... (П.). Бессоюзное перечисление предметных названий может быть использовано д ля передачи быстрой смены картин: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, бульвары, башни... (П.).

Приложенные файлы

  • rtf 14692383
    Размер файла: 85 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий