Презентация Педагогическая деятельность и взгля..


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Педагогическая деятельность и взгляды В.Г.Белинского Злобина А.А гр.ПД-202 Педагогическая Деятельность Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической. Взрослое поколение граждан всегда стремится передать младшему поколению накопленный духовный и практический опыт человечества – культуру, чтобы общество могло сохраняться и развиваться. Поэтому человек, владеющий культурой, является одной из главных целей общества. Для достижения такой цели в обществе организуется специальная деятельность – педагогическая. Но передать всю культуру посредством педагогической деятельности невозможно. Для этой деятельности отбирается необходимая и обязательная для овладения часть культуры, представляющая некоторую совокупность духовного и практического опыта в форме знаний и умений пользоваться ими, в форме высших нравственных качеств. Человек, владеющий этой частью культуры, и является целью педагогической деятельности. Результатом завершенной педагогической деятельности должен стать человек, овладевший данной частью культуры.Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели. Средства, при помощи которых осуществляется педагогическая деятельность, представляют собой, прежде всего, природные свойства и качества, принадлежащие человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность осознавать, понимать, пользоваться знанием и умением); а также вспомогательные средства: различного рода инструменты, в том числе книги, письменные принадлежности и т. п.Педагогическая деятельность осуществляется совокупностью действий, приводящих к результату, соответствующему цели. Эта совокупность представляет собой два вида педагогической деятельности: научная и практическая. Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности. Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению. В. Г. Белинский (1811‑1848) Основные сочиненияВзгляд на русскую литературу 1846 года (1847)Ответ «Москвитянину» (1847)Письмо к Гоголю (1847) В. Г. БелинскийГуманистический персонализм … Судьба субъекта, индивидуума, личностиважнее судеб всего мира. <…> Если бымне и удалось взлезть на верхнюю ступеньлестницы развития – я и там бы попросилвас отдать мне отчёт во всех жертвахусловий жизни и истории, <…> иначе я сверхней ступени бросаюсь вниз головой.Я не хочу счастья и даром, если не будуспокоен на счёт каждого из моих братьевпо крови. Говорят, что дисгармония естьусловие гармонии. Может быть, это оченьвыгодно и усладительно для меломанов,но уж, конечно, не для тех, кому сужденовыразить своей участью идею дисгармонии… В. Г. Белинский.Из письмак В. П. Боткину. Критика религии и церкви В. Г. Белинский.Из письмак Н. В. Гоголю. Россия видит своё спасение не в мистицизме,не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехахцивилизации, просвещения и гуманности.Ей нужны не проповеди (довольно она слышалаих!), не молитвы (довольно она твердила их!),а пробуждение в народе чувства человеческогодостоинства, столько веков потерянногов грязи и навозе, права и законы, сообразныене с учением церкви, а с здравым смыслом исправедливостью, и строгое, по возможности,их выполнение. А вместо этого она представляетсобой ужасное зрелище страны, <…> где нетне только никаких гарантий для личности, честии собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорацииразных служебных воров и грабителей. Критика славянофильства В. Г. Белинский.Взгляд на русскуюлитературу1846 года. Существование и важность этой литературнойкотерии чисто отрицательные… Положительнаясторона их доктрин заключается в каких-тотуманных, мистических предчувствияхпобеды Востока над Западом, которыхнесостоятельность обнаруживается фактамидействительности, всеми вместе и каждымпорознь. Но отрицательная сторона их учениягораздо более заслуживает внимания,не в том, что она говорит против гниющегобудто бы Запада (Запада славянофилырешительно не понимают, потому чтомерят его на восточный аршин), но в том,что они говорят против русского европеизма;а об этом они говорят много дельного. Педагогические взгляды В. Г. Белинского. Виссарион Григорьевич Белинский , выдающийся революционер-демократ, отразил в своих произведениях протест против крепостного права, защищал интересы крестьянства В 40-е годы XIX века он перешел от революционного просветительства к революционному демократизму, горячо отстаивал принципы материалистической философии, высказывал диалектические взгляды на развитие мира. Он указывал на существование теснейшей связи между церковью и общественным устройством, основанным на неравенстве, деспотизме, притеснении народа. «Церковь,— писал он,— явилась иерархией, стало быть, поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницей братства между людьми,— чем продолжает быть и до сих пор». Атеистические взгляды В. Г. Белинского нашли яркое выражение в его знаменитом письме к Н. В. Гоголю, которое В.И. Ленин считал одним из лучших произведений демократической печати, сохранивших громадное значение до наших дней. Указав в этом письме, что «Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в поэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности», Белинский утверждал, что ее будущее зависит от коренных преобразований на основе разума и справедливости.Белинский разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания. И в то же время гениальный критик разоблачал реакционную сущность теории официальной народности, выступал против славянофильского преклонения перед консервативными устоями старинного русского быта. Он считал человечество дружной семьей народов, стремящейся к прогрессу, к лучшему общественному строю. О роли и сущности воспитания. В. Г. Белинский резко выступал против широко распространенных в его время утверждений, что природа человека предопределяет возможности его воспитания. Сословная принадлежность человека также не должна ограничивать его право на воспитание и образование.Признав вслед за А. Н. Радищевым, что «человек есть существо общественное», Белинский говорил: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В 40-х годах XIX века он пришел к заключению, что только социалистическое общество, в котором все люди будут равны, обеспечит возможность всестороннего развития и правильного воспитания человека. В. Г. Белинский высказывал прогрессивные педагогические взгляды на развитие ребенка и сущность воспитания. Он выступил против механистического представления о воспитании как о процессе, в ходе которого взрослые наполняют ребенка, как пустой сосуд, тем или иным содержанием. Указывая, что ребенок не вещь, не игрушка в руках воспитателя, Белинский подчеркивал, что демократическая педагогика с доверием относится к детям, что в каждом ребенке есть хорошие стороны. Искусство воспитания в том и состоит, чтобы их выявить, развить, сформировать. Цели воспитания В. Г. Белинский поставил перед воспитанием новые, прогрессивные задачи. «Первоначальное воспитание, — говорил он, — должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком». Воспитание развивает в ребенке такие качества и черты, которые должны иметь все люди вне зависимости от их социального положения, национальности, знатности, богатства. «Главная задача человека во всякой сфере деятельности, на всякой ступени в лестнице общественной иерархии,— говорит Белинский,— быть человеком».Нужно сделать русский язык и отечественную литературу важнейшими предметами обучения. Белинский призывал формировать у детей положительные качества, присущие русскому народу, — смелость, находчивость, стойкость духа, трудолюбие.Целью воспитания Белинский считал подготовку бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при котором не будет эксплуатации, угнетения и все люди станут равноправными гражданами своей свободной родины. Содержание и методы школьного воспитания. Физическое воспитание детей, говорил Белинский, имеет своей задачей охранять здоровье детей, развивать их физические силы, ловкость и гибкость путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Им также подчеркивалась необходимость соблюдения правил личной и общественной гигиены и усвоения естественнонаучных знаний о человеке. Физическое воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной связи с нравственным.Нравственное воспитание Белинский считал важнейшей стороной формирования человека — общественного деятеля. Необходимо, чтобы дети прежде всего полюбили добро. Белинский указывал, что главную роль в психической жизни детей раннего возраста играют эмоции. Поэтому нужно воздействовать прежде всего на чувства детей, а не на их сознание..Белинский при этом указывал, что надо учитывать уровень развития воспитанников. Он советовал воспитателям не пичкать детей морально-дидактическими рассуждениями, докучливыми разговорами о приличном поведении, которые, утверждал он, действуют слабо и развивают лицемерие. Большое значение в деле нравственного воспитания придавалось им развитию воли, выработке закаленного характера, которые необходимы для того, чтобы вести настойчивую борьбу со злом, отстаивать свои убеждения, не боясь трудностей и препятствий.Нравственное воспитание в старшем возрасте должно сочетаться с умственным образованием, перед которым стоят сложные и ответственные задачи. Умственное образование. «После 7 лет должно начаться систематическое образование дитяти, которое не может быть частным, специальным или исключительным». Оно должно быть тоже общечеловеческим, иметь в виду развитие всех умственных сил будущего человека, формирование у него мировоззрения и сознательных убеждений, стойкость в их защите. Он считал необходимым, чтобы учащиеся не только усвоили определенную сумму знаний, но и приобрели цельное научное мировоззрение, требовал ликвидировать разрыв между наукой и учебными предметами, между теорией и практикой. Белинский выступал против преподавания религии, за светское образование, повышение его уровня с учетом достижений отечественной науки. Важнейшими учебными предметами Белинский считал гуманитарные науки (родной язык, литературу, историю), помогающие нравственному воспитанию, «очеловечиванию» людей; Белинский проявлял большой интерес к внедрению в школы новой методики обучения, построенной на активности и самостоятельности детей, учитывающей их возрастные особенности и индивидуальные склонности. По его мнению, индуктивный путь есть основной путь обучения. «Переходить от анализа к синтезу, извлекать из примеров правила — самая полезная система преподавания». Белинский резко выступал против догматического обучения. Воспитание в семье Задача общечеловеческого воспитания, писал он, лежит не только на обществе, но и на семье и родителях. Семейное воспитание должно развивать в детях с малых лет общественные интересы и стремления, а для этого отношения взрослых и детей должны строиться на взаимном доверии. Привычное представление о родительской любви к детям Белинский считал неправильным. Родители должны любить в ребенке прежде всего будущего человека, и потому основой любви родителей к детям должна быть не любовь к себе, а любовь к истине и к человечеству. Взрослые должны развивать в ребенке все хорошее, поддерживать в нем его собственное стремление к совершенствованию. Белинский ратовал за искоренение семейного деспотизма, за введение такой дисциплины, которая основывалась бы на развитии в детях чувства долга и ответственности, решительно был против употребления наказаний, унижающих достоинство ребенка. Белинский вскрыл уродливый характер женского воспитания в крепостнической семье, писал, что девочкам с малых лет внушают извращенные представления о роли и месте женщины в обществе. Утверждая, что женщина «точно так же человек, как и мужчина», он считал, что следует давать мальчикам и девочкам равное образование.Он хотел, чтобы детские книги побуждали детей любить доброе и хорошее, воспитывали их не сентенциями и нравоучениями, а всем своим идейным содержанием. Детский писатель, по мнению Белинского, должен обладать передовыми убеждениями и высоким моральным обликом, любить детей, знать их возрастные особенности, владеть выразительной образной речью.Педагогические идеи Белинского сыграли огромную роль в общей борьбе прогрессивных сил России против крепостнического воспитания и школы муштры и зубрежки. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта: http://studzona.org.ua/referats/view/37791 Джуринский А. Н. История педагогики. – М. , 1999. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли); учеб. пособие. – М. , 2003.

Приложенные файлы

  • ppt 14697003
    Размер файла: 314 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий