ЗОЛОТНИЦКИЙ Николай Иванович


HYPERLINK "http://marihistory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=498:2011-04-17-16-06-14&catid=49:2011-01-01-15-41-36&Itemid=157" ЗОЛОТНИЦКИЙ Николай Иванович
ЗОЛОТНИЦКИЙ Николай Иванович (1829 год, с. Чурашево (Кошки) Чебоксарский уезд -1880 год).
Ученый - филолог, тюрколог и педагог-практик. Родился в семье священника чувашского села Чурашева, его отец был учителем в местном приходском училище министерства государственных имуществ, ведя преподавание на чувашском языке, что было новацией в то время. Он с детства усвоил чувашский язык, хорошо знал его и сделал его предметом своих будущих научных интересов. После Чебоксарского духовного училища, неполного курса Казанской Духовной Семинарии, он закончил историко-филологический факультет Казанского университета в 1851году. Работал на государственной службе, в том числе в его обязанности входил надзор за народными школами в Яранском уезде Вятской губернии. В 18676-1872 гг. инспектор чувашских училищ Казанского учебного округа. В 1866 году издал календарь на чувашском языке. Основоположник научного изучения чувашского языка, он впервые классифицировал язык, отнеся его к тюркской языковой группе; к числу его несомненных заслуг принадлежит также создание первого словаря чувашского языка, переводчик и издатель книг. Один из активных проводников в жизнь так называемого звукового метода обучения грамоте (альтернатива буквослагательного), распространяемого после II и III земских съездов в 1867году. Хорошо зная положение в инородческой деревне и вопиющее неблагополучие народных школ – неприязнь к официальным русским школам, недоверие к учителям-священникам, нежелание отдавать детей в школы, ЗОЛОТНИЦКИЙразработал собственный подход к проблеме образования инородцев, предназначенный для чувашского населения (распространение чувашских книг и обучение на родном языке). Принимал непосредственное участие в подготовке педагогов для земской школы не только Казанской губернии, но и всего региона. Идею обучения инородцев Золотницкий сформулировал практически одновременно с Н.И. ИЛЬМИНСКИМ. Если первый Николай Иванович пришел к своей системе через миссионерство и практику, то второй сходные идеи выдал на основе практического знания чувашской деревни – ее образа жизни и менталитета. Их идеи сошлись и с середины 1860-х годов ИЛЬМИНСКИЙ и ЗОЛОТНИЦКИЙ выступали совместно. Второй Николай Иванович, в отличие от первого, не был убежденным миссионером. Имя его осталось в некотором смысле в тени потому, что его деятельность на поприще просвещения продолжалась не долго. В 1871 году его карьера оказалась прерванной болезнью, он отошел со службы и продолжил свои научные изыскания. Иван Яковлевич Яковлев, после ЗОЛОТНИЦКОГО служивший на посту инспектора чувашских училищ Казанского учебного округа, в автобиографии «Моя жизнь» дает негативную оценку этой личности. Он пишет, что ИЛЬМИНСКИЙ напрасно видел в нем миссионера и своего сподвижника, напрасно заступался за него перед начальством. ЗОЛОТНИЦКИЙ, по мнению Яковлева, громче ИЛЬМИНСКОГО кричал идеи о народном просвещении, а на деле не был способен чем-либо претворить их в жизнь. Кроме всего прочего, Яковлев обвиняет своего предшественника в пьянстве и прочих нравственных пороках, также он постоянно болел и часто пропускал службу. На посту инспектора чувашских школ он не занимался делом, а когда пришел Яковлев, то еще и пытался очернить инициативы Ивана Яковлевича. Оценка Яковлева, безусловно, субъективна, полна личных обид, но дает повод задуматься над значением ЗОЛОТНИЦКОГО в инородческом образовании. ИЛЬМИНСКИЙ, хорошо разбиравшийся в людях, наверняка, видел все отрицательные его качества, однако считал нужным сохранять возле себя как перспективного для дела просвещения и миссии, пока это было возможным.
татарские сказания периода золотой орды
Фольклор богатого в духовном и культурном отношении периода Золотой Орды - одна из наименее изученных областей татарского фольклора.
Духовная культура народов Золотой Орды, в том числе и фольклор, не возникла на пустом месте. Она формировалась как продолжение фольклора, мифологии, этнической истории, традиций предыдущих периодов. Фольклор каждого народа хранит в себе и следы древних религий, поверий. Это отчетливо видно в татарском фольклоре периода Золотой Орды. Фольклор Золотой Орды формировался на основе традиций предыдущих периодов, которые, в свою очередь, подвергались влиянию фольклора народов, состоящих в экономических, политических и общественных связях с Золотой Ордой. Таким образом, этнически очень пестрая Золотая Орда, с одной стороны, развивается, опираясь на мифологию этих народов, с другой стороны является сложным отражением истории, жизненного уклада и быта этих народов, каждого по отдельности. В то же время фольклор является одним из видов идеологии своего времени. В фольклоре запечатлены не только сведения о быте, культуре народа, но и взгляды на социально-экономические, общественные, политические и другие явления соответствующего периода . Сведения, сохранившиеся в фольклоре, дают возможность понять мировоззрение тюркских народов. Модель мира реконструируется главным образом на основе фольклорных текстов: мифологических сюжетов, легенд, дастанов, обрядового фольклора и т.п.
В период Золотой Орды продолжалось формирование основных жанров фольклора. Появляются новые жанровые разновидности дастанов. Дастан становится серьезным и популярным жанром фольклора, фиксирующим и обобщающим в художественных образах выдающиеся исторические события и повседневную жизнь того периода. Дастаны периода Золотой Орды отражают действительность, выдвигают проблемы своего времени: защиту родного очага, родной земли, взаимоотношений с соседними народами, социальных и семейных конфликтов.
В фольклоре сохраняется картина временных и пространственных представлений, предметный и бытовой мир, а также значительные исторические события и известные в истории личности.
Фольклор Золотой Орды, с одной стороны, формируется на основе мифов. С другой стороны, он неразрывно связан с историей.
Эпическое творчество периода Золотой Орды включает в свой состав произведения различных жанровых разновидностей. "Алпамыш" представляет образец богатырского эпоса. Сюжет, предположительно, возник в У1-УШ веках у алтайских народов. Он превратился за несколько веков в популярный сюжет, общий для многих тюркских народов. Отдельные мотивы дастана созвучны с преданиями волжских булгар о богатырях -алыпах. В дастане сохранились мифологические представления тюркских народов. Например, бессмертие Алпамыша связано с представлениями тюрков о душе. Печать на спине Алпамыша или его золотые волосы указывают на необычность героя, на его связь с высшими силами. Острог-зиндан обозначает иной, потусторонний мир.
Дастан "Ак Кубек" относится к героическому эпосу. То, что этот сюжет запечатлен арабскими историками в XIV веке, позволяет датировать его происхождение именно периодом Золотой Орды. Дастан повествует о том, как Ак Кубек ищет схватки с врагами, что порождает вражду между племенами. Таким образом, Ак Кубек изображается героем сеющим смуту и раскол среди людей. Герой, развязавший войну между народами, стремившимися к единству, к свободе, несмотря на все его положительные качества, не может быть народным батыром. Дастан отразил негативное отношение к Ак Кубеку.
Амет сын Гайсы" - исторический дастан. Он отражает один из самых сложных этапов истории Золотой Орды. Между 1350-1380 годами между чингизидами, наследниками сыновей Джучи, не имевшими права на трон, началась борьба за власть. Дастан "Амет сын Гайсы", показывает в первую очередь кровавую схватку за овладение троном и раскрывает коварство претендентов. Исторические события освещаются в традициях тюркских дастанов.
Дастан "Кузы-Курпяч и Баян-Сылу", известный в многочисленных вариантах у многих тюркских народов, служит ярким примером героико-романтического дастана. По степени популяности этот дастан стоит наравне с известными любовными дастанами "Лейла и Меджнун", "Тагир и Зухра". В дастане "Кузы-Курпяч и Баян-Сылу" рассказывается о любви героев, предназначенных друг другу еще при рождении или до рождения, о поисках Кузы-Курпячем суженой, об испытаниях в пути. В сюжете дастана преобладают мифологические мотивы. Кузы-Курпяч, отправившийся на поиски невесты, проходит границу между двумя мирами и проникает в иной мир - в страну Кара хана. Дастан завершается смертью героев. Но анализ на основе мифов приводит к другому пониманию сюжета. Кузы-Курпяч, перешедший границу двух миров во второй раз и Баян-Сылу, умершая для своего мира, остаются в живых. Выйдя замуж, невеста умирает для своего рода, переходя в другой мир - мир жениха.
Эпические герои олицетворяют богатырскую мощь, являются образцом мужества и бесстрашия, воплощают стремление народа к справедливости, вдохновляют народ на борьбу за идеалы. Основная ценность дастанов состоит в том, что в них проявляются и утверждаются основные общечеловеческие ценности - гуманизм, доброта, милосердие. В дастанах осуждаются предательство, трусость, вероломство, безволие, жадность, корыстолюбие, и воспевается мужество и героизм. Герой дастана, как правило, является образцом мужества и бесстрашия.
Биографии известных личностей, сыгравших важную роль в истории Золотой Орды, закономерным образом отразились и в фольклоре. Эпические биографии исторических личностей, то есть их фольклорные образы, создавались в результате соединения реалистических, эпических и мифологических компонентов. Рождение персонажа на свет - самый первый мифологический элемент в образной структуре. Он помогает доказать необычность героя или божественное начало его рода. Божественное начало рода Чингизхана - это тотемные первопредки - божественный волк и прекрасная лань. Род Идегея начинается с святого Баба-Тукляса и пери. В то же время, подчеркивается их зарождение от божественного света -солнечного луча. Детство героя уже подчинено эпическим традициям. Уже в детстве они выделяются среди сверстников качествами лидера, целеустремленностью. Эти качества ясно видны в образах Идегея, Аксак Тимера. Эти две личности жили в одну историческую эпоху и в народном творчестве предстают виновниками распада Золотой Орды.
Если в раскрытии образа Идегея было больше мифологических и реалистических элементов, то образ Тимер бека формировался при помощи эпических и реалистических элементов. Хотя Идегей и был противоречивой личностью, его претензии на божественность не вызывают у народа неприятия. Несколько иначе дело обстоит с образом Тимура. Хотя эпическая биография Тимура связывает его род с исламскими святыми, в татарском фольклоре явно проводится параллель между Аксак Тимером и чудовищем Аждаха. Сравнение героя с Аждахой вызывает соответствующий ассоциативный ряд. Этот эпизод сам по себе обнажает отношение народа к Тамерлану.
Образ Бачман хана, сражавшегося с монгольскими захватчиками, сохранился в дастане "Туляк", в "Дефтари Чингизнамэ", в трудах персидских историков, китайских летописях. Образ Бачмана раскрывается через единственный эпизод, который показывает, что он был серьезным противником для монголов и погиб как герой. В то же время предание важно и как свидетельство борьбы народа за свободу. Бачман хан обрисован как символ борьбы за свободу и предстает как обобщенный образ. При этом Бачман хан изображается при помощи реалистических элементов. Но его противостостояние с небольшим отрядом большому войску врага соответствует эпическим традициям и фольклорным канонам. Фольклоризированные образы исторических деятелей, их эпические биографии не просто хранят информацию об этих личностях, но через них дается оценка событиям той эпохи, в них освещаются положительные или отрицательные ценности.
Мироздание и появление человека, параллельные миры и их жители, хозяева - все эти представления являются общими для многих тюркских народов. Сегодня изучение этих представлений как части традиционного мировоззрения очень актуально и с точки зрения угрожающей земле экологической катастрофы. Традиционное мировоззрение народа ценно в первую очередь требованием бережного отношения к окружающей среде, к человеку. Мировоззрение татарского народа определяет место человека в общественной жизни, в семье, в природе, воспитывает уважение к духу предков и хозяевам других стихий. Оно составляет свод канонов общества, которые должны знать все члены общества и подчиняться им. Исполнение именно этих канонов является основным условием стабильности на земле.
Таким образом, фольклор периода Золотой Орды является органической частью духовной культуры тюркских народов, в том числе и татарского народа, в которой утверждаются представления об окружающем мире. Фольклор периода Золотой Орды выражает представления народа об общих интересах, о долге, о справедливости и гуманности, о счастье и свободе.

Приложенные файлы

  • docx 14766376
    Размер файла: 20 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий