тропы и фигуры речи

Изобразительно-выразительные средства языка.
Тропы (троп - употребление слова в переносном значении)

Перечень тропов
Значение термина
Пример

ГипЕрбола
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении
Глаза громадные, как прожекторы.
(В. Маяковский)

ГротЕск
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина

ИрОния
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
Откуда, умная, бредёшь ты, голова?
(И. Крылов)

ЛитОта
Средство художественного изо -бражения, основанное на преумень -шении (в противоположность гиперболе)
Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь)

Метафора, развёрнутая метафора
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин)
Какая- нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. Но рано или поздно мы осознаем этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильных масштабах.

Метафоричиский эпитет
Соединяет в себе признаки метафоры (перенос значения с одного понятия на другое на основании условного сходства) и эпитета (образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия).
Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого входят в человека, становясь мерилом прекрасного.

МетонИмия
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.
Когда же берег ада
Навек меня возьмёт,
Когда навек уснёт
Перо, моя отрада...
(А. Пушкин)

Олицетворе-
ние
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?
(Ф. Тютчев)

ПерифрАз (или перифраза)
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
Царь зверей (вместо лев)

СинЕкдоха
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении множественного; замена числа множеством; замена видового понятия родовым
Все флаги в гости будут к нам
(А. Пушкин);
Швед, русский колет, рубит, режет.
(А. Пушкин)

Сравнение
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов)

ЭпИтет
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства
Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин)


Фигуры речи
(Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении).

Фигура
Значение термина
Пример

АнАфора
(или
единоначатие)
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
Люблю тебя,
Петра творенье,
Люблю твой строгий,
стройный вид...
(А. Пушкин)





АнтитЕза
Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий; часто основана на употре-
блении антонимов.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
(Н. Некрасов)





ГрадАция
(постепенность) стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чув-
ства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей
значимости.
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
(С. Есенин)

ИнвЕрсия
Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении
общеграмматической последо- вательности речи.

Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.
(А. Пушкин)

Лексический
повтор
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить
В красной гвардии служить
Буйну голову сложить!
(А. Блок)

Экспрессив ный повтор
Усиление передаваемых чувств путем их повторения.
Не дай вам Бог узнать, что такое одинокая старость. Не дай Бог.

Ну что за шейка, что за глазки!

ОксЮморон
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом
«Мёртвые души», «Живой труп»

Риторический вопрос, восклицание, обращение
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов...
(М. Лермонтов)

Синтаксический параллелизм
Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов)

УмолчАние
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен. (М. Лермонтов)

Эллипсис
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу
Мы сёла в пепел, грады в прах,
В мечи серпы и плуги.
(В. Жуковский)



Звуковые средства выразительности
Средство
Значение термина
Пример

АллитерАция
Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков
Шипенье яеиистых бокалов
И пунша пламень голубой. (А. Пушкин)

АссонАнс
Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков
Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен... (А. Пушкин)

ЗвУкопись
Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.
Соловей: «То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался» (И. Крылов)

Звукопод- ражАние
Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.
Когда гремел мазурки гром...
(А. Пушкин)







Изобразительные возможности лексики

Термины
Значение
Примеры

Антонимы, контекстные антонимы
Слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы именно в контексте являются противоположными (см. пример). Вне контекста это теряется.
Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин)

Диалектизмы
Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности
Драники, шанежки, буряки

Жаргонизмы
Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек...
Голова арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...

Заимствованные слова
Слова, перенесённые из других языков
Парламент, сенат, депутат, консенсус

Книжная лексика
Слова, характерные для письменной речи и имеющие особую стилистическую окраску
Бессмертие, стимул, превалировать...

Неологизмы (новые слова)
Новые слова, возникающие для обозначения новых, только что возникших понятий. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы.
Прозаседавшиеся (В. Маяковский); стушеваться (Ф. Достоевский); мешочник, синхрофазотрон.

Окказионализмы
авторские неологизмы, созданные по необычным моделям
хилософия (М. Горький);
осенебри (А. Вознесенский);
стрекозёл (В. Маяковский)

Омонимы
Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения
Колено сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

Паронимы
Близкие по звучанию, но различные по значению слова.
Геройский героический, двойной двойственный, действенный действительный.

Просторечия
Слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубо- ватостью, сниженным характером.
Болван, вертихвостка, вихлять

Профессионализмы
Слова, употребляющиеся людьми одной профессии
Камбуз

Синонимы, контекстные синонимы
Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы именно в контексте являются близкими. Вне контекста это теряется
Желать хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать

Слова в переносном значении
В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное образное, стилистически окрашенное
Меч правосудия, море света

Термины
Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч.
Грамматика, хирургический, оптика

Устаревшие слова (архаизмы)
Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия.
Изрядный отличный, рачительный заботливый, чужестранец иностранец

Фразеологизмы
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц
Кривить душой лицемерить,
бить баклуши бездельничать,
на скорую руку быстро.

Экспрессивная разговорная лексика
Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные
Грязнуля, крикун, бородач


Изобразительные возможности морфологии
1. Экспрессивное использование категории падежа, рода, одушевлённости и пр.
Например:
Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий)
Мы отдыхаем в Сочах. Сколько Плюшкиных развелось!
2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола. Например:
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин».
Ох и обрадовался я!
3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.
Например:
Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я получил неприятное сообщение.
Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.
4. Использование междометий, звукоподражательных слов.
Например:
Вот ближе! Скачут. ..и на двор
Евгений!«Ах!» и легче тени
Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин)
Изобразительные возможности синтаксиса
1. Ряды однородных членов предложения.
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев)
2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами.
Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт)
Ты жива еще, моя старушка ?(С Есенин) Тучки небесные, вечные странники!(М. Лермонтов)
3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.). Так, при использовании бессоюзия (при намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного) возникает эффект динамичности, стремительности, насыщенности картины.
Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт)
Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон... (А. Пушкин)
Многосоюзие (намеренное использование одного и того же союза) позволяет выделить (логически и интонационно) соединяемые ими члены предложения и усилить выразительность речи. Повторяющиеся союзы подчеркивают незаконченность ряда, выражают значение усиления:
Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А. Пушкин)
4. Диалогичность изложения.
Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...
Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин)
5. Парцелляция стилистический приём расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.
Например:
Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
15

Приложенные файлы

  • doc 14698794
    Размер файла: 96 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий