Формы организации и виды муз деятельности



Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

- занятия
- развлечения (досуги, праздники)
- самостоятельная деятельность детей.
Музыкальные занятия – основная форма организации воспитания, обучения, развития детей – базируется на программных требованиях, составленных с учетом возрастных возможностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором участвуют все дети той или иной возрастной группы. Они коллективно поют, играют, слушают музыку, пляшут. Такая форма организации музыкальной деятельности дошкольников является наиболее эффективной.
Занятия проводятся по программе планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Педагог распределяет музыкальный материал на несколько занятий, организуя каждое из них таким образом, чтобы оно являлось и самостоятельным и в то же время являлось частью целостного педагогического процесса. Т.Е. любое занятие должно быть связано с предыдущим и последующим.
Примерная схема традиционного учебно-воспитательного процесса на занятии выглядит так: ознакомление с новым материалом, разучивание частично усвоенного, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Смена музыкальной деятельности (а этих видов 4) на занятии создает определенные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая внимание детей, настроить их на другое эмоциональное состояние (переживание), связанное со сменой характера музыки ( ). Вместе с тем, сочетание различной эмоциональной и физической нагрузки помогает муз руководителю динамично и разнообразно проводить занятие. Смена видов музыкальной деятельности на занятии отвечает и психофизиологическим особенностям дошкольного возраста (быстрая утомляемость ребенка, непроизвольность внимания детей раннего и младшего дошкольн возраста), что требует переключения на другой вид муз деятельности.
Организация занятий определяется возрастными возможностями детей. Планомерно усложняя задачи, варьируя методические приемы, педагог организует занятия так, чтобы уже в старших группах дети научились действовать активнее, самостоятельнее. Так, например, основными методами музыкального воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста являются: метод выразительного показа, игровой метод. В средней и старшей возрастной группах - + метод практический, сравнения, проблемный метод.






Виды музыкальных занятий: индивидуальные, по подгруппам, фронтальные – в зависимости от числа участвующих в них детей.
Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей.
Радынова: рекомендуется с детьми раннего и младшего дошкольного возраста проводить занятия по подгруппам и индивидуально, поскольку малыши еще не могут выполнять задания коллективно. У Ветлугиной таких рекомендаций нет. Эти виды занятий применяются и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.
Ветлугина, стр. 27. Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применять форму индивидуальных занятий, если ребенок:
- долго отсутствовал
- отстает в музыкальном развитии.
В таких случаях целесообразны кратковременные индивидуальные занятия (2-3-5 минут), которые проводятся после общего занятия. Иногда бывает достаточно позаниматься с отстающими детьми несколько раз, и ребенок уже начинает активно действовать в коллективе, или начинает делать успехи. В дальнейшем педагог продолжает наблюдать за этими детьми и по мере необходимости опять привлекает ребенка на некоторое время к индивидуальным занятиям.
Или, например, обучение игре на музык инстр (или при освоении некоторых музыкально-ритмических движений) предполагает контакт с каждым ребенком в отдельности. В этом случае педагог также может проводить индивидуальные занятия с детьми.
Могут иметь место занятия с небольшой группой детей, когда необходимо помочь детям овладеть тем или иным приемом игры на муз инстр (или музыкально-ритмическим движением), разучить к-либо произведение к празднику (м. быть по секрету от остальной группы) и др. Иногда, как, например, с гудошниками, кратковременные индивидуальные занятия проводятся регулярно, до появления позитивных сдвигов.
Инд занятия с отстающ детьми помогают найти причину отставания в музыкальном развитии. Иногда индивидуальные качества ребенка могут быть причиной неудач совместной деятельности, например, низкий диапазон голоса не позволяет петь чисто в более высоком регистре. Причиной нечистого интонирования может быть неразвитость звуковысотного слуха. В этом случае педагог подбирает специальные муз-дидакт игры и упражнения. Помогает правильно различать и воспроизводить высоту звуков игра на мелодических музыкальных инструментах (металлофоне, например).
Выяснив в процессе занятий склонности детей к различным видам музыкальной деятельности, педагог может рекомендовать родителям дополнительные занятия в кружке, студии, музыкальной школе.
В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и дети опережающие в музыкальном развитии своих сверстников. Педагог должен помнить: оринтир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех остальн детей, так как лишает их возможности догнать опережающих их сверстников.
Занятия по подгруппам проводятся в тех же случаях, что и индивидуальные. Разновидности их те же.
По содержанию такие занятия (инд и по подгруппам) бывают преимущ доминантными, (но в старших группах занятия по подгруппам могут быть и тематические, Рад, стр. 158). Обучать игре на муз инструм можно также и по подгруппам.
В большинстве случаев занятия небольшими группами и индивидуальные носят эпизодический характер и проводятся по мере необходимости.
По содержанию занятия могут быть:
Типовые (комплексные)
Доминантные
Тематические
Интегративные
в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.
Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности. Вместе с тем использовать все виды музыкальной деятельности на занятиях по 15-30 мин зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида муз. деятельности не было постоянным. Исследование, проведенное Корой Е.Ф, выявило, что реже всего применяются на занятиях слушание музыки и игра на муз инструментах. По признанию муз руководителя редко встречаются и творческая деятельность. Преобладают пение и муз-ритмические движения. Обучение игре на муз инструментах и детское творчество требует на занятиях много времени. Ссылаясь на его недостаток, муз руководитель редко обращается к таким видам муз деятельности. Раздел «Слушание музыки» также часто заменяется прослушиванием новой песни. Отказ от творческих заданий снижает эффект развивающего обучения, а в процессе игры на муз инструментах (также, как и в певческой деятельности) формируется одна из основных муз способностей – звуковысотный (мелодический ) слух. Качество пения также зависит от этой способности. Таким образом, не следует пренебрегать некоторыми видами муз деятельности дошкольников. Разработкой программы дошкольного муз воспитания занималась АПН СССР, проводились многочисленные исследования и апробация программы, а уже затем ее повсеместное внедрение.
Фронтальные типовые занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру: певческая деятельность, слушание музыки, муз-ритмические движения, игровая деятельность или, например: муз-ритмические упражнения – слушание – пение – игра на муз инструментах, включая творческие задания. Музыкально-образовательная деятельность не выделена в отдельный вид деятельности в структуре муз занятия. Сведения о музыке и способах действий дети получают по ходу всего занятия.
Педагоги-исследователи, методисты рекомендуют постоянно варьировать структуру типового занятия. Любое однообразие притупляет интерес детей, в том числе одно и то же построение занятия. (Р., 160). Или, например, вход детей в музыкальный зал. Если для детей раннего и мл. дошкольного возраста не рекомендуется часто менять музыку и приветствие, то для детей старшего дошкольного возраста тот же марш через некоторое время нужно заменять, так как одна и та же музыка со временем притупляет эмоциональную реакцию детей.
Каждый из перечисленных разделов типового муз занятия также может варьироваться.
В разделе «Слушание музыки» может звучать не одно, а 2-3 муз произв. Дети слушают уже знакомые им произведения и знакомятся с новыми.
Раздел «Пение» обычно включает в себя распевание (с элементами творческих заданий), пение 1-2-х или 3-х песен (фрагментов), из которых некоторые знакомы детям, другие только разучиваются. Этот раздел также может содержать творческие задания.
Раздел «Музыкально-ритмические движения» состоит из муз-ритмических упражнений, игр, хороводов, повторения знакомых и разучивания новых танцев, творческих заданий. Музыкально-ритмическая деятельность может быть в начале занятия, если у детей перед муз занятием не было двигательной активности, может быть в середине, если необходимо дать детям возможность подвигаться.
Вариативность структуры муз занятия может проявляться и в объединении 2-х видов муз. деятельности.
Например, раздел «Слушание муз» соединяется с разделом «Муз-ритмические движения», если движения используются для передачи характера прослушанного произведения (пластическое моделирование, например), или с разделом «Игра на муз инструментах», если детям предлагается оркестровать (придумать аккомпанемент, подобрать выразительные тембры к муз произв.).
Раздел «Пение» может быть соединен с разделом «Муз-ритмические движения», если нужно инсценировать песню (одни дети поют, другие двигаются). Такие варианты помогают уйти от стереотипной структуры, повышают интерес детей к занятиям.
Необходимо также тщательно продумывать очередность заданий: так, например, петь после пляски трудно из-за неустановившегося дыхания, поэтому перед пением нужно снизить двигательную активность спокойными движениями иди другими видами деятельности.
Задания, требующие эмоциональной и умственной активности, сосредоточенности (слушание музыки, творческие задания, музыкальная грамота) лучше давать в начале занятия. Детям трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Также важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучащей музыки. Педагог должен уметь изменить запланированную им структуру занятия, перестроиться, если он чувствует, что интерес детей угасает или дети перевозбуждены, или, напротив, пассивны.
Доминантные занятия. Варианты.
В доминантном занятии какой-либо вид деятельности преобладает. Этот вид занятия используется на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам (например, для отстающих по каким-либо параметрам детей).
Если доминирующим (преобладающим) видом муз деятельности является «Слушание музыки», это не значит, что нельзя использовать другие виды муз деятельности, но они в случае доминантного занятия должны быть подчинены основному ее виду. Например, дети могут передать характер музыкального произведения разными способами: движениями, подобрать соответствующие характеру выразительные тембры музыкальных инструментов, оркестровать пьесу, исполнить ее на муз инструментах в сопровождении ф-но. В этом случае все внимание детей привлечено к звучанию музыки, к тому , чтобы выразить ее характер различными способами, а значит лучше понять ее эмоц. содержание.
Скорее всего пение не может быть доминирующим занятием в детском саду, поскольку детям не рекомендуется петь долго, это противоречит правилам охраны детского голоса. Это может быть доминантное занятие, если дети слушают эту же песню в разных исполнениях (детский хор, женский хор), детям даются творческие задания, связанные с этой или другой песней. Это может быть подборка песен, связанная с определенным временем года. Здесь могут звучать песни, романсы, может быть беседа, разъясняющая или подготавливающая детей к восприятию или пению песен и др.
Если доминируют муз-ритмические движения, такое занятие тоже может сопровождаться слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движении. Можно также инсценировать или оркестровать хороводы с пением. Можно включить и творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (образные упражнения), можно предложить детям импровизировать танцевальные движения, коллективно придумать композицию танца и др.
В доминантное занятие с преобладанием детского творчества можно включить его разновидности – песенное твор-во, творчество в муз-ритмических движениях, музицирование на муз инструментах.
Если доминантное занятие посвящено развитию какой-либо способности, то подбираются соответствующие игры и упражнения.
Доминантные занятия могут иметь определенную тему или сюжет. Их рекомендуется проводить, начиная со 2-й мл гр. от 3-х до 12 в квартал (у Радыновой в методике, стр. 164).
На доминантных занятиях нужно использовать те виды муз деятельности, которые помогают выполнить поставленные задачи (Р., 164)

На тематическом занятии выбирается одна тема и согласно ей выстраивается все содержание занятия и виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам (Р, стр. 154).
Выделяют (Р., стр.164) 3 разновидности этих занятий: собственно тематические, муз-тематические и сюжетные – в зависимости от характера выбранной темы, наличия сюжета.
Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой: «Природа и музыка» и др.
Тема занятия может быть связана с праздничной датой: «День рождения детского сада», «День защитников отечества», «День матери». Такие занятия можно проводить вместо традиционного концерта к дате.
На занятии педагог рассказывает об интересном событии (дате), сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на ф-но, и в грамзаписи. Дети могут исполнить свои любимые песни, танцы, необязательно посвященные именно этой дате. Такие свободные занятия могут иметь гораздо больший эмоциональный и нравственный эффект, чем заученное мероприятие.
На тематическом занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объяснять учебный материал. Здесь главное – связать музыку с жизнью. Например, на занятии «Природа и музыка» важно подобрать новый выразит муз репертуар, использовать уже знакомые детям муз произведения. Детям раскрывают изобразительные и выразит возможности музыки, объясняют, как музыкальными средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное природе (утро, вечер).
Музыкально-тематические занятия – как разновидность тематических занятий. Темы их связаны с музыкой, позволяют дать детям наиболее полно представление о муз искусстве, выразительных возможностях муз языка, познакомить с инструментами и т.д. Темы м быть различными: « Народные муз инструменты», «Русская нар песня», «Темп в музыке и его выразит значение» (Р., 165).
Сюжетное музыкальное занятие имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. В зависимости от сюжетной линии детям могут предлагаться творческие задания: «сколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полечку, которая поможет их разогнать». Игровые и сказочные ситуации могут использоваться в виде фрагментов. «Выглянуло солнышко – погреем ручки. А сейчас полежим на солнышке на теплом песочке (Р, стр. 165). Поиски образных движений подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия.
Интегрированные занятия. Цель таких занятий – дать детям представление о специфике видов искусства (муз, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их худ средств. На комплексном занятии важно не формально, а продуманно объединять виды худ деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого искусства. Через сравнение, сопоставление дать возможность детям приблизиться к пониманию специфики каждого вида искусства, глубже прочувствовать муз, худ-е, литературные произведения. Комплексные занятия имеею те же разновидности, что и тематические. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом, темой может быть само искусство.
Интегрированное занятие чаще всего - фронтальное и проводится со всей группой.
Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.
Особенностью типового занятия в группах раннего возраста и 1-й мл гр является слитность всех его разделов, объединение, синкретизм музыкальной деятельности (ребенок подпевает, помахивая игрушкой, делает пружинки и др. – в этом проявляется синкретизм). Педагог следит за музыкальными проявлениями каждого ребенка, стремиться вызвать у него ответную эмоциональную реакцию, желание включаться в совместную со взрослым музыкальную деятельность.


Формы организации муз деятельности дошкольников:
Музыка в повседневной жизни детского сада ( развлечения, утренняя гимнастика под музыку)

В методических пособиях Ветлугиной Н.А., Радыновой О.П. досуги (развлечения )– это форма организации муз деятельности дошкольников, относящяяся к разделу «Музыка в повседневной жизни д/с. К этому же разделу относится и «Утренняя гимнастика» под музыку.
Использование музыки в повседневной жизни ДОУ не ограничивается названными формами организации муз деятельности детей, поскольку она может использоваться воспитателем во время занятий с детьми, на прогулке и др. В этом случае воспитатель, учитывая цели и задачи воспитания детей, возможности, склонности и интересы, подбирает музыкальный репертуар с помощью муз руководителя.
Воспитателю нужно так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни группы, добиваясь ее естественного, непринужденного включения в детскую деятельность : музыкальные поздравления с Днем рождения, муз видеофильмы, игры - концерт, путешествие на авто с песенкой и др.).
+ муз-дидактические игры (на различение тембров инструментов, жанров музыки, характера музыки)
+ муз занятия, которые направлены на закрепление знаний, умений и навыков, которые получают дети на муз. занятиях.
Муз может активно использоваться воспитателем на прогулке, особенно летом. Так, например, подготавливая к летнему сезону музыкальные игры, детские муз инструменты, сюда включаются и игры, в которые можно играть с детьми на прогулке - сюжетно-ролевые, подвижные (Солнышко и тучка, нар игры с пением и др). На прогулку летом можно взять детские муз инструменты (и попеть вместе с птичками, например), поиграть в игры с пением.
+ Музыка может использоваться воспитателем в следующих случаях:
- музыка на художественных занятиях
- музыка как сопровождение рассказываемой сказки, стихов (Агния Барто).
Как и в какой мере (объеме) будет использоваться музыка воспитателем в группе зависит от активности воспитателя. Большую помощь в организации этой работы в группах оказывает муз руководитель (Ветл., мет., 216).
Музыкальный репертуар, запланированный воспитателем, может быть разучен на муз занятии.
Эффективность использования музыки в повседневной жизни д/ сада зависит от контакта и взаимодействия воспитателя и муз рук.

Утренняя зарядка под музыку. Муз сопровождение зарядки и физкультурных занятий активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером. Музыка, сопровождающая физические упражнения, должна отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам, характер муз должен отвечать характеру движений, музыка исполняется в темпе, соответствующем физическим возможностям детей (предпочтительно умеренные темпы), песни как сопровождение утренней гимнастики зарядки не используются, поскольку являются дополнительной физической нагрузкой для ребенка (петь и двигаться детям трудно).
На утренней гимнастике с муз руководителем обычно использ основные движения: ходьба, бег, прыжки, гимнаст упражнения, потягивания.
Музыка для утр гимнастики: сборники «Музыка для утренней гимнастики» + Н. Метлова и др..
В наст время все чаще на утренней гимнастике с муз руководителем (1 раз в неделю) сочетают образные и собственно гимнастические упражнения (Показать мои наработки - «Все вокруг стараются, Бабочка и жучок»), также используются подвижные игры под музыку.
На физкультурных занятиях музыка используется эпизодически – во время ходьбы, бега, перестроений, некоторых общеразвивающих упр. Основная часть занятия, как правило, проводится без муз сопровождения. Физкультурные занятия, также как и утренняя гимнастика, обычно начинаются и заканчиваются маршем (Ветл, Мет, 216).
Таким образом, перечислим еще раз, когда может быть использована музыка воспитателем:
Музыка в часы досуга
Музыка во время игр детей
Музыка на прогулке
Музыка на художественных занятиях
Музыка в театрализациях (театральная неделя в ДОУ)
Музыка на утренней гимнастике

2.В других случаях – организации и проведение развлечений - организатором является муз руководитель, а воспитатель является помощником в организации и проведении развлечений.
Развлечения, как один из видов культурно-досуговой деятельности ребенка имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразной обстановки. Развлечения способствуют эстетическому и всестороннему развитию ребенка, так как он может познакомиться с различными видами искусства – муз, лит, изобразительным , театральным. Они возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность, приобрести уверенность в себе. Здесь формируются такие положительные качества личности как взаимопомощь, доброта, коммуникативные качества.
Развлечения можно классифицировать по содержательной направленности:
- театрализованные развлечения /драматизации/ (кукольн театр, театр игрушки, театр картинок, театр теней, фланелеграф, т.е. все виды театральной Д)
- познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, артистов, об обычаях страны
- спортивные (игры, аттракционы, соревнования)
- муз-литерат урные концерты.
Каждый перечисленный вид содержит в себе различные формы проведения развлечений. Как показывает практика, самым любимым видом развлечения для детей является театрализованное представление (драматизация). Ребенок вступает в радостное общение с любимыми героями, радостно реагирует на события представления.
Развлечения различаются и по степени активности участия детей:
Дети являются активными слушателями
Дети – непосредственные участники
Участниками являются и дети, и взрослые
Досуги планируются и готовятся (в идеале) совместно с воспитателем, могут привлекаться другие сотрудники и дети старших групп. Но в реальности, муз рук предлагает перспективный план развлечений воспитателю, он обсуждается, корректируется по мере необходимости, и далее и организация, и проведение досуга лежит на муз рук. Воспитатель оказывает помощь - в проведении, подготовке, изготовлении атрибутов, если такие требуются (Новый год в Африке).
Более разнообразны по тематике и формам организации досуги в старших группах д/ сада.
Для проведения досугов в младших группах можно использовать театрализованные развлечения (пособия М.Ю. Картушиной), или сценарии логоритмических занятий ее же (Например, стр.28 – 2-3 года).
В развлечении используется игрушки, дети по ходу развертывания сюжета развлечения играют в игры, пляшут, выполняют движения, соответствующие музыке и др. – то есть это как раз тот вид досуга, когда в нем предусмотрено участие детей– самый распространенный тип досуговой деятельности дошкольников.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста досуг может быть организован в русской избе.
В избе сидит хозяйка в народном костюме и поджидает гостей. Дети-гости приходят, знакомятся убранством избы, поют известные им попевки, прибаутки, нар песни.
Пример непосредственного участия детей в проведении досуга – Весна в Африке. Этот досуг готовился в течение 2-х недель. Мы находили время на занятиях, чтобы разучить танец папуасов, ритмическое сопровождение на барабанах и маракасах, у 3-х детей были роли – доктор Айболит, обезъянки (2). Роли главных героев разучтвались втайне от основной группы детей.
Еще один вид досуга – концерт. Он может быть организован в начале, середине и в конце года. Вначале – если у детей в течение лета были новые музыкальные впечатления, кто-то выучил песенку, кто-то ходит в хореографический кружок, можно вспомнить любимые песни прошлого года, или что-нибудь с муз инструментами. То, что детям нравится – они, как правило, помнят хорошо. Если набирается необходимое число номеров – можно досуг провести в форме концерта. Я думаю, что хорошо пригласить на такой досуг детей младших по возрасту групп. Тогда дети почувствуют себя настоящими, взрослыми артистами. К середине года накапливается какой-то репертуар (хорошо в январе-начале февраля) и также можно организовать концерт.
Однажды мы организовали досуг в форме концерта, когда в группе была поющая девочка и к ее 2-3 сольным номерам мы добавили еще несколько.
Однажды мы организовали 2 концерта в старшей группе, когда проводили диагностику уровня муз развития детей. Хотелось выявить муз предпочтения детей, чтобы они попели, потанцевали или сыграли что-нибудь знакомое на муз инструментах.
Группу разделили на 2 части, написали программу концерта и провели.
Досуги - беседы о музыке также достаточно распространенный вид. Мы, например, слушали сказку Петя и волк – 2 досуга посвятили этой симф сказке. Подготовили иллюстрации, показали партитуру, иллюстрации с изображениями персонажей (из программы Критской), рассказали о Прокофьеве - композиторе, показали его детские портреты, поговорили о том, что он еще ребенком начал сочинять музыку, вспомнили 2-3 ф-ные пьесы, с которыми дети были знакомы – т.е. была проведена подготовительная работы, чтобы заинтересовать детей, поиграли в игру на батарейках «Музыкальный оркестр» – послушали звучание кларнета, фагота, флейты.
2).Досуги, когда детям рассказывают сказку с ф-ным сопровождением (Например, «Топ-шлеп и огород» Г. Банщикова и др.). ).
Сказки-драматизации («Теремок « М. Красева доступен и для детей мл группы!).
Досуги, когда дети занимаются любимым видом муз деятельности:
Играют на муз инструментах (Например, рассказывание сюжета с инструментальным сопровождением – дети сами выбирают инструменты, соответствующие какому-либо персонажу, тут же импровизируют).
Танцуют современные танцы с перерывом на отдых
Играют в игры (чередуя спокойные и подвижные)
Тематические досуги: например, досуги Рождественские, на Масленицу.
Большое разнообразие досугов и наличие литературы, которая может помочь или подсказать какую-либо идею его проведения.
Подготовка самого простого досуга: берется сюжетная основа, коррелируется в соответствии с замыслом и возможностями детей, подбирается или используется рекомендуемый муз репертуар, пишется план – что за чем следует, разучивается муз репертуар, текст и т.д.




Формы организации муз деятельности детей.
Праздники

Музыка на празднике в д/с в синтезе с другими иск-вами (худ слова, танца, драматизации –театрализации), худ оформления оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей.
Вся программа праздника сопровождается музыкой – вход и выход детей на праздник и с праздника, песни, танцы, сценки, сюрпризы сопровождается музыкой. Музыка помогает раскрыть идею и содержание праздника, придавая ему то торжественное, то веселое, то шутливое настроение, вызывает соответствующую реакцию детей и зрителей.
При составлении праздничной программы важно производить тщательный отбор муз произведений. Они должны соответствовать теме и содержанию праздника.
В зависимости от темы, эстетических и педагогических задач праздничной программы изменяется и варьируется его структура, изменяется характер и содержание музыкальной деятельности детей, зрелищных сюрпризных моментов.
Обязательные праздники: Новый год, 8 марта, праздник Осени, Выпускной, юбилейные даты Дня победы, в День защитников Отечества (23 февраля) обычно проводятся досуги. В зависимости от задач воспитательной работы в д/с могут проводиться Весенние праздники (досуги), День матери, театральная неделя, День рождения ДОУ и др.
Проведение праздника требует подготовки. Основное на празднике – выступления детей, поэтому перспективный план музыкального образования дошкольников, составленный на основе программы, позволяет включать и своевременно распределять для разучивания с детьми праздничный муз репертуар. Тем самым создаются условия для постепенной подготовки этого репертуара без ненужной спешки и утомительных внеочередных занятий. Весь материал, намеченный в перспективном плане, размещается в календарном, и входит в содержание регулярных муз занятий.
Таким образом, приступая к занятиям с детьми в сентябре, вы уже должны подумать о сценарии Осеннего праздника, о том, какие песенки, танцы, игры у вас могут быть использованы на празднике. Проведя Осенний праздник – начинать обсуждать с воспитателями и подбирать сценарий для Новогоднего праздника – т.е. все время находиться в состоянии творческого поиска!
При необходимости в процессе подготовки к празднику могут быть организованы дополнительные занятия по подгруппам продолжительностью не более 5-7 мин., или индивид занятия с солистами, или с детьми, имеющими роли. За несколько дней до праздника обычно проводят прогон, когда детям объясняют, как построиться, как выйти, в какое время переодеться (если по сценарию требуется смена костюмов), в какой последовательности выступают дети, или группа (если на празднике объединяются 2 группы).
Праздник – его подготовка и проведение – это коллективная, совместная работа муз руководителя и воспитателей, включая методиста, и все же ответственным за содержание, подготовку и проведение праздника является муз руководитель!!С воспитателями он обсуждает сценарий, распределяет роли, выбирают Ведущего (это должен быть воспитатель с правильной речью, достаточно звучным голосом, способный запомнить и удержать в голове ход праздника, выучить наизусть и выразительно рассказать стихи, коммуникабельный, способный контактировать с детьми и зрителями – как правило, таких Ведущих нужно воспитать, постепенно поручая им небольшие роди), затем утверждаете сценарий у методиста и обращаетесь к методисту по таким вопросам как: нужен новый костюм, нужны атрибуты, которых нет в д/с, советуетесь с ним и заведующей ДОУ по поводу оформления зала – на это ведь нужны средства!
Подготовки требуют не только муз номера, сценки, но и сюрпризные моменты. Зачастую приходится изготавливать специальные атрибуты - сундук, кастрюля с подарками, сугроб и т.д.
Также проводятся репетиции с Ведущим или др воспитателями, нянечками, детьми старших групп, участвующими в празднике (разучивание выхода Снегурочки, танца Снегурочки со снежинками и др).
В празднике, если родители активные и заинтересованные, могут принять участие и родители.
Проблемой является и выбор, например, деда Мороза. Бывают такие д Морозы, что жалко собранных родителями денег – неинициативный, с устаревшим набором развлекательных номеров, с трудом осваивающий сценарий – детям с таким Морозом неинтересно!
Среди воспитателей распределяется работа по изготовлению атрибутов, разучивании с детьми ролей, стихов, если необходимо – элементов танцев и песен, сценок. Если запланированы подарки детям – собираются деньги на подарки. Обычно эту работу берет на себя родительский комитет.
За несколько дней до праздника все должно быть готово, включая подробный план праздника: вход – стихи – песня – сценка – выход к-л персонажа, вынести или убрать атрибуты, куда поставить, где будет лежать, как обыгрываются сюрпризные моменты и т.д.
Каждый из праздников имеет свою специфику. Новый год – это развлечение для детей. Обычно половину времени детского утренника отдают Д. Морозу, согласовав с ним игры, сюрпризы, включение родителей в процесс праздника (можно и зав ДОУ, и методиста).
Случаи с Д.Морозом:
8 марта – праздник для мам, поэтому здесь трудятся дети – разучивают номера, готовят мамам подарки и т.д.
Выпускной помимо сюжетной линии должен показать результаты достижений детей – как они научены петь, танцевать, играть на муз инструментах – дети показывают свой уровень развития музыкально-исполнительских и творческих способностей.
Праздники для детей раннего возраста могут проводиться в группах, могут проводиться в зале. Д. Мороз не приглашается, только Снегурочка. Сценарий самый простой, например, как звери елочку в лесу к Новому году украсили. Дети сидят вместе с мамами, создается теплая домашняя обстановка, комфортные условия для детей на 1-м коллективном Новогоднем празднике.
Продолжительность праздников:
Мл гр. – 30 мин.
Ср. гр. – 30 мин.
Ст. гр., подг гр. – 40-45 мин. Нов. Год, Выпускной – до 1 часа максимум.
Досуги регулярные – продолжительность как на муз занятиях. Досуги, связанные с датами и праздниками – более продолжительные по времени.
При проведении праздников учитываются возрастные возможности детей: на праздниках чередуются выступления детей с развлечениями – играми, сюрпризами. Муз сопровождение не должно быть очень громким, живая музыка чередоваться с аудиозаписями. Не должно быть сюрпризных моментов или персонажей, которые могут напугать детей.

Самостоятельная музыкальная Д детей.

1)Самостоятельная музыкальная деятельность – реально существующая сторона жизни ребенка. В программе воспитания детей в д/с специально выделен раздел «Самостоятельная художественная деятельность детей».
В теории педагогики отмечается, что деятельность является самостоятельной, если индивид выполняет новые, все усложняющееся задачи или действует в незнакомых ситуациях, ориентируясь в них без посторонней помощи. Самостоятельная деятельность определяется как комплекс элементов, связанных с направленностью и избирательностью действий (мотивом, интересом), с качеством имеющихся у детей знаний и опыта, умений, с волевой устремленностью.
Муз самостоятельная деятельность разнообразна, облечена в различные формы, возникает по чьей-нибудь инициативе без непосредственного участия взрослых. Самостоятельная музыкальная деятельность детей проявляется в музицировании. Детское музицирование вкл и пение, и ритм движения, и игру на муз инструментах. , музыкальные игры. Самостоятельная деятельность отвечает потребностям детей, выявляет их муз. наклонности. Если, музицируя, ребенок активно, творчески применяет свои знания и умения, можно говорить о его состоявшемся муз развитии.
Безусловно, качество самого музицирования ниже, чем на занятиях. Дети не всегда правильно поют, не очень точно двигаются, но увлеченность их велика, так как делается это по собственному желанию и инициативе. Особенно ярко проявляют себя одаренные дети, однако, нередко любят музицировать и менее музыкальные, но имеющие явную склонность к музыке. Владея каким-либо муз опытом, умея исполнить задуманное, дети чувств себя непринужденно, их действия станов более активными, они чувствуют, что способны заинтересовать окружающих.
В детской практике складываются определенные формы организации самостоятельного музицирования. Самостоятельно, по своему выбору ребенок может использовать различные виды муз деятельности, с которыми познакомился на занятиях, но различные причины, побудившие его действовать самостоятельно, придают действиям своеобразие. Примеры, + стр. 171.

2).Самостоятельная музыкальная деятельность как комплекс действий: возникновение замысла, реализация замысла, развертывание деятельности и ее заключение.
А) Возникновение замысла как проявление интересов ребенка продиктованных внутренними мотивами и обусловлеенными имеющимся опытом. Внешне это выражается в выборе ребенком того или иного вида художественной деятельности, нахождении формы ее организации, привлечения сверстников к участию, в распределении ролей, в подготовке материальных условий к ее осуществлению.
Б).Реализация замысла, которая определяется уровнем владения, способами переноса имеющегося опыта в новые условия, в применении адекватных приемов действий (во что будем играть, как будем играть, с кем, на чем)
3в).Самостоятельные действия, стремление приблизиться к поставленной цели, совершенствование своих действий, высказывание предположений по их дальнейшему развертыванию и окончанию (желание действовать так, чтобы получилось задуманное, как будем играть, действовать в следующий раз?).
Педагоги – исследователи ставят самостоятельную деятельность детей в прямую зависимость от такого руководства детьми, которое побуждает их действовать сначала по заданию и с помощью взросых, а затем ограничиваться своими силами (Кен, 169).
Наиб часто встреч формой организации самостоятельной деятельности дошкольников к является сюжетно-ролевая игра, когда дети выбирают тему под влиянием различных муз занятий (концерт, игра в оркестр, муз занятие и др.).
Игра понимается как свободная деятельность детей, свободная от внешней регламентации, но обусловленная отражаемой в ней общественной практикой (169)
Другую форму детского музицирования можно отнести к играм-упражнениям, преемущественно самообучающего характера, во время которой ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальное движение. Такая самоорганизация не исключает других индивидуальных проявлений детей.

Нужно ли пед руководство самостоятельной деятельностью дошкольников? Анализ практики показывает, что существуют определенные факторы, оказывающие влияние на развитие такой деятельности:
- обучение на занятиях, развивающее у ребенка различные способы самостоятельных действий;
- яркие впечатления от художественных зрелищ в ДОУ, семье;
- специальное оборудование, материал, позволяющий пользоваться необходимыми инструментами, пособиями, дидактическими играми;
- косвенные методы руководства и гибкий творческий подход педагога.
См таблицу, раскрывающую взаимосвязь между методами обучения на занятиях и самостоятельными действиями детей - Кенеман, стр. 175.
Для успешного осуществления самостоятельности в каждом виде музыкальной деятельности требуются свои приемы, но главное, чтобы :
1.проводилась систематическая работа в формировании самостоятельных действий детей;
2. дети лишь тогда будут действовать самостоятельно, когда у них в достаточной степени будут развиты исполнительские умения и навыки.
! Не следует забывать, насколько важен путь не только прямого (по показу) усвоения навыков и умений, но и путь активный, поисковый, который не может проходить без освоения способов самостоятельных действий.
Таким образом, самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников развивается при соблюдении некоторых педагогических условий:
- прав соотношения показа действий и действий по собственной инициативе;
- побуждение к самообучению (выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам), и к взаимной помощи – покажи Тане движения польки;
- обучение самостоятельному умению выражать в конкретном образе свое видение содержания в песне, танце;
- подбор доступного и увлекательного муз материала.
Так, например, ребенок должен не только знать поставленную перед ним задачу, но и возможность ее решения (что нужно сделать, чтобы песенка превратилась в колыбельную). Или: необходимо объяснять, что, например, при инсценировке песни сначала распределяются роли, затем подготавливаются атрибуты, действия. Или: попросить детей изобразить кошку, но по-разному (кошка спит, умывается, ищет мышей и др.). Побуждение к самостоятельным действиям часто связаны с игрой (вспомним Тютюнникову, ее творческую модель муз воспитания детей).
Ребенку может помочь семья – спросить, что делали на муз занятии, предложить спеть, сплясать, предложить купить детские муз инструменты. Ребенок должен чувствовать, что его выступления одобряют и поддерживают.
!!Важно, чтобы место, отведенное в группе для муз уголка, своим внешним оформлением привлекало и было доступно детям. В целом содержимое муз уголков можно разделить на 2 категории:
- требующие участия педагога (аудиозаписи, радио, ТВ);
- используемые детьми самостоятельно (инструменты, настольные муз-дидактические игры, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, атрибуты, художественные игрушки).
Восп и муз рук должны осуществлять тонкое, ненавязчивое руководство и косвенно влиять на детское музицирование, стимулировать самостоятельную деятельность дошкольников .
Примеры:
- Поиграем в праздник?
- А хотите, я вам покажу музыкальную сказку?
- Интересно послушать, как Таня сыграет попевку на металлофоне и т.д.

Музыкальный руководитель и воспитатель идут навстречу желаниям детей, осторожно направляя их самостоятельную деятельность в часы игр в группе или на прогулке. В основном все дети поют и играют, проявляя самостоятельность, но есть и такие, которые не участвуют в музицировании. В таких случаях делается попытка со стороны педагога заинтересовать, помочь ребенку проявить себя. Создается атмосфера непринужденности и особого настроя на музыкальную деятельность. В этих условиях воспитатель должен быть активным участником музицирования. Участие его должно заключаться не столько в исполнении отдельных произведений, но в создании атмосферы, настроения, оказания помощи.
Таким образом, детская самостоятельная деятельность в основном проявляется в форме сюжетно-ролевой игры с муз оформлением, различных дидактических игр и упражнений (типа самообучения или взаимообучения), т.е. в музицировании.
Имеются многочисленные варианты этих форм.
Основной путь стимулирования этой деятельности – использование косвенных влияний: установление связей между занятиями и самостоятельным музицированием; воспроизведение праздничных впечатлений; создание материальной среды, зоны для музыкального уголка, оборудования; косвенный характер руководства со стороны воспитателя.
Совершенствование собственных художественных способностей, умение увлечь детей любимым делом, установить контакт с детьми, влияние своим примером, овладение способами музыкальной практики – таковы требования к педагогу – организатору самостоятельной деятельности дошкольников.
Наличие самостоятельной муз деятельности дошкольника свидетельствует о хорошем уровне муз развития, о его способности проявить собственное отношение к окружающему – увиденному и услышанному. Умение переносить полученные ч на муз занятиях опыт в другие условия свидетельствуют о том, что на занятиях используются методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности ребенка.
Совместная муз деятельность помогает детям поверить в свои силы, быть активным, инициативным. В совместной деятельности склад дружеские отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самост музыкальная деятельность воспитывает настойчивость, увлеченность, дает радость открытий.
Современная методика муз воспитания дошкольников в настоящее время начинает активно разрабатывать вопросы развития и организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников..







ВОПРОСЫ по разделам:

Утренняя гимнастика под музыку: задачи, структура, виды движений на утренней гимнастике?

Развлечения, как форма организации муз деятельности дошкольников:
Функции развлечений?
Классификация развлечений по их содержанию?
Виды развлечений?
Функции музыкального руководителя в организации и проведении развлечений с дошкольниками?
Какие праздники в детском саду являются обязательными?
Продолжительность проведения детских праздников (младшая, средняя, старшая группы)?
Перечислите организационные задачи, которые стоят перед муз руководителем и воспитателями на подготовительном этапе проведения детского праздника?

Самостоятельная муз деятельность дошкольников
Интерпретируйте выражение: «Наличие активной самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников является показателем профессионализма музыкального руководителя ».
Перечислите факторы возникновения и развития самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников









13PAGE 15


13PAGE 141715





Приложенные файлы

  • doc 11851680
    Размер файла: 162 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий