Зырянов шпоры 1-24

1. Феномен л-ры 18 в. Своеобразие культурного диалога России с Западной Европой. Периодизация историко-литературного процесса 18 в.
Век экспериментов в л-ре. Появляются новые жанры. Век теоретически озабоченный. Доклассический этап, но это подготовительный этап. Пушкин-завершение века 18. Без 18 не было бы золотого века русской л-ры. Пушкин: «роковое предназначение 18 в». Радищев: «столетие безумно и мудро». То, что посеял 18, давало всходы в 19. 18 посеял просветительскую философию, социальные, нравственные, политические утопии. Р. л-ра начала заявлять о себе как европейская. Встала тогда и проблема национальной идентификации.
Проявилась культурная разнородность. Еще одна важная задача – культурный диалог. Любая культура живет в диалоге. В первую очередь, для р. культуры это диалог с З/Е. Культурный диалог имеет свои механизмы и стадии. Кд – это по сути решение национального самосознания. Чужая культура выступает не в виде к-то внешнего фактора, а в виде фермента для развития нац. культуры. Страна училась у Запада, но не теряла своего национального лица. Не было простого подражания З, его повторения. Была задача построить свою собственную культуру, такую, которая усвоила бы все лучшие достижения З. У России были свое слово, свое лицо, склад мысли, задачи. Ей нужна была культура общеевропейского типа и в то же время русская культура. Стадии: 1 четкое размежевание функций культуры дающей –З и принимающей – Р. Дающая находится на привилегированном положении. Есть опасность потерять свое нац лицо. 2 Происходит актуализация русской культурой своей древности – середина 18 столетия. Создается Академия наук, Московский универ, гос театр. Екатерина 2 положила начало сатирическим журналам, формируются литературные институты. Карамзин, Фонвизин утверждают самодостаточность Р к. Сатира высмеивает человека, теряющего нац черты, слепо следующего иностранному влиянию. 3 Пушкинская и постпушкинская эпоха. Культуры дающая и воспринимающая меняются местами. В первую очередь, это русский роман – он более всего привлекает З и составляет нац гордость.
Периодизация: 1) конец 17-первая четверть 18 – петровская эпоха. Самая безлитературная. Всего 4% худ. произведения. Это больше агитационная эпоха. Л-ра на задворках. Эта л-ра идет под знаком барокко, но уже вызревают черты предклассицизма. 2) 30-50 годы 18 века – утверждение и расцвет классицизма. Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов. 3) 60-70 г – развитие классицизма в его просветительской и сентименталистской стадиях. 4) 80 – начало 1800 годов. Эпоха чувствительности – утверждение и расцвет предромантизма. важное время в развитии л-ры – здесь происходит самая масштабная эстетическая революция – переход от традиционализма и индивидуализму, персональному авторству. Перестраивается худ сознание.

9. Жанр трагедии в творчестве Сумарокова. Проблематика и худ своеобразие трагедии «Дмитрий самозванец». Пока РК не имел трагедии он не мог равняться с З л-рой. С решил создать русский трагический репертуар по правилам и образцам классической драматургии. Поэтому его первая трагедия «Хорев» (1741) – смелый творческий шаг, незаурядное явление в русской л-ре. Характер, идейное направление трагедий С не копируют западные образцы, С образует оригинальный русский тип драматургии, построенный на канонах классицизма, но не имеющий точного соответствия. Метод классицизма – метод отвлеченного показа идей, чувств. Трагедии С – драматические поэмы, без черт конкретной действительности, статичные. Видно. что С строит свои пьесы во многом под влиянием французских классиков – Вольтера, Расина, но и под рядом других воздействий. С хоть и был противником новой буржуазной драмы, реалистической бытовой (Дидро, Лессинг), но ее черты, может и бессознательно, проступают в его трагедиях. Например, прямолинейный морально-политический дидактизм. Бесстрастный якобы анализ отвлеченных страстей в классической системе заменен у С подчеркнутой моралистической оценкой своих героев, впрочем нарисованных рационалистически отвлеченно. У С действующие лица нередко достаточно ярко разделены на добродетельных и порочных. Элементы резонерства также ведут к буржуазной драме. Специфической чертой трагедии С является преобладание счастливых развязок. Только «Хорев» и «Синав и Трувор» (1751) оканчиваются смертью героев. Всего С написал 9 трагедий. Действующие лица обязательно цари, князья, вельможи. Действие происходит всегда в монархии, т к С по своим взглядам монархист, но выступающий против деспотии. Его трагедии – демонстрация его политических взглядов, училище для царей, дворянства, которому С хотел объяснить, чего оно должно требовать от монарха и чего обязано не допускать. Общая установка опирается на его понимание учения о страстях и о разуме, чести. Разум – истина, ограничитель эгоизма, страстей. норма разумного поведения – честь. Людьми разума и чести должны быть благородные дворяне и монархи. Если они не умеют управлять своим страстями, то становятся тиранами, деспотами. Такой монарх – бич своей страны. самый яркий тому образец – «Дмитрий Самозванец». Тираноборческая трагедия, идеологический диспут. Дмитрий – изверг и злодей, беспощадно убивает людей, ненавидит русский народ, готов отдать его во владение полякам, хочет ввести в Росси власть папы. Ему противостоят русский князь Георгий и Шуйский. Георгий выступает за самодержавие. Просвещенное самодержавие отстаивает Пармен (герой-резонер) – наперсник Дмитрия. В 5 действии восстание свергает тирана. С дает урок монархам, он говорит, что власть царя не безгранична. Он указывал народу на его право устранять неугодного монарха. Царь – слуга народа. Пламенные любовные монологи героев также урок для его современников. Чувство любви, преданности, прославление верности, дружбы, высокой личной морали (Георгий, Ксения). Язык трагедии – ровный, чистый, без напряженной напыщенности, в то же время далекий от грубой разговорности. Стих – плавный александрийский стих. простота, ясность, эмоциональность диалогического языка.

























2.Петровская эпоха как культурно-исторический феномен. Хар-ка лит жизни первой четверти век: драматургия, повести, поэзия.
Феномен в неоднозначности. С одной стороны, в петровское время элементы новой европейской культуры пропитали все отрасли культурной жизни русского общества. Между старым обликом жизни и новым легла пропасть. Петр смог отстоять национальную независимость, самостоятельность русского государства, ставшего при нем европейским государством. То же самое произошло при нем и с культурой. Петр должен был построить в России европейскую культуру, которая могла бы противостоять Западной. При этом было важно, чтобы страна училась у Запада, но не теряла своего национального лица, не подражала слепо, не повторяла. Была задача построить свою собственную культуру, такую, которая усвоила бы все лучшие достижения Запада. У России были свое слово, свое лицо, склад мысли, задачи. Ей нужна была культура общеевропейского типа и в то же время русская культура. Основы такой культуры и заложило петровское время. Русские люди начала 18 века многому учились на Западе, но они не хватали всего, что им предлагали, а отбирали из сокровищницы Западной культуры то, что им было нужно для их целей.
Язык петровского времени. Характерные явления происходили в русском языке. Старая Московская Русь не выработала и не могла выработать языкового национального единства. Все еще сохранял свое значение язык государства и церкви, язык славянский. Русский народный язык все еще не смел проникать в официальные высшие сферы письменной речи. Существенную роль в литературной речи высших слоев играли полонизмы и украинские элементы.
Несмотря на то, что взаимопроникновение этих типов речи создавало уже и до Петра известную языковую смесь, но они ощущались еще как принципиально раздельные. Петровское время произвело огромной важности переворот в языке: оно предопределило не только смешение прежде разъединенных элементов языка, но и их внешнее объединение. Процесс этот был узаконен в середине 18века теорией и практикой Ломоносова, затем в конце осложнен работой Карамзина и завершился только в период творчества Пушкина (!), подлинного создателя нового литературного русского языка. Первоочередной задачей правительства Петра было насаждение просвещения. Пропаганда культуры и просвещения проводилась посредством печати. Петр требовал издания книг полезных, практических. Художественная л-ра при нем не издавалась почти вовсе – это другая сторона. Петровская эпоха самая безлитературная. Всего 4% худ произведения. Это больше агитационная эпоха. Литература на задворках.
Мнение Михаила Дунаева – период очевидной культурной деградации. Важно сказать, что в это время происходит сакрализация монарха. Позже сакрализации подвергнется поэт. А пока монарх – герой, ему принадлежит история и истина. Отличительная черта эпохи – служебный утилитаризм.
Драматургия. Попытка создать агитационный театр (выписал Иоганн Кунста). С 17 в преобладала школьная драма, в 18 появилась панегирическая – на сюжеты гр. истории, аллегорического плана.
Основной жанр петровского времени – повести. До нас дошли 3 – История о российском матросе Василии Кариотском (воспитывала волю, самостоятельность, веру в себя), О храбром дворянине Александре, История о некоем шляхетском сыне. Появился новый тип героя – обедневший дворянин, делающий головокружительную карьеру, благодаря своим умственным способностям, личным деловым качествам. Идея всесословной ценности человека. Новая концепция любви. Реабилитируется любовная страсть, сфера чувствительности, герои часто изъясняются стихами –арии. Они пишут друг другу письма. Соблюдают правила хорошего тона. «Юности честные зерцала» - книга правил хорошего поведения. Впервые русскому челу внушали не церковную мораль, а учили представлениям о хороших человеческих отношениях. Происходит индивидуализация женского характера. Повесть об Александре – образ пасторской дочери Элеоноры. Она умирает после измены А. он изменил ей с Гедвиг – Доротеей, женщина-вамп. А идеальная героиня – гофмаршальская дочь Тира.
Лирика . Процветает – канты, арии, песни. Понимание любви не как греховного чувства, а как высокого нежного переживания, красивого, благородного чувства. Складывается и та символика, и образная система любовного языка. Изображение любви в повышенно сентиментальном тоне. Эпитеты народной песни: «сокол ясный». Начинает формироваться феномен женской поэзии (акростих княжны Прасковьи Трубецкой). Поэзия тогда силлабическая. Самый распространенный – 13-сложник.
Литературная деятельность Феофана Прокоповича: трагедокомедия «Владимир», панегирические жанры, лирическая поэзия.
1681-1736. Просветитель в рясе. Монах. Получил блистательное образование – Киево-Могилянская коллегия. В Риме учился в Иезуитской коллегии св Афанасия, которая готовила католических миссионеров. Он извлек из этого самое важное, познакомился с философией и покинул коллегию. Вернулся в Украину. Он был религиозно терпимым, не уважал религиозного фанатизма. Принял православие, но был хорошо знаком со многими религиями. первый профессиональный историк, теоретик государства и права, создал свою школу. Глубокая и страстная убежденность в правоте дела Петра, ненависть к остаткам средневековых пережитков, к старозаветной косности, энергичная практичность натуры толкали Ф к решительному вмешательству в политическую жизнь. Он был беспощадно жесток к врагам реформы, просвещения, реакционным церковникам. В 1705 Ф пишет трагедокомедию 2Владимир». В ней он изобразил крещение Руси, в образе мудрого реформатора Владимира он прославил Петра. а в сатирических образах диких и наглых жрецов Курояда, Пеяра, корыстно отстаивающих язычество, - противников Петра, в частности духовенство того времени. Намеки Ф прозрачны. Пр-е построено по законам школьной драматургии. Сначала пролог. Затем 5 актов, первый – изложение экспозиции, сущности конфликта, второй заключает завязку – начало борьбы жрецов с Владимиром. третий – кульминация действия. У Ф показан Владимир, сомневающийся на своем пути. спор Жеривола с философом-христианином. Четвертый-переход к развязке, борьб в душе Вл. пятый – развязка, по приказу Вл идолы сокрушены и жрецы посрамлены. Заканчивается эпилогом – хор ангелов и апостола Андрея, предрекающих славу Киеву. Отличия от школьной драмы: попытка изобразить душевный конфликт в сознании Вл, обилие и яркость сатирических мотивов. В своих сочинениях Ф не жалеет красок, чтобы ядовито, остроумно высмеять врагов реформы. Много намеков на текущие политические события, на определенных лиц. Панегирическое слово ( по всем правилам риторики) – Слово похвальное о баталии Полтавской, Слово на погребение Петра. Проявил себя в жанре героической поэмы – «Епиникион» - стихотворное пр-е в честь победы Петра в Полтавской битве. Ф предает проклятию изменника Мазепу и восторженно воспевает величие победителя. Это пр-е. написанное усложненным стилем, славянизированным языком, с применением риторических украшений и мифологических образов. Ф был поэтом, стремившимся к усовершенствованию и обогащению русского «виршевого» стиха. Он пишет порой октавой- строфой классических итальянских поэм. Его стихи восходят к образцам западной поэзии эпохи возрождения. Но он так и не отдался полностью своему поэтическому таланту. Не до стихов было энергичному сотруднику Петра. Проповедовал простоту стиля. В домашних, лирических стихотворения он приближается к складу народных песен.




3) Жизнь и творчество А.Д. Кантемира. Жанр сатиры: источники, содержание, особенности стиля, стих и язык.
1708-1744. К. – первый литератор нового типа, светский литератор. Получил блестящее образование. Отец его был крупным ученым, одним из образованнейших людей своего времени. Мать-гречанка. Кантемир впитал в себя несколько культур. Посещал славяно-греко-латинскую академию, был слушателем университета при академии наук. Близок к ученой дружине Феофана Прокоповича. Начинал К с любовных песенок, они не дошли до нас, он их немного стыдился. К- литератор энциклопедического склада, делал переводы Изопа, Анакреонта, перевел сатиры и послания Горация, научный трактат Фонтенеля «Разговоры о множестве миров». Самое важное достижения К – авторство 8 сатир. К был дипломатом в Англии и Франции. 5 сатир написаны до отъезда за границу (29-31) и потом переработаны в Лондоне и еще 3, задуманных и написанных в Париже. Сатиры «заграничные» отличаются более умеренным характером, чем воинствующие и страстные первые, и являются скорее морально-философскими рассуждениями. Построение сатир К обычно единообразно. После вступления, представляющего чаще всего обращение (к уму своему, к Феофану и т.д.) К переходит к живым примерам, которые составляют галерею литературных портретов. Отсюда типичное двойное заглавие: первое определяет обращение, втрое относится к признаку, по которому подобраны сатирические портреты. Построению он учился у Буало. Но в противоположность Б К охвачен пафосом лит борьбы за реальное улучшение русской жизни, он хочет реально содействовать просвещению и гражданскому воспитанию народа. К видит жесты, навыки, действия, хар-ры изображаемых им людей, но он ушел далеко вперед от изображения универсальных недостатков человечества. К талантливо пишет портреты, что явственно видишь, например, бескорыстного сплетника, разносчика вестей Менандра, обрисованного в3 сатире. Над всеми сатирами витает один образ – человека, серьезно относящегося к цели чел жизни и нашедшего эту цель в выполнении долга перед обществом. К создает этот образ через противоположные образы глупых, порочных и презренных людей. Сатиры К связаны всегда с определенным временем в истории страны. Они являются историческим документом и содержат конкретные выпады. Так, например, в примечаниях к 1 К указал, что изображение в ней – это портрет епископа Георгия Дашкова. 1 сатира (29г)– середина представляет собой некое театрализованное представление. Персонажи -комические маски произносят диалоги и разоблачаются. Выступают Ханжа Критон, затем помещик Силван, после него пьяница Лука, щеголь Медор – все они противники учения, но у каждого своя житейская логика на это счет. Почти все персонажи – люди обихода, обыватели, будущие Фамусовы. Здесь уже намечается тема «Горе от ума», конфликт- столкновение взглядов. 2 сатира. Дворянин Евгений гордится знатностью своего рода, считает, что за его род ему должны воздавать почести. С ним спорит Филарет – он утверждает ценность добрых дел: «благородными явит одна добродетель». Знатность тут ни при чем. Ф – альтерэго автора, герой-резонер. К ратует за нравственность службы, у него не прагматический подход к делу, а высоконравственный: за равенство всех людей. 7 сатира носит абстрактный характер, философическая. Как же привить добродетель, убить животное начало. К выступает новатором. Выступает за идеи философа Локка: главное – воспитание. Моралью, строгостью не достичь нужного результата, нужна мягкость. Самое важное средство воспитания – личный пример.
Сатирические образы К оставались еще долго жить в русской л-ре. Язык сатир – свободное допущение просторечия, сочетание высокой лексики с низкой. К прозаирует стих за счет стихотворного переноса – ввел в свой тринадцатисложный стих обязательную постоянную цезуру. Белинский: « К первый на Руси свел поэзию с жизнью, он говорит не только русским языком, но и русским умом». К шел от жизни, от русской нац почвы.

10. Эволюция и поэтика жанра комедии в творчество Сумарокова. С все-таки первый начал писать в России комедии, хотя первые его комедии памфлетные, комедии положений, отталкивающиеся от народных представлений, фарсов, интермедий. Всего у с 12 комедий. Можно разбить их на три группы: 1750- «Тресотиниус», «Пустая ссора», Чудовищи». Затем перерыв в 14 лет и еще 6 комедий 91764-68) – сюда входит «Опекун». И последние три комедии 1772, самая яркая из которых «Рогоносец по воображению». Первые комедии связаны с фольклорными традициями и с европейскими, в частности итальянскими. В них нет даже никакого настоящего связующего сюжета. Представляют собой ряд более или менее механически связанных сцен. Одна за другой выходят комические маски и представляют свои пороки. Когда каталог пороков и комических диалогов исчерпан, пьеса заканчивается. Нет в ранних комедиях единого действия и подлинного быта, жизни. Вся манера С в этих комедиях условно-гротескная. Состав комических персонажей. это традиционные маски. многовековая традиция которых восходит к римской комедии. перед нами проходят ученый педант (Тресотиниус). Ловкие слуги (Кимар в «Тресотиниусе»). Идеальные любовники – Клариса и Дорант («Тресотиниус»). Имена героев нерусские, а условно-театральные. Лукин критиковал С за это и говорил, что необходимо склонении на русские нравы. Но, несмотря на столь условную манеру, и в первых комедиях были черты российской злободневности. Так, подъячий в «Тр» - русский бюрократ. В них есть намеки на неприятелей С (Тресотиниус – памфлет против Тредиаковского). Язык этих ком живой, острый. развязный в своей неприкрашенности. Другие 6 ком заметно отличаются. Прежним остается метод довольно условного изображения, отсутствия жизни на сцене, но это уже ком характеров. В каждой пьесе в центре один образ, все остальное нужно либо для оттенения этого образа, либо для фикции сюжета. Так, «Опекун» - это пьеса о дворянине – ростовщике, жулике и ханже Чужехвате. Все остальные действующие лица – это положительные герои, слабо прописанные. Зато центр характер вырисован тщательно. Здесь есть элемент гиперболизации. Комедия сближается с трагедией. Трагический подтекст задает идея страшного суда. Общественная комедия предполагает наказание порока. Путь к «Горю от ума» и «Ревизору». Третья группа – создание ком нравов. Это показ быта, именно русского провинциального быта и показ человека с более сложной псих характеристикой. «Рогоносец по воображению». С вводит зрителя в быт захудалого, небогатого и некультурного помещичьего дома. Перед нами пожилые муж и жена – Викул и Хавронья. Они глуповаты и невежественны, но трогательны в своей привязанности к друг другу. Викул приревновал Х к блистательному столичному графу Кассандру. Но потом он узнает, что К влюблен в бедную девушку дворянку Флоризу, образованную и добродетельную, живущую у них в доме. В ком звучат ноты «Недоросля» - круг дикой помещичьей провинции. Сочными красками С рисует этот быт. Замечательна сцена заказа парадного обеда Хавроньей. Смысл ком не столько в действии, сколько в диалоге. Язык пьесы подчеркивает народный тип сознания. Речь герое изобилует пословицами, простонародными словами.










4. Лит. судьба Тредиаковского. Переводческая деятельность поэта. Образцы оригинальной лирики. 1703- 1769. Первый русский профессиональный литератор. Жил литературой. В связи с ним возникает понятие лит репутация – система устойчивых ассоциаций с именем писателя. Ассоциации с Тр. интересны. Ломоносов: безбожник. Радищев: возовик (впрягся и тащит это бремя). Тр. воспринимается еще и как бездарность. Пушкин же говорил: почтенный и порядочный. его филологические изыскания замечательны. есть у него чувство изящности. Изучение Тр приносит много пользы. Тр. – выходец из церковной семьи, из Астрахани. Славяно – греко – латинская академия. Затем бежит за границу – слушатель лекций в Сорбонне и Парижском университете. В совершенстве владел фр. Переводы. Роман фр. Поля Тальмана «Езда в остров любви». Там примерно 80 стихотворных вставок. Он прилагает к роману 32 стихотворения на случай, 16 на фр, одно на латыни, остальные на русском. Роману придана аллегорическая форма, это галантный роман, прославивший сладость любви и учивший всем тонкостям любовного поведения. Гл герой – Тирсис, он любит красавицу Аминту. Он путешествует по острову Любви в сопровождении Купидона. Изображены основные фазы любовного чувства . Части острова – этапы любви. Местечко объявлений, поток любовных слез, озеро отчаяния, замок искренности. Путь влюбленных идет к замку Прямые роскоши. Но Аминта изменяет Тирсису. Выражается ревность – это неслыханное дело в русской литературе. Очень вольные любовные стихи – за них и назван безбожником. В отчаянии Тирсис готов себя умертвить, но тут приходят аллегорические фигуры Гордость и Кокетство, которые учат его проще относиться к этому. Тирсис приходит к разочарованию и покидает остров в сопровождении богини Славы. Это был первый в русской л-ре роман нового типа, новой идеологии, экспериментальный. Стихотворения на случай тоже замечательны. Тр. обновляет тип рифмы, порядок рифмовки. 1751 г – поэма «Аргенида» - перевод политического рома фр. писателя Барклая – наставление государю, тип идеального правителя. Гл герои – сицилийский царь Мелеандр, который борется с мятежными вельможами, придворный ученый Никопомп ( как бы сам автор), непрерывно дающий советы Мелеандру, верный придворный Полиарх, влюбленный в дочь царя Аргениду. Проповедуется правота монархического принципа, но осуждает тиранию. Управлять надо согласно потребностям страны. «Тилемахида» - самое значительное пр-е второй половины творчества. Перевод гекзаметром романа Фенелона «Похождение Тилемаха». Уроки новой либеральной мудрости, смелые нападки на льстецов, язву государства. Пр-е политически неприятное. Идеальный правитель должен смирить свои страсти и стоять на страже закона, быть добродетельным. Екатерина критически отреагировала на текс. Может, поэтому назвала его средством от бессонницы. Тр. заложил основы гомеровского стиля, насытил поэму античным колоритом. Она огромна 16000 стихов. Стиль действительно неуравновешен, но в лучших своих фрагментах поэма поражает воображение, особенно описание бури.
У Тр. довольно много научных трудов, например, об отдельных лит жанрах. самое главное – это работа по реформированию русского стихосложения – «Новый и краткий способ сложения русских стихов». Тр. стал профессором Академии наук, но у него были постоянные стычки с директором, 1759 – подает в отставку. Последние годы доживает в нищете, но все время пишет. «Феоптия» - эпистола, сборник посланий (4720 стихов). «Эпистола от российской поэзии к Аполлину».

5. Особенности «похвальной оды» в поэзии М. В. Ломоносова: проблематика, поэтика, стих. Смысл диалога в цикле «Разговор с Анакреоном». Батюшков: «Ломоносов – Петр Великий русской литературы. Пушкин говорил об апостольском призвании Л. его можно сопоставить с фигурами европейского ренессанса. Л в основном работал в жанре оды. Ода – жанр многообразный. Наибольшее место в собрании сочинений Л занимают похвальные оды. Их 20. Написаны четырехстопным ямбом, Л выработал особый вид строфы – одическая децима (десятистишие) - АвАв: ССд: ЕЕд. Стиль оды определяется максимальным воздействием на читателя, т к ода риторический жанр. Л использует отрицания, обращения, систему олицетворений, метафорику (пламенные звуки – звуки оружейных залпов, смелые метафоры – бурные ноги – про коня, багряная рука зари). Принцип похвальной оды – сближение далеких идей. Характеризуется ассоциативными сближениями. Написание и издание пох од приурочивалось чаще всего к официальным торжествам. Это всегда большие декларации, идейно насыщенные и политически направленные, вмещающие несколько тем. Ода Л оказывалась полным выражением идеи гос поэзии. Большое место в них занимала восторженная похвала. Но при этом не было стремления к портретному сходству. Л не ставил себе задачу изобразить конкретного самодержца, он рисует высокий благородный образ идеального монарха, от которого он ждет блаженства и прогресса России. Величественный и напряженный стиль. Разговор с Анакреоном. !761 год. Очень своеобразное пр-е. Построение: Л переводит оду А, а затем в виде ответа дает свое стихотворение. Состоит из 8 стихотворений. Л дает оды в таком порядке: 1, 22, 11, 28. В первой речи А отказывается воспевать героев, т к его гусли поневоле велят ему петь только о любви. Не таков Л. Струны его лиры поневоле «звучат геройский шум». Тема философии жизни и философии смерти. Л противопоставляет А Сенеку – философ стоик со строгой жизненной позицией. хотя сам ей не всегда следовал. В другом стихотворении А славит веселье старичка, не желающего тужить ни о чем. Л отвечает сравнением с величественным и суровым республиканцем Катоном, отдавшим свою жизнь за отечество. Но Л отказывается делать выводы из этого сравнения. Катон – образец идеологического самоубийства. Л уклоняется от однозначного ответа и не оценивает А и Катона. Не выносит вердикта. Диалог – это стремление к взаимопониманию. Л способствовал нахождению золотой середины. Понять – это значит принять, извинить, простить позицию собеседника. Наконец, знаменательна и последняя пара стихотворений. А обращается к живописцу с просьбой написать портрет его возлюбленной. Л в ответ также обращается к живописцу, чтобы он нарисовал портрет его любимой, а его любимая – Россия. Видно, что Л понимает литературу как дело государственное. В «Разговоре» он выразил свое отношение к задачам своей поэзии.




















6. Цикл Ломоносова «Оды духовные»: состав, композиция, идейно-художественное единство. Соотношение просветительского миропонимания и веры в натурфилософской и «научной» поэзии Ломоносова. Л в основном работал в жанре оды. Ода – жанр многообразный. Одно из направлений – духовная. Научно-просветительская деятельность Л вообще и, частности, пропаганда науки в его поэзии ставили его в сложные и неприязненные отношения к церкви. Но Л не был атеистом. Он сближается в этом вопросе с западными просветителями первой половины 18 века, деистами, для которых Бог – это принцип жизни, закон ее. Деистическое мировоззрение с точки зрения официальной церкви было неверием, его научная деятельность – ересью. Такое отношение к религии, которое Л считал возможным примирить с научным мировоззрением, довольно явственно сказывается в так называемых «духовных одах». Основа од – переложение псалмов. «Духовные оды» - переложение псалмов и примыкающие к ним произведения – составляют значительный и количественно, и качественно раздел его творчества. Его духовные оды – это его, Ломоносовская, лирика. Автор предстает перед нами не как страдающий человек, жалующийся или стремящийся углубиться в свою индивидуальную душу, а как сын отечества и ученый, славящий свои идеалы, величие своего Бога, свою природу, - в укор и в назидание непонимающим, врагам, хулителям. Победный гимн мужеству добродетельного – таков лирический пафос духовных од Л. Л – боец. Он открыто вступает в борьбу с врагами просвещения и науки, в псалмах черпает мотивы борьбы и радости победы: «Благослови Господь мой Бог, / Мою десницу укрепивший, / И персты в брани научивый / Сотреть врагов взнесенный рог (переложение псалма 143). Эта тема борьбы переплетается с темой природы, ее величия, разнообразия, мудрости и красоты. Л славит Бога именно в природе. Так, например, в переложении псалма 103, с которого начинается тема божьего величия, Л говорит о Боге-природе: он славит звезды на небе, ветры и облака, - все дары матери-природы. Как созидатель дивных и чудесных явлений выступает у Л Бог и в «Оде, выбранной из Иова» - гимн природе и божьего величества переплетается со страданиями Иова. величие природы, к которой Л подходит одновременно как ученый – естественник. является темой и лирическим пафосом и «Утреннего размышления», и «Вечернего размышления о Божием величестве», которые заключают цикл божественных од. Также можно назвать другие темы од: псалом 14 – гимн Праведникам. Большинство последующих – охранительные молитвы. Праведнику тяжело жить в этом мире, он просит защиту у Бога. Следует сказать, что Л переводит близко к тексту, но в то же время толкует по своему, добавляет свои мотивы. По сравнению с торжественными духовные оды отличаются простотой, легкостью, ясностью языка. Примирение научного мировоззрения с религией – Л подошел к тому, что наука не исключает религию. Он примиряет две эти области.

7. Классицизм как художественный метод. Национальное своеобразие русского классицизма. Эпистолы Сумарокова о русском языке и стихотворстве. Теория «трех штилей» Ломоносова. Иногда всю л-ру 18 века представляют под знаком классицизма. Классицизм разился во Франции в середине 17 века – это царствование Людовика 14, период централизованной монархии.. К – это искусство объединения всевластного государства, поглощающего личность (Г.А. Гуковский, 30-е г). В России предпосылки для К стали складываться в петровскую эпоху, когда встал вопрос о централизации. К можно определить как стиль эпохи абсолютизма. Философские источники К: рационалистическая метафизика Декарта – с ней связан 1 этап развития К, 2 этап связан с Вольтером – это уже эпоха просветительства. Русский К (РК) вобрал в себя обе стадии фр. К. Синкретический вариант К, наложение, диффузия эстетических идей. Рационализм и просветительство проповедовали культ разума (тело, душа, дух). Душа занимает серединное положение и часто разрывается между телом и духом. Классицисты заменили высшую субстанцию «дух» на разум. К – искусство разумной дисциплины человека. К в какой-то мере реакция на европейский ренессанс, который разнуздал человеческие страсти, раскрепощал. К пытался упорядочить, поставить чела на место. Разум был дисциплинирующей силой. Стоит только отключить разум и рождается чудовище, отсюда культ гражданской добродетели в К. Но в России не было ренессанса, поэтому РК взял на себя еще и его функции. Конфликт РК – тираноборческий, отстаивание персоналистического чувства свободы от тиранистических посягательств, а совсем не в борьбе распущенности и долга. Основной конфликт К трансформируется на русской почве. К – подражание классическим образцам, вторая по счету (после ренессанса) рецепция античности. К – искусство жанровых канонов, персонифицированных неким автором. Николя Буало – теоретик и практик К, «Искусство поэзии», 1674 г. Единство действия, времени, места и единство слога. Жанровая система К иерархична, упорядочена по трем стилям, которые разработал Л (цитатник!). В России теория предшествовала практике. 1747 г – написание двух эпистол Сумарокова: «Письмо о русском языке» и «О стихотворстве». В 1771 он соединяет их в «Наставление хотящим быть писателем». Это первые пограничные документу РК, вольное подражании Буало, но Сумароков начинает с проблемы языка, т к в России не сложился лит язык. Нужно было сформировать единый нормативный лит язык. С дает характеристику риторского стиля, жанров, рекомендует писателю читать церковные книги. Наряду с величественными жанрами – одой и трагедией – С выдвигает жанры интимно-лирические, салонные, комические. В целом он дает 14 жанров, но он не так строг, как Буало. Демократизация жанровой системы. Жанры расставлены в странной последовательности: начинает не с героической оды, а с идиллии и элегии. На 14 месте – песня, Буало же вообще игнорирует этот жанр. С внимательно относится к демократическим, фольклорным жанрам. С также формирует требование рационалистической простоты стиля. Во 2 эпистоле С называет 34 имени, на которые должны равняться современные авторы: здесь и Ювенал, и Гомер, и Шекспир. РК можно определить как искусство дворян, аристократов. Дворяне - основная политическая и культурно – созидающая сила России. Среди литераторов дворян больше 70%. К разрушается от вхождения в л-ру народного, лакейского духа. Классицисты – Ломоносов, Сумароков и их последователи Херасков, Майков, Богданович.






















12. Творческий путь Фонвизина: жанры сатиры, публицистическая мемуарная проза. По сути Ф классик 18 в. 1824 г, Пушкин в письме к брату Леве пишет: «пиши его фамилию слитно, т к он из перерусских русский». В 16 лет Ф выступил в печати в качестве переводчика в журнале Хераскова «Полезное увеселение». В С-П Ф поступил на службу секретарем при статс-советнике Елагине. Елагин был театралом и создал кружок театроведов, туда входил и Ф. Был в кружке вольтерианцев. Сатира. Первый жанр, в котором проявил себя – басня. (1763). «Лисица Кознодей». Смысл – в ливийской стороне умирает правитель лев. На похороны собираются звери. Ф остроумно и ядовито разоблачает официальные похвалы монархам в речах и дает убийственную характеристику тиранической деятельности царяВо второй басне «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» выступает против основ церковного учения, дает злую сатиру социального характера, нападая на церковников, также на дворян, бояр и т д (цитатник). . Следует рассмотреть, как Ф оценивает понятия добродетель и честь. Добр – не делать зла + делать добро. Но добр часто вызвана не внутренним убеждением, а другими факторами, честь же предполагается только внутр регулятором, побуждением. Ф употребляет слова: животное, скот. Все, что имеет живую душу можно назвать животным, значит и чел животное. Но скот никогда челом сделаться не может, а чел чел иногда самовластно делается скотом. В 1769 Ф поступил в коллегию иностранных дел под начальство Панина. Рядом с Паниным он принял активное участие в политической борьбе. Ф боролся за свои политические идеалы и словом и делом. Панин и его приближенные вели большую игру. Ф кипел в этом котле. Особенно обострилась борьба Ф в литературе. Публицистика. 1783 – «Завещание Панина». предназначалось для будущего императора Павла. Этот текст одно из наиболее блестящих пр-й русской публицистики. Основное требование – ограничение самодержавия твердым законом, обязательным для самого монарха. Величайшее бедствие – фаворитизм. Ф ненавидел царских любимцев, нагло грабивших страну. Ф рисует положение России под властью неограниченного самодержавия (цитатник!). Завещание не скоро дошло до Павла, а когда и дошло, царь не захотел его читать. Но оно сделало свое дело иначе: оно стало известно декабристам, они его использовали. В 1783 же Ф напечатал в «Собеседнике» «Опыт российского сословника (словарь синонимов). Также были опубликованы «Вопросы», которые Ф присылал в журнал. императрица сама ему отвечала. В вопросах Ф говорил о своем недовольстве властью, падением дворянства, отсутствием гласности. Екатерина отвечала начальственными окриками. Ф поместил еще одну статью «Челобитная Российской Минерве от Российских писателей», где писал о вельможах, что «умы их суть умы жалованные, а не родовые». Ф подготовил еще один материал, направленный против двора – «Всеобщая придворная грамматика», но ее не допустили в печать. Она, правда, ходила по рукам в списках. В том же 1783 закончилась борьба Ф. После смерти Панина Ф вынужден был уйти в отставку. Все пути участия в полит жизни были отрезаны. 1788 – Ф хотел издавать сатирический и нравоучительный журнал «Друг честных людей или Стародум», журнал был запрещен. Жизнь Ф угасла в вынужденном бездействии. Мемуаристика. 1786 – «Калисфен» - философская притча. Аллегорическая проекция судьбы самого писателя. Философ Калисфен – ученик Аристотеля. Калисфен = Ф, двор Александра Македонского = двор Екатерины. Кал говорит, что двор неизлечим и самому можно заразиться его пороками. Кал пытается влиять на молодого еще Александра. Ал внемлет порой, но потом Кал посажен в темницу, там и умер. Перед смертью под влиянием болезни Ф ударился в религиозность. В 1791 он начал писать свои мемуары «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» - исповедальное пр-е. Незавершенный текст.

11. Теория «склонения комедий на наши нравы» и ее отражение в драматургии В.И. Лукина. Русская комическая опера 18 в. Лукин – теоретик и практик театра, перенесший на русскую почву теорию (прилагательное направление) датского драматурга Л. Гольберга. Прилагательное направление – склонение на свои нравы. Сущность: 1 замена иностранных имен персонажей русскими 2 имена и фамилии должны быть говорящими (Добронравов, Злорадов, Самохвалов). 3 применение действия пьесы к нац обычаям («Мот, любовью», слуга Василий выражает русские нравы). 4 сближение речи персонажа с русским разговорным языком 5 пьеса должна нести пользу для сердца и разума. Все это находит отражение в пр-ях Лукина. Так комедия «Мот» это даже не столько комедия, сколько серьезная драма, с установкой на высокий моральный пафос и трогательность. Лукин ввел в свою пьесу и жалостливые и смешные мотивы. Но ясно, что он считал ценной именно жалостную драматургию, а смехотворность лишь чтобы угодить публике. Лукин показывает раскаявшегося и обратившегося к добродетели игрока, который совсем промотался. Его совращает ложный друг Злорадов и исправляют и наставляют возлюбленная Клеопатра и идеальный крепостной слуга Василий. Герой чуть было не попал в тюрьму за долги, но его спасает наследство умершего дядюшки. Жанровый замысел ком был вызовом теории классицизма, запрещавшей вводить в ком высокие мотивы. Интерес и уважение к эмоциональной природе чела – это уже новая манера буржуазной драмы, также как стремление изобразить жизнь, как она есть. Л пытается ввести зрителя в быт дворянского дома, он описывает во вводной ремарке комнату. Он вводит бытовую, разговорную речь в диалог. (цитатник). В 70-е годы начинает процветать жанр ком оперы – синтетический жанр, сочетающий комедийный спектакль с музыкой, народными песнями, куплетами, арией. Белинский назвал ком оперу «народный водевиль». Свыше 60 пр-й этого жанра. Первым в нем проявил себя Попов, опера «Анюта» (1772). Черты ком оперы: в основе сюжета лежит любовный конфликт, который проявляет соц конфликт – между миром крестьян и помещиков. Обязательный хэппи енд. Переданы диалектные особенности. Попов – писатель из круга разночинцев. Происходил из мелко буржуазной среды. Был актером. Учился в МГУ, сделался чиновником. Велико значение П как собирателя и пропагандиста фольклора в л-ре. Существенное достижение – введение в л-ру изображения крестьянства. П выводит на сцену крестьян. причем они лишь в незначительной степени прикрашены. П хочет показать мужика как он есть, крестьяне Мирон и Филат сохраняют у него диалектологические особенности речи, они недовольны своей крестьянской судьбой, в их словах есть элементы протеста. Но все же автор осторожен, его демократизм умерен. Размышления Мирона о крестьянах и дворянах оформлены как ария в ком опере, чем сглажена острота этих размышлений. кроме того, П рисует крестьян не только чертами сочувствия к их угнетенному положению, но и чертами презрения к мужику. Анюта, воспитанная в крестьянской среде тем не менее полна благородных качеств. Дело в том, что она дворянка, но сама того не знает. По опере П выходит, что дворяне культурны не только по воспитанию, но и по самой крови. Наоборот, Филат – раб по натуре – с великой радостью готов взять деньги за невесту. Получается, что крестьянам не свойственны высокие чувства. Любовный конфликт в ком разрешается путем снятия неравенства. Интересно сравнить «Анюту» с ком Вольтера «Нанина». Тоже дворянин влюблен в девушку из народа, на которую претендует крестьянин- садовник. Но у Вольтера девушка не оказывается дворянкой, и это не мешает дворянину взять ее в жены. И садовник не берет денег за невесту. П же не осмелился женить своего Виктора на крестьянке. И все же при еще определенной робости это безусловно шаг вперед в изображении жизни крестьян, в раскрытии темы народа в л-ре.



8. Характеристика лирических и сатирических жанров в поэзии Сумарокова. Пушкин: «Сумароков привил уважение к стихотворству и стихотворцам». Лирика. В своей лирике С стремится дать обобщенный анализ человека . Он дает изображение любви в чистом виде, без примеси «случайных» обстоятельств. Нет индивидуальных характеристик любящего, есть только чувство. В лирику С нет доступа фактам, событиям подлинной жизни, никакие детали быта не проникают в нее. Психологическая содержательность любовных песен и элегий велика. Впервые С создал язык любви, язык чувства вообще, анализ человеческих переживаний. Расцвет элегии связан с именем С. Это жанр пограничный между лирикой и дидактикой. С создал риторическую элегию, которая уже напоминает лучшие образцы элегий Батюшкова, Жуковского. Элегия предполагает столкновение человека с роком, с судьбой. Чел жизнь подвержена эксцессам. Неожиданным поворотам судьбы, случайностям и посвящены элегии С. Он затрагивает и тему печали, отчаяния человека вследствие разлада героя со средой. Значительный раздел его лирики – это переложение псалмов (153 стихотворения). Его псалмы – это лирические песни о человеке, изнемогающем под бременем жизни и ненавидящем порок. Как известно, С активно работал в жанре песни. Он написал где-то 150 текстов. Песни имели большой успех и пелись всеми. каждая песня – свернутая драматическая ситуация. С показал широчайшие возможности тонического стиха. Его песни – лаборатория русского стиха, где он дает всевозможные ритмические комбинации. Он строит строфы из стихов различных размеров и их сочетаний. В результате – исключительное богатство и разнообразие ритмики, напева стиха. В песнях С побеждает не разум, а сердце, не долг, а страсть. Оды. С пишет торжественные оды умеренного образца, более короткие, чем у Л. От С начинается масонская поэзия, отсюда любовь к духовной оде, которая граничит с философией, с жанром молитвы. С обращается и к такой жанровой форме, как стансы – предусматривает последовательность законченных строф (закончены тематически и композиционно). Это жанр философский. «Стансы граду Сибирскому на Пугачева».
С выходит и к сатирической теме. Темперамент подталкивает его стать первым лит пародистом. Басни. Всего их 374. С открыл жанр басни для русской л-ры. Он индивидуализировал характеры басен за счет введения образа автора, рассказчика. Злободневны, направлены на осмеяние конкретных неустройств русской общественной жизни. Часто это маленький очерк или фельетон, остроумная, сатирическая сценка. Все русское общество – русские бюрократы, взяточники, вельможи и, конечно же, дворянство. Он дает множество зарисовок быта, схватывая смешные детали. Отличаются необыкновенной живостью – это документ времени. Тенденция к разоблачению приводила к резкости стиля, к грубости нападок, к языку живому, яркому, близкому к просторечию. Фамильярные интонации. Чаще это игривый рассказ без дидактики. Есть варианты философских, лирических притч. притчи –эпиграммы («Посол-осел). Сатиры. Злой и едкий сатирик. 10 сатир. Декламационный х-р, утверждают идеалы, дидактические послания. самая яркая – «Наставление сыну» - монолог комедийного сатирического персонажа. Отец на смертном одре наставляет сына. 1763 – С сочиняет текст к шоу коронации Екатерины. С сочинил хоры – цикл. Начинается с хора сатир, высмеивающих пороки. Это не было допущено цензурой. Ведь С обрушивается на порядки в России, сравнивает ее с «за морем». Выпад против российского хамства. Эпиграммы – коротенькие новеллы или зарифмованные анекдоты, или же просто остроумное рассуждение поэта на жизненные темы. Это забавные карикатуры на быт, на социальные беды дворянства. Пародии – Вздорные оды. (цитатник!)

13. Проблематика и поэтика комедии Фонвизина «Бригадир». (1769) «В наших нравах первая комедия», - Н. Панин. В ком Ф дискредитировал чин бригадира. Позже это чин даже устранили. Травестирование модели мещанской драмы (травестия – снижение, пародийное обыгрывание). Вяземский: «симметрия волокитства», - это главный прием в ком. В ком Ф предал осмеянию варварство, подлость, тупоумие провинциального дворянства. Ф осуждает и моду на все западное, презрение молодых дворян к своей Родине, к языку. Это резкая сатира на бескультурье, невежество, низкий моральный уровень дворянства. Ф вкладывает в ком идею нац культуры. пропаганды подлинного просвещения, гражданской сознательности, гуманизма. Ком выполнена в духе классицизма. Герои статичны. Бригадир. Советник, Иванушка – все они даны с самого начала и не развиваются в процессе движения пр-я. Герои в первом же действии определяют прямо определяют все черты своих схем-характеров. Ком построена как ряд комических сцен, и прежде всего ряд объяснений в любви. Любовные линии: 1светская кокетка Советница и манерный петиметрный Иванушка. Их связывают отношения флирта. Герои эти постоянно чертыхаются, это их характеризует. Макароническая речь. Отсутствие патриотизма (Иван: «тело мое родилось в России, а дух мой принадлежит короне Франции). 2 Ханжа святоша Советник, лицемер, ухаживает за Бригадиршей. 3 Бригадир проявляет симпатии к Советнице. Бригадир сравнивается с лошадью, ослом. Сын его называет медведем, собакой. Зооморфные сравнения – «- « персонажи уподобляются скоту. Всем им противопоставлена образцовая пара, положительные герои Добролюбов и Софья. Добр: «Правда то, что всему причиной воспитание». Ф ставит проблему нравов, кот формируется в ходе воспитания. Действия в ком почти нет, напоминает сумароковские фарсы с галерей ком персонажей. Но у Сумарокова ком маски не жили на сцене, а демонстрировали свои карикатурные черты в пространстве. Ф порывает с этим. Он вводит зрителя в дом Советника, заставляет присутствовать при быте этого дома. Интересно построение сценического характера. Среди масок-карикатур и идеальных схем впервые возникают настоящие живые люди. Советница, Советник, Иванушка, Софья, Добролюбов – маски, хотя и очень яркие. Но уже Бригадирша Акулина Тимофеевна – образ нового типа. Ее роль не построена на одной черте, выпяченной в качество осуждаемого порока. Она сложнее. Б осуждена за глупость, скупость, невежество, но она в то же время несчастная женщина, забитая солдафоном мужем, и все-таки сердечно преданная ему. Она мать, умиляющаяся, глядя на своего сына. перед нами судьба русской женщины. Она могла бы, в сущности, быть хорошей, любящей, счастливой женой. Акулина не хорошая, не плохая, т е не подведена под мерку схемы. Персонаж ком становится жалок, когда становится жертвой – жертвой среды.


















14. Комедия Фонвизина «Недоросль»: идейная структура, своеобразие жанра и композиция. 81-82 – окончательный текст пр-я. Ф работает над ней очень долго. Жанр – соц – полит ком. Идейно – композиционная структура – уравновешены два момента: комический гротеск и полит утопия. Ф дает струю соц сатиру на российских помещиков. В ком говорится и о дворе, о правительстве. Здесь Ф поручил представлять сворю точку зрения Стародуму. В разговорах с Правдиным, Милоном, Софьей Стародум обрушивается с негодованием на развращенный двор современного деспота, т е на правительство, руководимое не лучшими людьми, а любимцами, фаворитами, выскочками. Он требует от монарха, как и от дворянства, законности и свободы. Ф затрагивает вопросы крестьянства: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Простаковы и Скотинины не управляют крестьянами, а мучают и беззастенчиво грабят их, стремясь выжать из них побольше доходов. Существенным моментом идеологической направленности ком Ф было и ее заключение: Правдин берет под опеку поместье Простаковых. Вопрос об опеке над помещиками0тиранами. о контроле над их действиями, о возможности вмешательства правительства и закона в крепостнические отношения – Ф ставит этот вопрос со сцены. Ком строится по принципу зеркальной симметрии. Отрицательные персонажи – Простакова, Митрофан (повторяющий мать), Тарас Скотинин, учителя – Адам Адамыч Вральман, недоученный семинарист Кутейкин. Им противопоставлены – Стародум, Правдин (чиновник, представляющий наместничество), Софья, Милон, Цыфиркин. Любовная интрига помогает развернуться соц конфликту. Зооморфные сравнения несут философскую нагрузку. Стародум: «Невежда без души зверь». Скотинин подтверждает превосходство свиней над чел родом. Простакова применяет относительно чела существительные «харя» и «рыло». Четвертое действие – своеобразная кульминация. Это череда экзаменов. Показаны 4 экзаменационные ситуации. Они тоже показаны по принципу зеркальной симметрии. Экзамены принимает Стародум. Софья сдает «экзамен» - читает семейный роман «Фенелон». Софья благонравна. Она готова к семейной жизни. Стародум в ней уверен. Милон экзаменуется с точки зрения офицерской чести. Экзамен Тараса Скотинина на предмет геральдики. Скотинин не силен в грамматике, и он не знает текста священного писания. Зато он уверен, что род его начался раньше Адамова. Но тогда получается, что Скотинин происходит от скота. Митрофанушка, грамматика. Митрофан непроизвольно остроумен, но разума у него нет. В финале проявляется его злонравие. Простакова лишается власти, имения, а Митрофан отторгает ее. Отриц персонаж Простаковой не лишен человеческих черт. Ф отходит от классицизма и среди масок-карикатур проявляются настоящие живые люди со сложными характерами. П невежественна, корыстолюбива, цинична, но все же она человек. Ф наделяет е материнским чувством, и это не себялюбивое чувство. Ее безобразие начинает пониматься не как случайный порок. Она могла быть лучше, ведь в ней есть корень добродетели. В том, что она изверг виновато воспитание, среда, уклад жизни, виновато и правительство, и указ «о вольности дворянства». Виновато крепостничество. Бесконтрольное рабовладение развращает рабовладельца, способствует его моральной гибели, превращает в раба своих страстей. Ф рассматривает задачу воспитания как государственную, но важно и внутренне побуждение, обусловленное честью. Ф реально и ярко изображает быт, его герои живут на сцене. Он выводит Простаковых и Скотининых во всей их непригядности, чтобы картина потрясла зрителей своей правдой. Его ком беспощадна, резка. Ф демонстрирует и образцы гражданских и семейных добродетелей – Софья, Милон, Стародум.

15. Система образов и специфика конфликта в трагедии Я.Б.Княжнина «Вадим Новгородский». Радикализация передовой дворянской общественной мысли. Яков Борисович Княжнин писал трагедии, комедии в стихах и прозе, ком оперы и стихотворения, переводил. Венец его творчества – трагедии. Всего их 7. «ВН» - одно из высших достижений русской политической трагедии. В основу положено сообщение Никоновской летописи, что новгородцы были недовольны обидами от князя Рурика. К создает образ вольного новгородца Вадима, республиканца, восстающего против княжеского самодержавия. Трагедию рассматривали как антимонархическую. Екатерина подвергла издание публичному сожжению. Текст запрещен. Был опубликован в полном виде только в 1914. К создает полифоническую пьесу. первый пример худ полифонизма. Вадим – ненавистник самодержавия. Княжнину чужда историческая точка зрения, и он изображает В в духе идеала свободного человека. Его В – блюститель вольности. Во время отсутствия В в Новгороде народ избрал себе царя, республика превратилась в монархию. Вернувшись, В поднимает восстание, но он побежден, закалывает себя. Кончает самоубийством и его дочь Рамида, влюбленная в Рурика и любимая им. Ее положение самое трагичное – должна следовать отцу, но любит его противника. Сложность не только в этом. Но и в том, что Рурик по сути – идеальный монарх, мудрый и кроткий, готовый царствовать на благо страны. Но тем острее и глубже постановка вопроса. Ведь К все-таки осуждает самодержавие. Царь может быть хорошим челом, и все же ненавистен как царь. Рурик – царь, страдающий на престоле (предвосхищается образ Бориса Годунова и образы великого гуманиста Достоевского). Республиканские тирады В звучат как революционные прокламации, тем более, что читатели того времени привыкли видеть в пр-ях живую полит современность. (цитатник). Следует признать, что В, хоть и идеальный республиканец, все же фанатичный правитель, ему не хватает мудрости. Замечательна и развязка трагедии. За каждым из героев остается своя правда, полифонический финал. К признает, что монархия победила. Народ верит в принцип царизма. Ведь люди сами просят Рюрика стать царем. К приходит к пессимистическому выводу: борьбы нет, древняя вольность Руси забыта. Позор стране, покорившейся тиранам. Вадим, т е сам К, восклицает, обращаясь к современникам (цитатник). «Вадим Новгородский» - мужественный подвиг борьбы с неограниченным самодержавием, смелая попытка обратить народ к своим правам, к свободе.























16. «Высокая комедия» эпохи классицизма. Высокая ком – соблюдение трех единств (времени, действия, места) + единство языка. Стихотворная форма, парная рифмовка. Это общественная ком. Соц – полит звучание. «В сюжете высокой ком реализует себя бинарная оппозиция сакральных архетипов», - Ольга Лебедева. Сакральный архетип – архетип благовещенья (герой, вступающий в противоречия с окружающей действительностью – бинарная оппозиция). архетип страшного суда – высокая ком в финале моделирует ситуацию страшного суда, возмездия). Капнист «Ябеда» (1791-98). Ябеды – так называемые жалобы, подаваемые в суды. вертеп неправд – К назвал так суд. Опубликован текст в 1798, благодаря уловке К, который посвятил ком Павлу 1. Позже Павел наложил арест на ком, снят был арест только при Александре 1 в 1804. Пьеса долго пользовалась популярностью. Была легенда, что Павел сослал К в Сибирь. Легенда очень показательна: точно выражает положение русского писателя: сегодня слав – завтра опала. Это ком сатира на судебных чиновников. К использовал при написании материал процесса, который ему самому пришлось вести. Герой Примяков после смерти своего отца претендует на наследство. Но в суд подана ябеда от Праволова. тот задобрил суд суд взятками и получил, не имея на то никакого права имение. Палату судей возглавляет Кривосудов. Рядовые члены палаты – Бульбулькин (пьяница), Атуев (охотник), Паранькин. Прокурор носит фамилию Хватайко. Есть персонаж Добров – опытный повытчик – знает весь механизм суда, является проводником для П. Он дает хар-ки судейским (цитатник). Доброву отведена роль вывести на чистую воду преступников. Лебедева обратила внимание на то, как в этой ком заданы высокие идеалы и как они трансформируются, превращаются в противоположности. Например, закон мыслится в своем идеальном выражении, но другое дело, что в России «закон, что дышло, куда повороти, туда и вышло». Добро – синоним истины, но героями добро понимается только в качестве материального добра. Благо – ему противостоят блага вещественные и блажь. Правде - кривда, ябеда. Резкость и убедительность сатиры, ее направленность против зла, угнетавшего весь народ, делали ком явлением широкого соц значения. Необычайно сильны две центральные сцены: пирушка чиновников в 3 действии и судебное заседание в 5. Кульминация – 3 действие. В доме Кривосудова праздник, накрыт стол, разыгрываются пьяные оргии. Невежество, безобразие, упоение своей безнаказанностью – все это раскрывается в вопиющих чертах, когда чиновники, упившись вином, окончательно рапоясываются. Прокурор Хватайко запевает песенку, и все подхватывают (цитатник). В финале – ситуация наказания. В конце 5 действия на сцене появляется Добров с двумя пакетами. В первом решение по поводу Праволова, подписанное Сенатом. В другом по поводу Гражданской палаты, которая отрекается от должности и переходит в введение палаты уголовной. У К была задумка изобразить немую сцену в аллегорическом ключе, но он отказался от этого замысла. Надо сказать, что действующие лица ком не считают. что решение Сената по поводу гражданского судаервом решение по поводу Праволова, подписанное Сенатом. В другом по поводу Гражданской палаты.в этой ком заданы высокие идеалы - нечто опасное. «Авось либо и все нам с рук сойдет слегка, - говорит служанка Анна. Добров поясняет: «А с уголовною гражданская палата Ей ей частехонько живет за панибрата». Худшее, что угрожало взяточникам по практике эпохи – насильственная отставка, но с сохранением имения. Последняя фраза отведена служанке Анне. Ком заканчивается «лозунгом» взяточников: «Жить ябедой и тем: что взято, то и свято». К показал типическую ситуацию, типическую среду. В пьесе используются поговорки и пословица – всего их там 25.

18. Поэзия В. И. Майкова. Героико –ком поэма «Елисей, или раздраженный Вакх»: проблематика, своеобразие жанра, стиля. Василий Иванович Майков (1728-78). образование домашнее, служил в Семеновском полку, знакомство с низовым фольклором. последователь сумароковской поэзии (идейные взгляды, точность, чистота языка). 1776 – Ода о вкусе А.П Сумарокову – исповедание системы поэтики, повторяющей позиции Сумарокова. Майков писал в тех же жанрах, что и его учитель Сумароков. его басни. комические рассказы в стихах, грубоватые, но не лишенный черт реализма, похожи на басни Сумарокова. «Вор и подьячий», «Роза и змея» (цитатник). М использут в баснях мотивы русского фольклора и древней русской л-ры. Философская лирика. Наиболее значительное здесь ода «Война» (1772). Пацифистская, защита мирной политики. Натуралистические сравнения. Майков, как и Сумароков, придерживался дворянского либерализма, но после пугачевского восстания как - то утих, отказался от либерализма. В 1777 «Деревенский праздник - пастушеская драма. Идиллически изображается мир между помещиками и крепостными. Идея того, что крепостнический режим хорош и без изменений. В эти же последние годы М все более уходит в мистические искания в масонстве. падение поэта. А вот расцвет его творчества приходится на 1760 –е. «Игрок Ломбера» (1763) – шутливая поэма. Героико –ком поэма – жанровая инверсия, антипоэма. возвышение низкого. Это жанр, признанный классической поэтикой. Во Франции дело началось с середины 17 столетия, со школы так называемой «Бюрлеск», с творчества Скаррона. Игрок – перелицовка схем и формул героической поэмы. Формулы зачина. ряд мотивов, описание сражений – все это применено к описанию картежа. Герой –юноша 18. Поэма не ограничивается задачей только насмешить – злободневное сатирическое значение. В аллегорическом изображении похождения картежника М выступил против увлечения картежом в дворянской среде. Игрок написан по рецепту «Налоя» Буало. 1771 – «Елисей», тоже героико – ком поэма. Рассказ о похождении пьяницы Елисея. В основе также столкновение низкого и высокого. Схема героической поэмы, есть мифологические имена. Несмотря на комизм, присутствуют элементы злободневности, ряд намеков, пародийных пассажей. Сюжет – поднялись цены на вино, пьяных стало меньше, Вакх разгневан. Он сделал ямщика Елисея погромщиком винных погребов откупщиков. Действующие лица ямщики, проститутки, купцы. М изображал низкие счлои под углом зрения комизма, несоизмеримости этого материала с обязательным достоинством жанра эпопеи. Для него быт ямщиков – экзотика, чмщик – фигура ком уже потому, что он ямщик и что он затесался в хорошее общество александрийских стихов. М не хотел издеваться над ямщиками и позорить из. Но грубость нравов их комична в силу художественного построения пр-я. Елисей в значительной степени вольная перелицовка Энеиды (история любви Е и начальницы Калинкинского дома и история Энея и Дидоны, любовница Е после бегства и Дидона). Речь М приобретает особый колорит из-за обилия необычайных, крайне грубых выражений: преглупая скотина, плюгавцы. Е также пр-е не только комическое, но и злободневное. М нападает на ткупщиков капиталистов, на купцов, на взяточников подьячих. Именно боевой сатирический хар-р позволил внести в поэму обильный бытовой материал, немало острых зарисовок. Картины низменного быта. Ряд сцен, которые реалистично изображают жизнь низшего класса. например, «темничные юдоли» (цитатник), куда попадает пьяный Елисей. Весьма реалистично описание рабочего Калинкиного дома, в который сажали распутных жен за сластолюбие, и где их исправляли принудительной тюремной работой. На работу их ставит начальница, с которой Е закрутит роман. Характерно, что Е, попав в дом, принимает его за монастырь, начальницу игуменьей, девушек за монахинь. В результате опять реальная картина жизни женского монастыря, которая соответствовала действительности. Здоровый комизм Майкова, далекий от чопорности, нравился Пушкину. Пушкин писал: « Е истинно смешон. Ничего нет забавнее обращения его к порткам: «Я мню и о тебе, исподняя одежда»».




17. Лирическая поэзия М.М. Хераскова. Трагедия «Венецианская монахиня». Опыт героической поэмы. Лидер дворянского классицизма, закладывал основы русского сентиментализма. Возглавлял библиотеку, типографию, издательство МГУ, создал благородный пансион при у-те (Лермонтов, Жук, Тютчев). Издавал журнал «Полезное увеселение» (60-62). Потом журнал «Доброе намерение»,где печатались поэты Майков, Богданович, Ржевский. Х уделяет внимание нравственным совершенствованием личности – философическая поэзия, моральный дидактик. Анакреонтические оды: трехстопный ямб или четырехстопный хорей, белый стих, астрофическая форма. Средний объем – 10-20 строф. Синтаксический параллелизм, благодаря повторяющимся мотивам. Темы морально –философские («О знати», «Сила любви»). Был масоном. Социальная практика русского дворянства, его безыдейность, пустота глубоко неприязненны Х. он считал, что поколение погрязло в роскоши, нужна потребность в духовных интересах. Источники масонства - Библия, Евангелие. Чины и деньги вызывают в нем негодование, пишет о деньгах как о черной силе. Он прославляет идеал независимого интеллигента, презирающего деньги, власть, посвятившего себя служению нравственности. Он хотел бы подчинить законам просвещения и разума жизнь молодого дворянина. Особое внимание уделял вопросам церкви. сторонник деизма и культа разума. при этом считал, что разум хорош только тогда, когда служит добродетели. выступал против неразумной церковности, против корыстных, жестоких церковников, против обрядности в церкви. Природа и человек – крупная тема в его творчестве. Культ уединения, уход в природу. Он считал, что укрепление добродетели может возродить «золотой век» (царство Астрея). Тема счастья на лоне природы («Приятная ночь») – даны элементы ночного пейзажа, уже несколько напоминающие предромантические мотивы. Х протестует против насилия: браки, заключенные против воли невесты, говорит о невозможности угнетения челом животных. однако Х ни разу не опротестовал крепостнические устои, видимо, он верил в незыблемость феодализма. Его поэзия – стиль дружеской беседы, легкий слог. Екатерина не любила Х как масона,но его спасло его стихотворство – эпическая поэма «Россияда» - идеалы гражданственности, общественный пафос. «Венецианская монахиня» . 1758. Уникальное пр-е, его считают первым явлением предромантизма. Х отошел от пятиактной структуры, 3 действия. Х основывается на реальных событиях, в авторском предисловии он пересказывает реальный случай, но действие трагедии не идентичны. Основной конфликт – борьба чувства, страсти и долга. Вера и любовь – две силы, который сталкиваются в душе Занеты. Она отдает предпочтение Богу. Герои умирают – Х воскрешает канон древнегреческой трагедии рока. Мрачный колорит пьесы, действие происходит в среде простых людей – все это выводит ее из рамок классицизма. Неправильно толковать пьесу как проявление антиклерикальных мотивов. «Чесменский бой» 1771. Реальное историческое событие – Русско – турецкая война (1770). Нет базы мифологии, написано по горячим следам. 5 песен, александрийский стих, эпический зачин. Прославление мира. Патриотическая ода. Идея милости к поверженному врагу. Натуралистическое описание сражения. Некоторые психологические моменты – чувства Орлова, когда он решил, что брат его Федор погиб. Поэма приподнята и величественна, но лирическое начало преобладает над эпическим. Поэма имела успех, ее переводили на немецкий и французский.

19. Поэзия И.Ф. Богдановича. Жанрово-стилевое своеобразие поэмы «Душенька». Происходил из бедневшего рода. В 58-59 – знакомство с Херасковым – это поворотный момент. Благодаря ему, Б попадает в журнал «Полезное увеселение». 1 этап его творчества характеризуется чертами либерализма. В журнале «Невинное упражнение», который он редактировал под руководством Дашковой, он напечатал свой перевод поэмы Вольтера «На разрушение Лиссабона» - содержит резкое отрицание 2божественного промысла» в мире, где люди так много страдают. «Другого нет творца, а зло на всеете есть» - ключевая фраза. 1765 – б создает свою небольшую поэму «Сугубое блаженство» - теория первобытного счастья людей без правительства и собственности. Он описывает, как человечество погрузилось в пороки и междоусобия. хотя науки, по его мнению, способствовали улучшению людей. Поэма адресована наследнику Павлу Петровичу, это значит, что Б начинал с оппозиции к императрице. 1773 – сборник стихов «Лира». структура традиционна: духовные оды, торжественные, затем смесь6 идиллии, эклоги, песни, мадригалы, басни. Образцы легкой поэзии: Б создает целый ряд иронических ст-ий («Деньги»). В первую очередь Б интересен как автор поэмы «Душенька» (78-83). Шутливо сказочная поэма. сам автор назвал ее «древняя повесть в вольных стихах». Сюжет восходит к античному сюжету об Амуре и Психее. Он был использован в романе Лафонтена. Б перевел стихотворные моменты романа, укрупнил их, сделал связки и создал свою поэму. Прием – травестирование известного античного сюжета. напоминает сказку «Аленький цветочек». Место Психеи занимает Душенька. Душенька как гроикомическая поэма снижает царей, богов и героев античного мира, но она не груба, в ней нет своеобразного реализма «Елисея». В то же время на не лишена элементов злободневности. В рассказ о греках вплетается мотив современности. персонажи неприметно превращаются в вельмож или царей его эпохи. описание дворца Амура – прославление дворцов и парков российской самодержицы. Сама героиня становится похожа на комплиментарный портрет Екатерины. В целом это мир шутки, легких чувств, безобидных горестей. Б как бы смеется над любовью и страданием, но это не сатирический смех. Забавно рассказывается, как Душентка, изгнанная из дворца Амура решает покончить жизнь самоубийством – но неудачно, т к заботливое божество отстраняло от нее все виды смерти. Б пишет изящную сказку и уводит читателя от серьезных проблем. но не опускается в мир пошлости. интересен его стих – легкий и свободный. простота и вольность авторского слога – вольный ямб. До Б им писали только басни и то со времен Сумарокова. Строчки разной длины создают ощущение динамики. Стиль роскошной неги в описании Амура тоже напоминает Батюшкова и Пушкина. Тон поэмы – камерный, интимно-разговорный, не поднимаясь до величия, но и не опускаясь до простонародной речи. Этот средний. сглаженный сыграл большую роль в истории русского словесного ис-ва. Гипертрофия сказочных образов, деталей, имеющих х-р гротеска. Есть в поэме и Змей Горыныч, и Кащей, и они стоят рядом с Аполлоном, Парисом – все в его поэме потеряло свое подлинное значение, есть только легкая фантазия. Линия: Богдановия – Пушкин. Душенька для 18 в – самый полнокровный и выразительный женский образ. Сочетание простодушия и любопытства. Д предвосхищает образ Людмилы из «Руслан..». Следует сказать о 2 этапе творчества Б. Уже нет черт либерализма. Он был привлечен к сотрудничеству в журнал «Собеседник любителей русского слова», издававшийся под присмотром Екатерины. Она делает его как бы своим наемным поэтом. Этот поворот стал гибельным для его дарования. Его творчество теряет идейность. Пишет не очень интересные ни по идее, ни по поэтике пьесы для двора.










20. Общая хар-ка русской беллетристики 18 в. развитие романного жанра. К середине 17 столетия начинают меняться навыки и вкусы, присущие классицистам. Книга становится более доступной, теперь ее читают не только дворяне, но и мещане, купцы. Новые требования к литературе – требуется не воспитание воли и разума, а практической пользы или забавы. В литру вторгается проза, разрушается классицистическая эстетика. Писатели нового толка культивируют роман, повесть, новеллу, анекдот. Это тривиальная л-ра. А классицизм избегал тривиальности. Занимательный сюжет, примеры низового реализма. Развлекательность, неприкрашенная обыденность конкретной жизни, изображение судьбы индивидуального человека. Самый яркий романист Федор Александрович Эммин (1735-70). Авантюрист и делец. Промелькнул в л-ре с большим эффектом. Был непохож на других писателей того времени. Смотрел на л-ру как на выгодную отрасль. Писал невероятно много, издавал сразу 2 журнала (Адская почта и Смесь). Создал 25 книг, в том числе: 7 романов, 3 тома истории России (беллетризированной). Авантюрные романы Э очень занимательны. Идеально добродетельный, мужественный герой странствует по свету – «Непостоянная фортуна или похождения Мирамонда». В романе прославляется добродетель и унижается порок. Несмотря на то, что Э не дает глубокого психологического анализа героя, он не гонится за чисто развлекательным сюжетом. Приключенческая струя сочетается с историей духовных исканий. В романе после серии приключений, в 3 части Мирамонд уходит в пустыню, становится отшельником – дух часть. Но наиболее своеобразен четырехтомный роман «Письма Эрнеста и Дорарвы» (1766). Роману придана эпистолярная форма. первый в России сентиментальный роман, психологический. Создан по принципу романа Жака Руссо «Новая Элоиза». Это роман в письмах, вызов классицизму. Длинные послания героев Э давали простор для анализа их психологии. Роман человеческих переживаний, своеобразное утверждение права личности на своеобразие, на чувство. Герои – совершенно обычные люди. Сюжет – Эрнест, бедный дворянин, полюбил Д, дочь знатного и богатого человека. Она отвечает взаимностью, но разница положения не позволяет надеяться на брак. Это социальная подоплека романа. + к этому Эрнест женат, хотя он думал, что жена его умерла. Д принуждена выйти замуж за другого, и она разлюбила Э. Он остается несчастлив. Это опыт в русской л-ре психологического романа, первая декларация реалистических принципов письма. Необходимо сказать и о других писателях, внесших вклад в развитие русского романа. Михаил Чулков и его «Пригожая повариха» - образчик плутовского романа. Василий Левшин – сборник «Русские сказки». Пользовались большой популярностью. Также его перу принадлежат сатирические бытовые сказки. Матвей Комаров – из среды крепостных. Толстой признавал его самым знаменитым русским писателем. Его «Повесть о приключениях английского милорда Георга» - примерно 30 изданий.

21. Развитие журналистики в век Екатерины. Полемика о сущности сатиры. Жанровые формы сатирической прозы. Журналистика и л-ра совмещены. Первым сатирическим журналом был «Трудолюбивая пчела» Сумарокова (Письма о заразительной болезни и др памфлеты и нраво-описательные очерки). Опыт С не прошел бесследно. В 1769 Екатерина решила воздействовать на общ мнение при помощи печати. Она решила разрешить обсуждение общ вопросов в прессе. Она бралась принять в этом деле участие и своим примером направить критику в нужное русло, приемлемое для правительства. Она надеялась, что никто не будет противиться голосу царицы. «Всякая всячина». Ее позиция в журнале умеренная. Вслед за ВВ появляются др сатирические журналы. Правительственные: Чулков «И то, и се», Рубан «Ни то ни се». Им противостоит журнал «Адская почта» Эммина. Эммин встает на защиту Тредиаковского и его «Тилемахиды». Поддержал его позицию Новиков и его «Трутень». Получилось невиданное оживление в журналистике. Но к началу 70 все это оборвалось. Объяснить просто: Екатерине не удалось образумить непокорных подданных. Нашлись литераторы, которые поднимали те вопросы, которые она хотела потушить. В журналистике борьба между властью и передовым общественным мнением. Вожак передовой ж-ки – Новиков. ВВ показывала пример благонамеренной ж-ки. Правда, обличала то, что было неприемлемо для правительства. Например, сатира на свободомыслящих женщин, на независимых московских дворян. Трутень (Т) занимал либеральную позицию. Пропаганда идей обязанностей дворянства, искоренение предрассудка права на безделье. Сатирический образ дворянина –рабовладельца, дикого помещика. Памфлеты на крепостническую действительность. Нападки на бюрократически-деспотическое правительство, против модных щеголей. салонной молодежи. Смеется над старой формально-церковной культурой, боязнью науки. Спор между Т и ВВ возник по поводу характера сатиры. Екатерина отвергала сатиру на лица и сводила эту позицию к человеконенавистничеству. ВВ пропагандировала шутки, не задевавшие личность. Т настаивал на сатире личной, практически направленной, принципиальной и боевой. Между оппонентами велась переписка. Т писал за подписью «Правдолюбов». (цитатник) Дерзость Т переходила все границы. Полемика приобретала х-р спора подданного с монархиней. ВВ продолжала настаивать на необходимость хвалить добродетели и лишь изредка касаться пороков. Т настаивал на своем праве на оппозицию, вмешательство в общ жизнь. Т находился под постоянной угрозой и нажимом власти. Новиков пытался спасти журнал, шел на некоторые уступки, вставлял материалы несатирические, но журнал явно умирал. ВВ прекратила свое существование, затем и Т. С апреля 1772 Н издает «Живописец», по июнь 73. С посвящением самой императрице. Екатерина даже финансировала это журнал. Здесь, правда, нет сатир на лица. Но есть соц полит сатиры. Назревает пугачевское движение, отсюда в журнале много говорится о жестокости помещика, о необходимости внесения начал культуры и законности в отношения между дворянами и крестьянами. Жанры прозы в ж-ке. 1 Жанр сатирического портрета (Т – портрет Стозмея: умом не богат, но богат злостью, фигура Жидомор – желает иметь деньги всего г-ва, г-н Безрассудный – не щадит крестьян). 2 Сатирический лечебник – рецепты негодяям. 3 Истинная быль – соц бытовая новелла. 5 Используются документальные жанры – берется реальный документ и комментируется (реальное положение дел в русских деревнях, копии с помещичьих указов). 6 Н имитирует реальные письма. Живописец – «Письмо уездного дворянина к сыну» - сатира на помещика, который схож с Простаковыми и Скотиниными. 7 В «Ж» опубликован отрывок из «Путешествия вИ..Т». Предположительно это Радищев. Некая деревня Разоренное, которую посещает чувствительный путешественник. Он видит пустую деревню. Герой мыслит вслух. Гневное обличение крепостничества. Новиков ставил задачу формирования гражданского общ-ва.













22. Литературное творчество Крылова. Сатирический роман «Почта духов», шуто-трагедия «Подщипа». Иван Андреевич К продолжатель традиции сатиры. Его тв-во можно разделить на 2 части. 1 часть – К – сатирик. К происходил из обедневшего рода, был разночинцем. Рано начал служить (с 12 лет). В 14 пишет первую ком оперу «Кофейница». Начинал с радикальной демократической сатиры. В 20 лет он пишет яркое пр-е «Почта духов» (89г). Это цикл из 48 писем. Издавался как журнал. Сборник очерков в виде переписки разных гномов, эльфов и т.д. с волшебником Маликулмульком. Половина писем – переводы с французского Маркиза де Аржана «Кабалистические письма». 2 половина – оригинальные письма. Сатирический роман обозрение (в будущем это жанр Щедрина). В переписке арабского философа с водяными, воздушными и подземными духами К ставит проблемы соц и полит. Он обрушивается на всю систему власти и культуры крепостническо- бюрократического г-ва. Произвол и разврат представителей власти, придворных и чиновников разоблачаются Почтой духов. Знать, вельможи – мишень его озлобленных нападок. К резок и очень смел. Он выступает и против аристократических претензий дворянских лидеров и против единоличной власти сильных и богатых вообще. Изобличает судей и чиновников, ханжей и лицемеров, не боится нападать и на царскую власть. Его критика злободневна и глубока. В Почте особенно выделяются подземные духи. Среди них Зора ( от зрения, рентгеновское зрение). Действие происходит как на земле, так и в подземном царстве Аида (прием бурлеска, снижение тональности). В Аиде проблема – нужны трое неподкупных судей. Задача – найти их на земле, но это, естественно, не было реализовано. К ставит и экономические вопросы, причем он борется против засилья иностранных товаров, и в связи с этим стоит борьба с галломанией. Последнее письмо №48 – восточный волшебник пишет античному философу. Мы видим яркие и широкие зарисовки быта, даже элементы реалистичного психологического романа. Ядовитый сарказм, беглые краткие хар-ки людей, уничтожающая ирония, легкий стиль – вот какова Почта. Элементы соц симпатий проглядываются среди множества образов, связанных с антипатиями. его сочувствие вызывает художник, не продающий свое ис-во знатным негодяям. В 90 годы, когда начались гонения на просветителей, К пытается издавать журналы «Зритель» и «С-П Меркурий», но не увенчалось успехом. К вынужден удалиться из столицы. Нанимается секретарем к опальному вельможе и уезжает в деревню. Пишет шутотрагедию Подщипа – травестированная трагедия, прием бурлеска. Сюжет: П любит русского князя Слюня, но она должна отдать руку победителю Трумфу. П готова даже на самоубийство, лишь бы не достаться Трумфу. Намечается дуэль между Т и С, но С трус. Вакула – отец П. Он царь. Гос совет возглавляет Маршалл Дурдуран. Все бездействуют и не спасают русское г-во. Здесь есть сатира на фрунтоманию Павловского образца. Но это с одной стороны. А с другой он издевается над русскими царями. Идиот Вакула, трус Слюняй, совет царя – вот они русские герои и цари. Это была серьезная сатира. политический памфлет, сильно переросший из рамок шутки. Пр-е долго не печатали.
Заголовок 115

Приложенные файлы

  • doc 14796124
    Размер файла: 205 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий